Анатолий Мухомор: все, что изложено в письме автобусников, — полная чушь

Анатолий Мухомор

В интервью «Новому Калининграду.Ru» глава муниципального «Калининград-ГорТранса» Анатолий Мухомор рассказал, сколько на самом деле переплачивает предприятие за взятые в лизинг автобусы, как скоро сможет МКП заменить частных перевозчиков в случае их ухода с рынка и почему муниципалам сложно конкурировать с частниками.

— В своем письме президенту частники в очередной раз обвиняют вас в «кумовстве» и в том, что ваша супруга, Светлана Мухомор, отстаивает ваши интересы.

— Все, что изложено в этом письме, — полная чушь. Это просто домыслы и желание укусить. Как только потребовали от этих перевозчиков исполнения своих обязательств — они начали кусаться, просто так. Причем здесь я — вообще не понимаю. Я — директор предприятия, учредителем которого является администрация города Калининграда. И я делаю только то, что говорит собственник предприятия. Он говорит ехать сюда — я еду. Он говорит не ехать — я не еду, вот и все. Из письма следует, что есть какие-то мои интересы. Какие мои интересы могут быть? У меня сейчас 100 единиц транспорта на выпуске, и я получаю ту же зарплату, которую я буду получать, если их будет 200. Сами подумайте, мне головная боль нужна? Конечно, нет.

— По мнению перевозчиков, со временем у кого-то может возникнуть желание акционировать «ГорТранс» с купленными за бюджетный счет автобусами. Якобы для этого частников хотят, как выразился Сергей Донских, «изжить».

— И это полная чушь. Я хотел бы посоветовать этим людям обратиться в юридическую консультацию. Там бы им подробно объяснили, что муниципальное казенное предприятие обанкротить нельзя. Его можно только закрыть, заплатив все долги по счетам полностью. И чушь полная, что хотят купить автобусы, чтобы потом я якобы с женой, да еще и с главой «прихватизировал»… кому нужны убыточные трамваи или троллейбусы? А забрать автобусы отдельно нельзя, сами понимаете. Если акционировать — то все предприятие. Это лишено смысла вообще, я не понимаю, каким боком меня туда приплели.

— Перевозчики назвали «коррупционной» сделку по покупке в лизинг новых автобусов для «ГорТранса». Переплата, по их мнению, составит около 100 процентов. Есть под этим заявлением какие-то основания?

— Тоже чушь просто. Чтобы вы понимали — удорожание за 5 лет составит 43,23%. При этом в данной цифре «сидят» не только лизинговые платежи. Здесь «сидит» и КАСКО, потому что где деньги взять, чтобы каждый год страховать эти 30 автобусов? И все страховки, и доставка — все полностью. То есть платежи по лизингу были бы еще меньше — не 43%, а 20%, наверное.

Но человеку же надо «жареного» — переплатили на 100 процентов! Это я уже проходил с трамваем, когда говорили, что я украл половину трамвая. Ну что там можно украсть? Наоборот, я перед поляками там: «Ну скиньте нам цену, вам же нужно показать себя, вы этим откроете ворота в Россию, дайте нам подешевле. В следующий раз ладно, будете продавать подороже, но продайте нам сейчас подешевле, чтобы мы были в вас заинтересованы…». А после этого ты получаешь: «украл половину трамвая». И не понимаешь, зачем тебе все это вообще было надо.

— Власти Калининграда планируют сократить количество маршрутов. Не связано ли это с тем, что ваше предприятие просто не сможет «закрыть» все маршруты частников, а избавиться от них горвластям очень хочется?

— Никоим образом. При этом не уменьшается количество автобусов большого класса, даже увеличивается. Сокращается благодаря этому только количество автобусов малого класса, а они небезопасны. То есть количество маршрутов сокращается, но количество автобусов на них — увеличивается.

— Сейчас люди опасаются, что частные перевозчики просто «бросят» свои маршруты. А, скажем, в СНТ «Победа» ходит только «БалтАвтоЛайн» и все. И таких мест в городе очень много. Что будет с людьми «на отшибах», если частные перевозчики уйдут? Ведь у «ГорТранса» просто автобусов не хватит их заменить.

— Да, конечно, транспортом «ГорТранса» закрыть 100% всю маршрутную сеть не получится с установленным интервалом. Но с бОльшим интервалом «ГорТранс» и имеющиеся в городе транспортные средства позволят частично в течение недели решить проблему вывоза пассажиров. А через неделю, с привлечением, может быть, транспортных средств из других городов, я думаю, мэр решит эту проблему.

Подобная ситуация была в одном из российских городов. Это говорит о том, что частники могут так сделать — хочу вожу людей, хочу — не вожу. Муниципал все равно поедет. А частника как ты заставишь? Расстреляешь его? Нет, конечно.

