Новый ковчег: в области зреет очередной план спасения системы мелиорации

Все новости по теме: Сельское хозяйство
Новый ковчег: в области зреет очередной план спасения системы мелиорации

«Ластоногие» коровы, два режима ЧС, гибель урожая и миллионные убытки — примерно таким выдался прошлый сельскохозяйственный год благодаря дождям, помноженным на мелиоративные достижения последних лет. Сейчас регион пытается «выбить» у федерального центра комплексную программу реанимации окончательно загубленной за постсоветские годы системы. По предварительным подсчетам, до 2025 года на это планируется потратить около 13 млрд рублей. Новости отличные, если бы не пара моментов. Во-первых, с программой и ее финансированием ничего до конца не решено. Во-вторых, комплексному подходу к реконструкции системы мелиорации сильно мешают запутанные земельные отношения и законодательные нестыковки. В-третьих, восстановление сети входит в список стандартных «обещалок» калининградских губернаторов — программой грозится уже минимум четвертый глава региона. Мелиорации от этого легче пока не становится.

В мелиорации нуждаются практически все предназначенные для сельского хозяйства земли региона. Площадь таких угодий составляет около 600 тыс. га, и 70% из них используется в сельхозпроизводстве, остальные из-за переувлажнения для этого уже просто непригодны, говорит официальная статистика регионального минсельхоза. От краха мелиоративной системы страдает не только сельское хозяйство, в зоне постоянных подтоплений находится более 90 населенных пунктов, в которых проживает всего около 80 тыс. человек.

Осушать территории нынешней Калининградской области начали еще 400 лет назад, первые дамбы были построены в 1613 году. К 40-м годам прошлого века немцы довели мелиоративную систему до состояния, близкого к совершенству: в мелиоративных каналах, ведущих в Куршский залив, нерестилась рыба, была построена обширная и сложная сеть каналов с определёнными градусами наклона, чтобы вода уходила «сама» с легкой помощью насосных станций. Все это великолепие было тщательно перекопано переселенцами, которых обилие каких-то странных керамических трубок в земле обычно сильно смущало.

На осознание проблемы и создание новой системы у советского народа ушло более 30 лет, и только к 80-м годам прошлого века с мелиорацией в регионе все снова стало более-менее благополучно. «В каждом районе было по 2 мелиоративные организации, в Славском районе было 3. Одна занималась строительством, вторая — эксплуатацией осушительных систем. Для каждой организации были построены производственные базы, обеспеченные техникой и подготовленными кадрами. В Гурьевске работало специализированное профтехучилище на 420 мест», — рассказал генеральный директор ЗАО «Мелиоратор» Михаил Кантарник.

Управление всем мелиоративным хозяйством было централизованным. По словам главы областного минсельхоза Натальи Шевцовой, в 1990 году численность мелиоративной службы в области составляла 7,5 тыс. человек, постоянно в полях работало более 200 единиц техники. «После 1991 года проблеме мелиорации не уделялось должного внимания. В настоящее время численность работников государственной мелиоративной службы не превышает 5% от уровня 1990 года», — отметила Шевцова.

Молодые специалисты государственную мелиорацию обходят по кривой дуге по причине издевательских микрозарплат. По словам главы директора «Калининградмелиоводхоза» Руслана Теуважукова, только его предприятию требуется нанять для полноценной работы еще 70–80 сотрудников.

Столь же радикально сократилось и финансирование работ. «На строительство и реконструкцию мелиоративных систем до 90-го года государство ежегодно выделяло в текущих ценах 6,5 млрд рублей. В 2017 году объем финансирования на данные цели составил 28,9 млн рублей, или 0,5% от уровня 1990 года. На ремонт и содержание мелиоративных систем до 90-го года ежегодно расходовалось 1,78 млрд рублей, в 2017 году — 295,5 млн рублей, или около 17%. При этом за последние 27 лет объем мелиоративного хозяйства в Калининградской области практически не изменился», — отметила Шевцова.

