Между двух Европ

"Жить в Кёниге - уже удовольствие и привилегия. Нет проблемы особой сделать себе польскую мультивизу годовую, шенгенскую. Всё остальное - стоны бедных, гонимых, солнцем палимых, и всевозможно жизнью ущемлённых", - написал в "Живом Журнале" один из знакомых.

Такой вывод мой знакомый сделал, после того, как премьер-министр Владимир Путин в очередной раз заявил, что Калининградская область уникальной не является, и все жители нашего огромного государства одинаково равны. А если и отменять визы, то только для всех россиян сразу, а не для жителей нашей области.

Признаться, я поначалу согласилась с посылом приятеля-блогера. Последние 11 лет, что я живу в самом западном регионе России, меня не покидала уверенность: наша область - потрясающий регион, в котором мечтает жить каждый житель большой России. Здесь есть море! По поводу виз действительно не нужно особо переживать, потому что, если очень захотеть, оформить шенген можно, как говорится, "не отходя от кассы". И, если уж совсем по-честному, то где-то в глубине души я даже была согласна с премьер-министром Владимиром Путиным - если и вводить безвизовый режим, то для всех россиян, потому что они, несчастные, живут где-то в "тьмутаракани", и тоже имеют право на поездки в сказочную Европу.

Однако не так давно мнение мое изменилось. Причина - путешествие в "большую" Россию.

В начале лета мне довелось побывать в Сибири у родственников. В Красноярском крае и Хакасии не была лет 8. Помню, что во время последней поездки знакомый, возивший на машине нашу семью по могилам предков, запасался парой канистр бензина.

"Ехать далеко - километров 200, по пути ни одной заправки", - разводил он руками.

Пустынные сибирские дороги наводили тревогу - за три часа езды нам встречалась всего пара-тройка автомобилей (в основном советского производства).

"Вдруг что с нами случится, машина сломается или авария, - переживалось мне. - Никого ведь не дозовемся - тут даже мобильная связь не работает".

В деревне, в которой был давным-давно похоронен мой дед, на месте каждого второго дома стояли развалины. Процветавший до перестройки лесхоз закрылся, на месте бывшего лесхозовского гаража - останки ржавой техники. В деревне оставался всего один маленький магазинчик, в который хлеб завозили через день.

Спустя 8 лет я ожидала увидеть в сибирской России полный развал. Более того, эти ожидания подтверждались заявлениями"больших" политиков о том, что Калининградская область и так живет неплохо, поэтому никаких особых преференций иметь, вроде как, и не должна.

Но сибирские реалии меня несказанно удивили. Ровные дороги с разметкой, около населенных пунктов - "красные зебры" с настоящими "шумовыми ребрами" (не желтыми мини-полицейскими, как у нас, а настоящими, "нарезанными" на асфальте). И - о чудо! - около каждой автобусной остановки аккуратные свежевыкрашенные туалеты типа "сортир".

В дальнем таежном городке Абаза (население 16000 жителей) дети идут в садик с полутора лет, во дворах - современные детские площадки, установленные за счет муниципалитета. Воду можно пить из-под крана - она из каких-то уникальных таежных источников.

"К стоматологу почти не ходим", - сверкая белозубыми улыбками, рассказывают местные жители.

В той самой деревне, в которой еще восемь лет назад я наблюдала замирание жизни, сегодня - добротные дома, почти около каждого - относительно новый автомобиль. На главной деревенской улице - двухэтажная школа-одиннадцатилетка со свежим ремонтом и пластиковыми стеклопакетами.

На рынке - местные наивкуснейшие помидоры по 55 рублей за килограмм, в магазинах - хлеб по 11 рублей за буханку. И что любопытно, везде ловит мобильная связь формата 3G.

По местному телевидению каждый день рассказывали про проект партии власти "Новые дороги России". Столица Хакасии Абакан - утопающий в зелени городок с населением в 260 тысяч жителей - получил в рамках этого проекта аж 60 млн рублей! (стоит напомнить, что Калининграду в рамках проекта перепал 1 млрд рублей). Каждый день представители партии по телевизору доблестно рапортуют, на какой еще улице за эти деньги доделан ремонт, и где еще рядом с отремонтированными тротуарами появились велосипедные дорожки.

Не так давно в городе открыли очередной парк, на этот раз ландшафтный, в небольшое озеро запустили золотых рыбок. На каждом шагу - бесплатные детские площадки, платные аттракционы, фонтанчики. И даже подсветка.

Признаться, такого расцвета в "большой" России, которая, по идее, давно должна была загнить, я не ожидала увидеть.

Мое мнение о неповторимости нашего региона еще больше пошатнулось, когда я попала на местные соленые озера. Въезд - 100 рублей, за эти деньги можно воспользоваться душем, туалетом, пресной водой. Везде установлены мусорные контейнеры, и очень чисто (тут же вспомнился наш загаженный лес в районе Мечниково, где и туалета-то ни одного нет). На озерах отдыхают жители из других сибирских регионов - встречаются машины с кемеровскими, новосибирскими, тувинскими, иркутскими, томскими номерами. Людей очень много, они приезжают с палатками на несколько дней.

"Курортный поселок называется Шира, раньше он был поселком городского типа, но потом власти республики перевели его в разряд сельских поселений", - показывают родственники маленький городок с десятками пятиэтажек.

На мое недоуменное "зачем менять статус?", отвечают: "Так ведь тут еще остались дома с печным отоплением, а врачи и учителя получают льготы, только если населенный пункт - село".

"Но ведь это лишние расходы, бремя ложится на республиканский бюджет!", - вспоминаю я решение прежнего губернатора нашей области отменить льготы на топливо селянам.

"Но без школ и фельдшерских пунктов село умрет", - недоумевают мне в ответ сибиряки.

О Калининграде знают почти все.

"О, вы из Калининграда! Это же Европа! - с почтением отзываются сибиряки о нашем городе. - Наверное, у вас там все по-европейски, чисто, часто ездите за границу, виз не надо?"

Первую часть вопроса упускаю, а на вторую отвечаю, что, мол, руководство страны говорит, будто Калининградская область такая же, как остальные регионы России, и безвизовый режим у нас будет только вместе со всеми. Эти слова они встречают с удивлением...

"Ну, нам как бы визы особо и не нужны, нам и здесь хорошо - места много, природа, тайга, солнечное лето, - отвечают мне. - Мы в Москву-то выбираемся раз в несколько лет, дороговато. Зачем нам ваши визы? Странно, странно...”

Мне вот тоже странно. Оказалось вдруг, что наша область - далеко не самая благополучная, а жители российской глубинки вполне довольны жизнью и не особо стремятся переехать к нам. Ну и главное - стало понятно, что безвизовый режим для тех, кто живет по другую сторону Уральского хребта, - не такая уж необходимость. И калининградцам, запертым границами, безвизовый въезд куда нужнее, чем жителям вполне благополучной и просторной остальной России.

Еще внезапно оказалось, что пока другие регионы шли вперед, мы стояли на месте. Наверное, пора организовывать туры "Мы - россияне" не только для детей, но и для тех, кто руководит областью и городом.
[x]