«Износ 39,5 процентов»: что происходит с мостом на Суворова

Все новости по теме: Мост на ул. Суворова

В минувшую среду утром треугольная металлическая проржавевшая конструкция оторвалась от путепровода через железную дорогу на улице Суворова и рухнула на пути, по которым в этот момент проезжала открытая платформа. По счастливой случайности никто из железнодорожников не пострадал. Этот случай — уже не первый, когда от моста что-то отваливается и падает вниз. И, судя по реакции властей, далеко не последний. Когда разваливающийся на куски мост будет отремонтирован, не знает, кажется, никто.

«Как всегда, скрытые дефекты»

По брусчатке, которой выложен мост на Суворова, в разгар рабочего дня медленно тянется поток транспорта. Людям же приходится поворачиваться боком, чтобы разминуться в узком коридорчике, который отвели для них после того, как пешеходные части моста пришли в окончательную негодность. Торчащие вкривь и вкось гранитные плиты недвусмысленно намекают на то, что огородили их от пешеходов проволочной сеткой не зря.

Чиновники мэрии не рискнули карабкаться на разваливающийся мост или заходить под него. Замглавы администрации Сергей Мельников, директор эксплуатирующего мост МКУ «Городское дорожное строительство и ремонт» Владимир Свинцов, ещё несколько муниципальных служащих, а также железнодорожники встретились в сотне метров от него, почти на путях.

«Износ 39 с половиной процентов… Не исключена потеря устойчивости… Одномоментное обрушение вряд ли возможно…». Владимир Свинцов показывает Сергею Мельникову фотографии того места, с которого рухнул кусок моста, — места, смотреть на которое лично замглавы администрации счёл то ли небезопасным, то ли неинтересным. И в самом деле, что тут интересного, если рушиться целиком сооружение не планирует?

В самом деле, ни Мельников, ни Свинцов ничего сверхординарного в случившемся, судя по их комментариям, не видят. «Произошло выпадение поддерживающей конструкции тротуарной плиты. Металлическая конструкция отгнила и вследствие изменения толщины просто вывалилась вниз», — заявил журналистам Сергей Мельников. По его словам, под мостом некоторое время назад, когда очередной осмотр выявил неудовлетворительное состояние конструкций, даже размещали сети для улавливания отваливающихся кусков. Правда, ответить, куда эти сети делись, Мельников не в состоянии. А на вопрос о том, кто сядет в тюрьму, если очередная конструкция упадёт кому-нибудь из железнодорожников на голову, сообщает, что ответственность за состояние моста лежит на МКУ «Городское дорожное строительство и ремонт».

Директор «дорожного строительства и ремонта» также сохраняет по поводу случившегося поистине спартанское спокойствие. «Хотел бы сказать, что у нас чётко отлажена система мониторинга мостовых сооружений, ежемесячно происходит визуальный осмотр конструкций на предмет исключения подобных ситуаций», — заявил Владимир Свинцов.

Не обнаружил вываливающегося куска моста «специалист» потому, что дефекты были «как всегда, скрытыми». «Внешне обрушения не предполагалось, а внутренние повреждения под слоями коррозии привели к падению», — утверждает Свинцов.

MIL_8690.jpg

«Все межремонтные сроки истекли»

«Причины обрушения, разумеется, будут устанавливать специалисты „Калининградгазификации“, которые обслуживают этот трубопровод. Однако если смотреть визуально, то газовая труба была проржавевшая, крепление также проржавело, были даже места, где труба была прикреплена просто проволокой», — заявил начальник пресс-службы КЖД Александр Першин.

Спокойствие чиновников отчасти может объяснять тот факт, что металлические конструкции с моста на железную дорогу падают уже не впервые. Три с половиной года назад, в ноябре 2011 года, рухнула газовая труба, и железнодорожникам пришлось экстренно перекрывать движение поездов, чтобы не возникла искра, а газовщикам — блокировать подачу газа.

Труба в 2011 году отвалилась через полгода после того, как пешеходную часть на правой стороне моста (по направлению от Южного вокзала) признали слишком опасной для движения людей. «Возможно сползание плит», — заявили тогда в мэрии и закрыли правую сторону для пешеходов, а спустя некоторое время закрыли и левый «тротуар», отведя для пеших калининградцев узкий проход, отделённый от проезжей части бетонными блоками.

Интересно, что директор учреждения, ответственного за содержание моста, ответить на вопрос о сроках его последнего ремонта оказался не в состоянии. «Данных об этом нет, — заявил Владимир Свинцов. — Думаю, что где-нибудь в 50-60-е года прошлого века».

Да и немалая часть остальных калининградских путепроводов (всего их более сотни), по словам Свинцова, находятся в печальном состоянии. «Сейчас нацелена работа учреждения на то, чтобы мостики наши не только осматривать, но и ремонтировать, — сообщил журналистам директор муниципального учреждения, судя по названию, призванного именно ремонтировать, а не осматривать. — У нас проект есть на ремонт путепровода на Озерова, там все межремонтные сроки истекли, есть проект на ремонт моста на Парковой Аллее, планируется в следующем году ряд мостов заложить в проектирование».