Планомерно хиревшее три десятка лет мелиоративное хозяйство области сейчас уже в предсмертном состоянии, признают специалисты. «Гидротехнические сооружения, находящиеся на балансе Мисельхоза РФ и переданные „Калининградмелиоводхозу“ в оперативное управление, имеют износ более 75%. Их техническое состояние необходимо восстанавливать в кратчайшие сроки. Опыт прошлого года наглядно нам это показал. Мощность наших насосных станций в связи с износом составляет 40% от технически возможной», — отметил Теуважуков.

tild6264-3639-4366-b733-366265613333__mil_9999.jpg

Ситуацию сильно осложняет хитровывернутая система собственности на отдельные элементы мелиоративной системы. Частники должны поддерживать сети на своих землях самостоятельно, из областного бюджета им выделяются субсидии, размер которых в прошлом году составил 144,8 млн рублей. За магистральные реки и земли лесного фонда отвечает федеральный центр, удачно «спихнувший» эти функции на плечи областного минприроды вместе со скромным финансированием. Субвенции рассчитываются на душу населения, и в прошлом году область получила на эти цели всего 13,8 млн рублей. Средств этих, по словам главы министерства Олега Ступина, не хватает на очистку даже одной речки в год, а их в регионе примерно 4,6 тысячи. По предварительным подсчетам областных властей, только на очистку 152 главных рек протяженностью 340 км необходимо потратить в ближайшие годы 8,5 млрд рублей.

Гидротехнические сооружения, имеющие «наиболее важное значение», находятся на балансе федерального Минсельхоза, за который отдувается «Калининградмелиоводхоз», о трудностях которого уже говорилось выше. На всю мелиорацию в прошлом году федерация выделила этой структуре 150 млн рублей. Кроме того, есть земли минобороны, муниципалитетов, садовых обществ, различные заповедники-заказники и так далее. В итоге дитя у этого полчища нянек с трудом может приоткрыть единственный подслеповатый глаз.

Есть у региональной мелиорации и другие проблемы. О том, как нынче система работает в Славском районе и к чему это приводит, мы подробно рассказывали в специальном репортаже «Ласты для коров».


Сложную систему собственности на все это мелиоративное великолепие усугубляет противоречивое российское законодательство. Отдельные нормы Федерального закона «О мелиорации» противоречат Гражданскому и Земельному кодексам. Поставить мелиоративные сооружения на кадастровый учет как единый имущественный комплекс очень сложно. 

Согласно Земельному кодексу, которым руководствуется Росреестр при постановке земли на учет, мелиоративные системы и земельный участок, на котором они расположены, считаются отдельными объектами. Земельный участок при этом может делиться между несколькими собственниками или пользователями. Высшие судебные инстанции принимают решения на основании кодекса Гражданского и не признают мелиоративную систему самостоятельным объектом недвижимого имущества, считая ее неотъемлемой частью земельного участка.

При этом реконструкцию, да и обслуживание мелиоративной системы можно вести только комплексно. Точечные работы не просто бесполезны, они, по мнению специалистов, могут нанести значительный ущерб, особенно в период паводков. Речь о необходимости создания единой региональной службы по мелиорации ведется не первый год, но пока безрезультатно.

Еще один законодательный нюанс касается согласования земельных работ — мелиораторы о них обычно узнают уже благодаря катастрофическим последствиям. Поэтому 40-летние усилия советских осушителей благополучно сводятся на нет при строительстве, прокладке сетей и той же пресловутой газификации, на какой бы улитке она ни скакала по городам и весям региона.

«Сейчас кто угодно — железнодорожники, дорожники, связисты, газопроводчики все свои земляные работы проводят без согласования мелиоративных учреждений или отдела по мелиорации при минсельхозе. Все проекты, которые делаются непонятно где — в Питере или где-то там, должны проходить экспертизу на наличие мелиоративной сети на строящихся объектах. Поселки, которые оказались затоплены, это что, результат наводнения? Там газ провели, нарушили мелиоративную сеть, и все. На этом поселок погиб, потому что у немцев к каждому дому была проведена сеть. Ну чего тут скрывать», — пояснил руководитель мелиоративной структуры группы компаний «Залесское молоко» Александр Булатов.

ce4554a5154cf8961316f9d79cd548ad.jpg

Весь этот мелиоративный раздрай в 2017-м в прямом смысле потопил сельское хозяйство региона. Обильные дожди погубили до 90% урожая мелких хозяйств, в области дважды вводился режим ЧС, только прямые убытки хозяйств всех категорий аграрного сектора Калининградской области составили около 400 млн рублей.

Затраты фермерам компенсировали, но далеко не в полном объеме. При убытках в 400 млн между предприятиями распределили всего 150 млн рублей.

