Псу под хвост: чем нам грозит введение пошлины на вывоз макулатуры

Все новости по теме: Экология
Псу под хвост: чем нам грозит введение пошлины на вывоз макулатуры

Год экологии с большой долей вероятности может обернуться для Калининградской области полным провалом. Введение экспортных пошлин на вывоз макулатуры (проект этого постановления Правительства РФ уже прошел стадию общественного обсуждения) поставит крест на целой калининградской отрасли. Это предприятия, собирающие отходы, которые можно переработать. «Новый Калининград» попытался понять, есть ли выход, и чем грозит их закрытие.

О том, что государство намерено ввести такую пошлину, стало известно в июле текущего года благодаря порталу проектов нормативных актов. По инициативе Минэкономразвития РФ предлагается дополнить ставки на вывозные таможенные пошлины пятью новыми позициями, которые касаются всех видов макулатуры: небеленой и беленой бумаги и картона, гофрированных бумаги и картона, газет, брошюр, печатной рекламной продукции и т. д. Пошлину предлагается ввести на уровне 43% от таможенной стоимости, но не менее 57 евро, и сроком на 1,5 года. В пояснительной записке к документу говорится о том, что в Европе тонна макулатуры стоит 130 евро и с «2014 г. ввиду волатильности курсов валют произошла переориентация поставок макулатуры с внутреннего рынка на экспорт».

При этом в России за последние 10 лет ‎в переработку макулатуры было инвестировано свыше 300 млрд рублей, сейчас эти мощности превышают 4 млн тонн в год, а к концу 2018 года будет введено еще на 700 тыс. Но уровень сбора макулатуры оказался существенно ниже и к настоящему времени достиг всего 3,25 млн тонн. В итоге рост экспорта не только «оголяет» мощности, но и ведет к повышению цен на внутреннем рынке: перерабатывающие заводы терпят убытки. Очевидно, что в их интересах все и затевается. С декабря 2014 года по декабрь 2015 цена выросла с 6,9 тыс рублей за тонну до 13,8 тыс; в 2017 году она составила 10,5 тыс рублей за тонну без НДС.

0NVV8145_preview.jpeg

В Калининградской области ситуация принципиально иная: в регионе действует лишь одно предприятие, оно работает на базе ЦБК в Советске, причем, перерабатывает только картон. Все остальные виды макулатуры (фактически это 4 позиции из 5) вывозятся в Литву, поэтому динамика ценообразования на остальной территории России ее самый западный регион не затрагивает вообще.

Надо сказать, это не первая попытка федеральных властей дать тем, кто занимается сбором макулатуры, по рукам. В конце 2015 года был введен 4-месячный запрет на ее вывоз, который едва не привел к тем же последствиям, которые ожидаются сегодня: руководители калининградских предприятий готовились к сокращению персонала и к понижению закупочных цен на картон монополистом из Советска. Тогда пришлось работать «на склад», а выжить удалось только потому, что запрет был относительно недолгим. Сейчас надежды на это нет.

В пояснительной записке к вышеуказанному проекту постановления правительства России говорится о том, что в Европе сейчас собирается около 70% макулатуры, в России — 30%. Видимо, предполагается, что урегулирование внутренних цен поможет цифру повысить. Для Калининградской же области введение экспортных пошлин будет означать полный крах: сбор макулатуры просто прекратится, заявил в беседе с корреспондентом «Нового Калининграда» председатель Регионального союза переработчиков отходов Святослав Лавриненко. «Предприятия для того чтобы развиваться, вынуждены экспортировать эту макулатуру в другие страны. Это позволяет в принципе привлекать какие-то инвестиции, валютные резервы и расширяться, потому что у нас не существует никаких мер поддержки малых и средних предприятий в области переработки отходов», — отмечает он.

Он тоже напоминает, что нынешняя заградительная новация — не первая, и говорит, что у предыдущей была политическая подоплека, поскольку практически весь российский экспорт макулатуры шел на Украину. Впрочем, об «украинском следе» говорится и в пояснительной записке к нынешнему постановлению правительства (точнее, проекту этого документа): «Основным импортером российской макулатуры […] является Украина. При этом основным рынком сбыта готовой продукции (произведенной с использованием российской макулатуры) украинских предприятий является территория Российской Федерации».