В 2002 году, когда аварийное состояние моста на Суворова было уже очевидно, газета «Новые колёса» сообщала о том, что построен 89-метровый путепровод был в 1932 году, а в 1956 году был реконструирован. Тогда реконструкция производилась по немецким чертежам; вероятно, именно это, а также несколько большая, чем сегодня, степень ответственности чиновников во времена раннего Хрущёва привели к тому, что мост простоял почти полвека без ремонта.

e42ed3299114ca77cd85740c4a651e6b.jpg

Мосты в очередь

В 2011 году, когда с моста на Суворова начали падать на железную дорогу трубы, его всё же решили отремонтировать. В мэрии оптимистично заявляли, что ремонт начнётся в 2012 году. Правда, цифры, в которые обойдутся эти работы, тогда фигурировали совершенно астрономические. Приведение в порядок путепровода оценивалось в… 300 миллионов рублей! Таких денег тогда не было, несмотря на довольно оптимистичное состояние дел в экономике; сейчас их нет и в помине.

Тогда же в мэрии приняли решение вначале ремонтировать путепровод на Аллее Смелых, а уже затем браться за мост на Суворова. Мысль довольно логичная: во-первых, даже с учётом тех аппетитов чиновников проект реконструкции моста у мясокомбината стоил как минимум вдвое дешевле. Во-вторых, длина путепровода на Аллее Смелых более чем в три раза меньше, так что определённый шанс, что усилий подчинённых Александра Ярошука хватит, чтобы привести его в относительный порядок. Наконец, закрывать два из трёх мостов, ведущих в бывший Балтрайон, как-то опасно хотя бы с социальной точки зрения; территория, которая и так не выглядит процветающей, окончательно превратится в гетто.

Путепроводы на улицах Суворова, Киевской, Аллее Смелых в Калининграде требуют срочного капитального ремонта. К такому выводу пришел губернатор Георгий Боос в ходе инспекции. Путепровод на Киевской не ремонтировался с момента его постройки, а последняя реконструкция моста на Аллее Смелых производилась 50 лет назад, отметили в правительстве. Боос пообещал финансовую поддержку на ремонт мостов в размере 70% от стоимости работ.

История с ремонтом моста на Аллее Смелых, аварийное состояние которого совершенно внезапно обнаружил в феврале 2010 года тогдашний губернатор Георгий Боос, мягко говоря, затянулась. В 2011 году Александр Ярошук оптимистично заявлял, что расходы на эти работы были включены в инвестпрограмму на 2011–2013 годы и начнутся в 2012 году. В 2012 году тогда ещё зампредседателя комитета строительства и архитектуры администрации Калининграда Артур Крупин осторожно говорил, что, скорее всего, в 2012 году работы по реконструкции путепровода по Аллее Смелых не будут завершены.

Да что там не завершены — они не были даже начаты, более того, не были выполнены и проектные работы. Спустя ещё пару лет разнообразных любопытных заявлений Ярошук вообще предложил снести старый мост и построить новый. 

Причина такого «соломонова решения» оказалась простой до идиотизма: авторы проекта реконструкции «не заметили», что на месте запланированных съездов находятся склады и электроподстанция мясокомбината. Проектировщиков выгнали, наняли новых, однако тем временем деньги кончились. «Ну где мне взять этих денег? Нет их просто!» — заявил Александр Ярошук. И вместо дорогой реконструкции было решено делать дешёвый ремонт. 

Каковы будут его результаты, можно лишь догадываться, особенно глядя на сметы. Вместо изначально озвученной стоимости работ в 50–60 млн рублей, цена снизилась до 47 млн, а заключён контракт с ООО «ТермоПластКомпозит» был вообще за 36 млн. Единственное, что внушает хотя бы какую-то надежду на благополучный исход дела — подрядчик уже отремонтировал один путепровод в Калининграде, на улице Железнодорожной. Теперь у него есть 190 дней, чтобы привести в порядок мост на Аллее Смелых.

MIL_8712.jpg

Ремонт начнётся когда-то

«Учитывая важность возобновления движения по ул. Судостроительной, найдена возможность завершить работы до 25 апреля, — сказал председатель горсовета Андрей Кропоткин. — А уже 27 апреля планируется закрыть для ремонта мост на Аллее Смелых».

Наконец, дело дошло до практики; через четыре дня движение по мосту на Аллее Смелых вроде бы закрывается, и подрядчик приступает к работам. Для этого, правда, нужно завершить ремонт моста через озеро Зимнее, из-за которого сегодня закрыто движение по части улицы Судостроительной. Его, согласно заявлению главы горсовета Андрея Кропоткина, должны открыть 25 апреля.

Как рассказал Сергею Мельникову в среду Владимир Свинцов, выставлять на аукцион контракт на проектирование ремонтных работ на Суворова в МКУ «Городское дорожное строительство и ремонт» намерены в течение мая. Понятно, что никаких конкретных сроков начала работ на фоне многократных переносов и невыполненных обещаний Мельников не озвучивал. Да и вряд ли бы кто-то им поверил. Сообщил, что работы могут начаться уже в текущем году, но как эта мысль сопрягается со всеми остальными заявлениями за все минувшие годы, а особенно — с судьбой моста на Аллее Смелых, решительно непонятно.

Единственное, что решили на месте во время выездного совещания чиновники, — сократить поток движения по мосту на Суворова, урезав ширину проезжей части до 5,5 метра и запретив проезд машин и автобусов весом более 14 тонн. Таким образом, улица Суворова останется без сквозного автобусного сообщения. Единственный вариант, который звучал в среду, — пускать автобусы с улицы Камской до закрытого для них моста и организовывать где-то разворотное кольцо. 

Иначе жителям Суворова придётся обходиться маршрутными такси. Судя по всему — неограниченно долго. Столько же железнодорожникам нужно будет опасливо смотреть вверх, не летит ли вниз с моста им на головы очередная «металлическая поддерживающая конструкция».

Фото — Алексей Милованов, «Новый Калининград.ru»

Текст: Алексей Милованов , главный редактор «Нового Калининграда.Ru»

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.