О появлении международного морского терминала в Пионерском говорят уже много лет. В 2017 году наконец проект прошел госэкспертизу и принялся ждать реализации. Несмотря на то, что в августе президент России Владимир Путин поручил начать строительство в 2017 году (после чего крайне оперативно был найден подрядчик), официально работы на объекте стартовали только 1 февраля 2018 года, когда на месте будущего строительства заложили памятную капсулу. О том, как прошло это мероприятие и почему оно заставило вспомнить о проблемах, не связанных с развитием судоходной инфраструктуры, рассказывает «Новый Калининград».
Идея строительства в Калининградской области глубоководного порта появилась еще в начале
В октябре 2014 года ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)» претерпела серьезные изменения. Вместо единого терминала в районе Приморской бухты в Балтийске решено было разделить реализацию программы на два проекта: на первом этапе построить за 8,5 млрд рублей международный пассажирский терминал в Пионерском, а на втором — за 400 млн рублей глубоководный порт в Янтарном.
В июне 2015-го был объявлен конкурс на разработку проекта строительства морского терминала в Пионерском. В январе 2017 года проект получил положительное заключение. Спустя два месяца губернатор Калининградской области Антон Алиханов заявил, что инвестор, готовый участвовать в проекте возведения терминала, еще не нашелся. Однако в августе того же года Владимир Путин во время своего визита в регион дал команду начать строительство именно в 2017 году. И уже в ноябре «Росморпорт» определился с подрядчиком — им стало самарское
Сейчас Пионерский, который и без того весь зашит в строительные заборы, обзавелся новым профилированным ограждением в районе существующего морского порта.
Сразу за шлагбаумом, рядом с которым висит табличка «Осторожно! Ведутся строительные работы», колеса автобуса с журналистами, которых скопом повезли на торжественную закладку памятной капсулы, практически полностью уходят в огромную грязную лужу.
«До часу ночи сегодня все доделывали и вычищали», — посетовал сотрудник пионерского порта. Он же рассказал, что здание это, несмотря на свежий косметический ремонт, до конца года снесут, потому что оно «не вписалось в проект». Однако совсем не это, а другие строения, расположенные неподалеку, вызывают у местных сотрудников жалость — они предполагают, что строители демонтируют старый немецкий пакгауз из красного кирпича, а также большую трубу давно не работающей котельной.
«Эта труба хоть и советской постройки, но сделана на совесть и до сих пор в хорошем состоянии. Если ее оштукатурить, то наверху можно было бы устроить смотровую площадку или еще
Планы обанкротившегося инвестора, который намеревался построить в Пионерском яхтенную марину, пассажирский терминал, амфитеатр, рыбный рынок, отель и жилые дома, давно канули в Лету. Но макет всего этого несбывшегося великолепия до сих пор стоит в административном здании порта — от взора нового инвестора его отгородили стендом с картинками нынешнего проекта морского терминала. Рядом накрыли фуршетные столы. Чтобы голодные журналисты, которых привезли на закладку капсулы заранее, не съели всё угощение, вход в здание закрыли на ключ.
«Здесь пресса у входа собралась — человек пятнадцать. Что мне с ними делать? Запускать? Они же все съедят? Пусть едят? Ну хорошо», — нервно тараторила в телефон начальник отдела протокола регионального правительства Инга Слезкина. Положив трубку, она еще с минуту в нерешительности глядела на стеклянную дверь, за которой мерзли представители местных СМИ.
Чиновнице не пришлось долго терзаться сомнениями по поводу того, отпирать ли входную дверь сейчас или еще подождать — в проеме показались заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский под ручку с министром инфраструктуры региона Еленой Дятловой. Следом начали прибывать другие приглашенные: губернатор Антон Алиханов, гендиректор ФГУБ «Росморпорт» Андрей Лаврищев,
«Короче,
«Это что,
Практика, когда на мероприятия с губернатором зовут далеко не всех представителей СМИ, вполне типична для Калининградской области. Имя нынешнего главы
В этот раз в Пионерском в помещении, где проходило совещание, разрешили остаться только телевизионщикам. Пока за закрытой дверью вели оживленный диалог Антон Алиханов и Виктор Олерский, а другие участники встречи умиленно за ними наблюдали или всматривались в экраны своих мобильников, мимо прошел помощник губернатора с бежевым кейсом в руках. Там, как догадались присутствовавшие, лежала капсула с памятным посланием, которое, кстати, не содержит ничего примечательного кроме календарной даты, повода закладки капсулы и имен лиц, причастных к этому действу.
«Загон, где сейчас капсулу бетоном заливать будут, — это место будущего морского вокзала. Кстати, блок, в который капсулу закатают, при строительстве здания вокзала использоваться не будет. Куда эта капсула в итоге уйдет и где останется — вообще неизвестно», — откровенно признался сотрудник порта в форменной куртке.
Увлеченно орудующих на ветру мастерками Алиханова и Олерского не волновало, что в итоге произойдет с плодом их труда. Были спокойны они и за судьбу самого проекта международного морского терминала.
«В
Что касается рабочих мест, которые должны появиться в порту на время строительства, то губернатор пообещал поговорить с компанией «Больверк», чтобы местное население в штат строительных бригад
«Это и общероссийский проект, и геополитический проект. Дурь и в Польше, и в Литве пройдет — они придут к нам дружить и так далее. Но надо, чтобы мы показали не только военную мощь, но и мощь инфраструктурную, управленческую и радужную, миллионную территорию, позитивно настроенную. Пионерский, вперед!» — заводил толпу основатель общероссийского движения поддержки флота Михаил Ненашев.
Антон Алиханов не скупился на благодарности президенту Владимиру Путину, который «подвел черту», Министерству транспорта РФ, и вообще «всем причастным» к тому, что идея строительства порта «не была похоронена
Кстати, в 2014 году именно «MSC Cruises» планировала выступить инвестором строительства круизного терминала в Пионерском.
«Этот терминал у нас первый, где подрядчик является одновременно и инвестором. Мы считаем это одним из факторов того, что терминал будет построен в срок. В срок, обозначенный президентом — в конце октября 2019 года мы еще раз встретимся и откроем терминал по приему круизных, пассажирских и накатных судов», — обозначил новую дату ввода в работу терминала Андрей Лаврищев.
При этом представитель компании «Больверк» заявил, что к активной фазе строительства приступят не раньше мая 2018 года, а значит, на все работы, включая берегоукрепление, реконструкцию мола, углубление дна, возведение причалов и морского вокзала у подрядчика есть примерно полтора года. Плюс, оказалось, что региональные власти
Беседуя с журналистами после закладки капсулы, Антон Алиханов в очередной раз «закрыл вопрос» с дорогой к порту, которую некогда планировали пустить через зеленую зону, вырубив 1371 дерево. «Никакого движения через парковую зону не будет — будет обходная трасса», — заключил Алиханов. Тут к губернатору подошла очень пожилая женщина, представившаяся членом профсоюза моряков. Пенсионерка принялась благодарить Алиханова за развитие порта.
«Самое главное, что будут рабочие места. Вам крепкого здоровья! — обратилась к нему старушка и, взяв за руку, вдруг добавила — Мы за вами наблюдаем». Алиханов расплылся в снисходительной улыбке и отправился туда, где все угощались едой, которую не успели съесть журналисты.
Текст — Екатерина Медведева, фото — Виталий Невар, «Новый Калининград»
Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав
Ctrl+Enter