_NEV8341.jpg

— Сколько всего транспорта у вашего предприятия сейчас?

— У меня еще стоит на ходу, специально держу, 30 автобусов. Итого сейчас у меня 85 автобусов, трамваев 39, все выйдут на линию. Троллейбусы все выйдут на линию. Но у нас 200 с чем-то единиц техники.

И ведь не все перевозчики нехорошие, есть и хорошие. Есть «Зеленоградск-Транс» — у них хорошие автобусы, тут ничего не скажешь, к ним нет претензий. У «ПАП» автобусы нормальные, они имеют свою базу. И возьмем все остальные. «Вест Лайн», к примеру, купили 3 новых автобуса — заявили, мол, все, мы вложились!

— Частники говорят, что они как раз собирались обновлять свои парки…

— Извините, но замена 35-летнего автобуса на 25-летний — это, конечно, обновление, но хотелось бы еще ездить на нормальном транспорте, а не на хламе. Я думаю, что Россия уже прошла тот период, когда с Европы она выгребала шрот, клепала его, красила и ездила. Наверное, мы уже достойны большего.

— Донских нам заявил, что они планировали в течение двух лет закупить новый транспорт, а старый обменять в рамках Федеральной программы утилизации транспорта.

— А где вы слышали до вчерашнего дня, что они хотят купить новые автобусы? Вот вы слышали хотя бы раз? И какая госпрограмма утилизации? Товарищи, 6 лет программе этой, можно было уже что-то утилизировать, получать по 400 тысяч за автобус и покупать новые. Но почему-то этого никто не делал! Но это не мое дело, это их бизнес. И я не хочу никого осуждать или обвинять. Это их отношения с администрацией.

— Один из главных аргументов у частных перевозчиков — муниципальное предприятие не выдерживает конкуренции с ними. И «ГорТрансу» приходится выделять немалые субсидии из бюджета.

— Вы же видели, как через две сплошные разворачиваются микроавтобусы и уходят за клиентом. Мы, со своей стороны, выполняем график движения минута в минуту. И если у меня водитель опаздывает или приходит раньше более чем на три минуты — он получает дисциплинарное взыскание. И он не заинтересован в том, чтобы устраивать гонки. Это длится уже 3–4 года — мы ездим по расписанию, а не гоняемся, как раньше гонялись с перевозчиками — «рогатых» они «делали», мы их «делали», ДТП и все остальное — было запрещено это все. У наших водителей отняли процент от выручки, у них был небольшой, и этого интереса их лишили — гоняться за выручкой.

Конечно, у нас выручка упала. Но кто-то же должен ездить по графику. Вот у нас в Космодемьянского есть согласованное расписание, там ходят наши «шестерка», «пятерка» и 35-й маршрут. Но чужой автобус почему-то впереди нас идет и собирает всю выручку. Мы идем сзади, и он прекрасно знает об этом. И после этого он говорит, что у нас большие убытки. Ну конечно, у нас убытки, если мы не участвуем в этой битве за пассажира! Нам дали задание ездить так — мы и ездим.

— Но вашим водителям стало менее выгодно работать.

— Водителей не хватает. Но вот вы мне объясните — у меня официально водитель получает в среднем 25–30 тысяч рублей в месяц. Официально у частного перевозчика водитель получает 10 тысяч. Скажите, а почему ко мне никто не идет работать, а? Не нужны им 20 тыс лишних или 15?

— Видимо, на самом деле зарплаты водителей несколько выше, чем озвучивают частники.

— Наверное. И к тому же, если бы у меня они работали так много, как работают у частников, — то получали бы в три раза больше, чем на самом деле получают сейчас. Но если он работает по 16 часов в день — о какой безопасности речь?

— Можно ли говорить о войне с частными перевозчиками сейчас?

— Я ни с кем не воевал и воевать не хочу и не буду, принципиально даже. И Бог им судья. И глава города Александр Ярошук сказал, я это сам слышал — мне все равно, кто будет по городу ездить на хороших автобусах, кто будет соблюдать установленный график движения, кто не будет давить бабушек на остановках — это будет частник, или государственное предприятие. Совершенно все равно, кто это будет. Главное, чтобы был порядок.

Ведь никто ни на кого не «налегал» раньше. Но скоро будет чемпионат, есть обязательства города по закупке транспорта. Нужно, чтобы транспорт был новый. Хотя бы в хорошем состоянии. Осталось не так много времени. И уже нужно что-то предпринимать сегодня.

Фото — Виталий Невар, «Новый Калининград.Ru»

Текст: Алла Сумарокова

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.