95d510a55bc013cc8d8db1d31bbdc500.jpg

Напомним, главный рынок сбыта калининградской макулатуры — Литва. В общероссийском объеме экспорта макулатуры калининградская доля ничтожно мала и составляет всего 0,15%. Тем не менее в годовом выражении это тысячи тонн бумаги, которые в противном случае попадут на мусорные полигоны. Цинизм ситуации в том, что закон об обращении с отходами предполагает полный запрет на захоранивание на свалках отходов, подлежащих переработке; эта норма должна вступить в силу в будущем году (ежегодно в Калининградской области вывозится на полигоны более 800 тысяч тонн отходов). Единственный способ обеспечить выполнение закона — внедрить систему раздельного сбора мусора, однако с введением экспортных пошлин обо всех этих планах можно будет забыть, говорит Олег Пауков, руководитель социально-экологического проекта «Зеленое дело», главная цель которого — как раз раздельный сбор.

Из 30 тонн макулатуры, которые он ежемесячно собирает, 90% — то, что передают жители областного центра. Введение пошлин автоматически отправит все это на свалку. По оценке Олега Паукова, ему придется втрое сократить персонал и свернуть все социальные проекты с детьми. «Вся наша работа — псу под хвост. Все программы в школах и детсадах, которые направлены на сбор макулатуры, на то, чтобы воспитать бережное отношение к природе, закончатся. И «Зеленое дело» в Калининграде канет в лету. И год экологии закончится, и будем мы макулатурой опять забивать наши «резиновые» мусорные полигоны», — говорит он.

Вадим Зигура, директор компании «Форест», которая занимается в том числе сбором и экспортом макулатуры (это около 100 тонн в месяц) объясняет, почему работать станет экономически невыгодно. При нынешней стоимости сырья в 120 евро за тонну (столько за него дают в Литве) и с учетом транспортных расходов (это 20–25 евро с каждой тонны) введение пошлины оставит предприятию с тонны 40-50-евро. «Этих денег не хватит даже на то, чтобы покрыть расходы на сбор и обработку макулатуры», — говорит Вадим Зигура. Он выяснял, можно ли будет отправлять калининградскую макулатуру на какой-либо из перерабатывающих заводов в другие регионы России. Да, можно, — но ровно на тех же условиях, что и для всех остальных, никаких преференций для калининградцев не будет. «Там прибыли никакой нет тоже, плюс все неудобства и проблемы, связанные с перевозкой: границы, транспорт, таможня. Сами транспортные расходы, это „плечо“, всю прибыль съедают», — рассказывает директор компании.

Министр экологии региона Олег Ступин (свой комментарий он предоставил через руководителя пресс-службы областного правительства Дмитрия Лыскова) поясняет, что «правительство области и Минэкологии внимательно следят за данным вопросом и неоднократно обращались в Правительство России, Минпромторг РФ, и Минэкономразвития РФ о нецелесообразности введения данной меры». По его словам, не учтены особенности отдельных региональных рынков (Калининградской области и Дальнего Востока), где возможности перерабатывать всю макулатуру нет. «Введение подобной меры даже на временной основе на территории всей России может привести к остановке экологических программ и сбора отходов, при этом транспортировка данной продукции на основную территорию РФ экономически нецелесообразна», — соглашается врио министра. По его информации, «против введения данной меры выступает также антимонопольная служба». «Правительство Калининградской области следит за ходом разработки меры и находится в тесном контакте с региональным союзом переработчиков и федеральными ведомствами по данному вопросу», — пытается успокоить он. Губернатор Антон Алиханов ранее также сообщал, что в курсе ситуации и переговоры на эту тему ведутся: региональное правительство делает попытки добиться некого исключения для Калининградской области.

Святослав Лавриненко говорит, что он и его коллеги из Союза переработчиков пытались договориться о неких квотах для калининградцев, в рамках которых можно было бы вывозить макулатуру беспошлинно: «Мы попросили квоту, нам сказали, что такого института нет, то есть квоты вам не будет. Субсидирования транспортных расходов тоже не будет. Сейчас было затишье, а недавно я получил письмо от минпрома, что есть проект, что Шувалов его согласовал и подписал, и что только дело времени, что пошлина будет введена».

Текст — Оксана Ошевская, фото — Виталий Невар, Алексей Милованов, «Новый Калининград»

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.