«Выращивание сельхозкультур на земельных участках, где длительное время не проводилась мелиорация, приводит к снижению урожайности более чем на 20%, в неблагополучные годы достигает 50%, а на некоторых площадях приводит к полной гибели выращенного урожая. Если при этом учитывать неиспользуемые по мелиоративным причинам земли, а также сильную метеорологическую зависимость урожая из-за переувлажнения почв, то возможное недополучение сельскохозяйственной продукции в стоимостном выражении может достигать одного и более миллиарда рублей ежегодно», — отметила глава минсельхоза Наталья Шевцова.

Пострадали, конечно, не только сельхозпроизводители. Затапливало и земли муниципалитетов, вода захватила часть Калининграда, уничтожая имущество и запирая людей в домах. В сельских закоулках региона, где население выживает в основном за счет подсобных хозяйств на фоне отсутствия другого заработка, дождям не были рады особенно сильно. Но эти убытки никто не считал.

Сокрушительные масштабы бедствия заставили губернатора Антона Алиханова не изменять традициям предшественников (мелиоративных планов за последние 15 лет не строил только Евгений Зиничев, и то скорее в силу крайней усеченности своего губернаторства) и приступить к разработке плана по восстановлению разрушенной системы. «Настало время комплексно заняться этой проблемой», — заявил очередной губернатор, и в недрах очередного областного правительства начал вызревать очередной документ, на сей раз рассчитанный на 2019–2025 годы и оценочной стоимостью в 13,6 млрд рублей. Из них 10,6 млрд — средства федерального бюджета, 1,5 млрд — областного. Еще 1,47 млрд на мелиорацию планируется потратить из неких «внебюджетных источников».

За счет средств федерального бюджета хотят реконструировать 44 электрифицированные насосные станции, 71,3 км защитных дамб, отремонтировать 4 тыс. километров водоприемников и магистральных каналов, расчистить русла находящихся в федеральной собственности рек общей протяженностью 1 тыс. км, магистральных каналов на землях гослесфонда протяженностью 1,8 тыс. км.

За счет областного бюджета необходимо провести работы по инвентаризации мелиоративных систем, кадастровые работы, оформление прав собственности на объекты мелиоративного комплекса, реконструкцию 6 стационарных электрифицированных осушительных насосных станций, строительство открытой и закрытой осушительной сети на площади 1,2 тыс. гектаров, а также отремонтировать открытую закрытую сеть напряженности 3 тыс. км.

В 2011 году инвентаризация мелиоративной системы уже проводилась, и тогда восстановление сети оценивалось в 26,4 млрд рублей. «Были попытки, была сверстана дорожная карта, были сверстаны предложения, ездили в Москву, но тогда не удалось нам ничего добиться, потому что тогда сказали, что, ребята, у вас и так есть программа развития Калининградской области. И вот в рамках этой программы, пожалуйста, занимайтесь мелиорацией. Тогда были приоритеты у Калининградской области», — рассказал глава сельхозкомитета облдумы Валерий Губаров, в те годы руководивший Зеленоградском.

За 7 лет сооружения моложе не стали, инфляция вспять не обернулась, и несложно понять, что нынешней, ополовиненной суммы будет недостаточно. «Что те 26 млрд, что на сегодняшний день 13 млрд — это ориентировочные цифры, которые сегодня еще не подтверждены никакими конкретными расчетами. То есть это приблизительные расчеты, которые дают проектные организации, эксплуатирующие организации и органы местного самоуправления. Наша сегодняшняя задача — получить в принципе добро на разработку этой программы. Это все пока „дорожная карта“. Когда пройдет все согласования, тогда начнем собирать документы и готовить уже конкретную программу, которая будет разбита до 2025 года. И на сегодняшний день 13 млрд рублей — те цифры, которые нам дают возможность в принципе готовить программу», — пояснил Губаров. Видимо, по задумке областных властей, раз начав ежегодно тратить на мелиорацию региона по паре миллиардов, Федерация потом просто не сможет остановиться.

У нынешней программы перед неудачницами-предшественницами пока есть только одно преимущество — добро на ее разработку дал премьер Дмитрий Медведев, и разрабатывалась она по поручению правительства страны. Областные власти уже «продавили» ее через Минэкономики РФ, сейчас программа находится на согласовании в Минсельхозе и в Минприроды. Это дает некоторые поводы для оптимизма. Правда, довольно осторожного, учитывая противоречивое отношение Фортуны к мелиоративным проблемам самого низменного в географическом отношении российского региона.

Текст — Алла Сумарокова, фото — Виталий Невар, «Новый Калининград»

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.