«Дурь в Польше и в Литве пройдет»: как открывали стройку порта в Пионерском

О появлении международного морского терминала в Пионерском говорят уже много лет. В 2017 году наконец проект прошел госэкспертизу и принялся ждать реализации. Несмотря на то, что в августе президент России Владимир Путин поручил начать строительство в 2017 году (после чего крайне оперативно был найден подрядчик), официально работы на объекте стартовали только 1 февраля 2018 года, когда на месте будущего строительства заложили памятную капсулу. О том, как прошло это мероприятие и почему оно заставило вспомнить о проблемах, не связанных с развитием судоходной инфраструктуры, рассказывает «Новый Калининград».

Идея строительства в Калининградской области глубоководного порта появилась еще в начале 2000-х годов, тогда предполагалось возводить его в Балтийске. Правда, в 2010 году федеральное агентство морского и речного транспорта России приняло решение о строительстве порта на полуострове Бальга в районе мыса Северный. Из-за протестов рыбаков, которые заявляли, что это повредит нересту многих видов рыбы, от строительства в акватории Калининградского залива отказались.

В октябре 2014 года ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)» претерпела серьезные изменения. Вместо единого терминала в районе Приморской бухты в Балтийске решено было разделить реализацию программы на два проекта: на первом этапе построить за 8,5 млрд рублей международный пассажирский терминал в Пионерском, а на втором — за 400 млн рублей глубоководный порт в Янтарном.

В июне 2015-го был объявлен конкурс на разработку проекта строительства морского терминала в Пионерском. В январе 2017 года проект получил положительное заключение. Спустя два месяца губернатор Калининградской области Антон Алиханов заявил, что инвестор, готовый участвовать в проекте возведения терминала, еще не нашелся. Однако в августе того же года Владимир Путин во время своего визита в регион дал команду начать строительство именно в 2017 году. И уже в ноябре «Росморпорт» определился с подрядчиком — им стало самарское ООО «Больверк», которое, как оказалось, было единственным претендентом на эту роль.

Сейчас Пионерский, который и без того весь зашит в строительные заборы, обзавелся новым профилированным ограждением в районе существующего морского порта.

Сразу за шлагбаумом, рядом с которым висит табличка «Осторожно! Ведутся строительные работы», колеса автобуса с журналистами, которых скопом повезли на торжественную закладку памятной капсулы, практически полностью уходят в огромную грязную лужу. Где-то в середине этого мутного озера слабо бьет фонтан воды. По всей видимости, во время разборки старых портовых объектов рабочие повредили водопроводную трубу. Устранение протечки оставили на потом: все силы срочно бросили на то, чтобы привести в порядок административное здание порта, куда на совещание должны были съехаться высокопоставленные чиновники. Помещения бывшего морвокзала освежили за неделю — там до сих пор пахнет краской и хлоркой.

_NEV1686.jpg_NEV1737.jpg_NEV1767.jpg_NEV1783.jpg_NEV1784.jpg_NEV1786.jpg_NEV1787.jpg_NEV1788.jpg

«До часу ночи сегодня все доделывали и вычищали», — посетовал сотрудник пионерского порта. Он же рассказал, что здание это, несмотря на свежий косметический ремонт, до конца года снесут, потому что оно «не вписалось в проект». Однако совсем не это, а другие строения, расположенные неподалеку, вызывают у местных сотрудников жалость — они предполагают, что строители демонтируют старый немецкий пакгауз из красного кирпича, а также большую трубу давно не работающей котельной.

«Эта труба хоть и советской постройки, но сделана на совесть и до сих пор в хорошем состоянии. Если ее оштукатурить, то наверху можно было бы устроить смотровую площадку или еще что-то. А француз, которому так и не дали тут построить яхтенную марину, планировал эту трубу стилизовать под маяк», — вздыхает сотрудник порта, который пожелал остаться неизвестным.

Планы обанкротившегося инвестора, который намеревался построить в Пионерском яхтенную марину, пассажирский терминал, амфитеатр, рыбный рынок, отель и жилые дома, давно канули в Лету. Но макет всего этого несбывшегося великолепия до сих пор стоит в административном здании порта — от взора нового инвестора его отгородили стендом с картинками нынешнего проекта морского терминала. Рядом накрыли фуршетные столы. Чтобы голодные журналисты, которых привезли на закладку капсулы заранее, не съели всё угощение, вход в здание закрыли на ключ.

«Здесь пресса у входа собралась — человек пятнадцать. Что мне с ними делать? Запускать? Они же все съедят? Пусть едят? Ну хорошо», — нервно тараторила в телефон начальник отдела протокола регионального правительства Инга Слезкина. Положив трубку, она еще с минуту в нерешительности глядела на стеклянную дверь, за которой мерзли представители местных СМИ.

Чиновнице не пришлось долго терзаться сомнениями по поводу того, отпирать ли входную дверь сейчас или еще подождать — в проеме показались заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский под ручку с министром инфраструктуры региона Еленой Дятловой. Следом начали прибывать другие приглашенные: губернатор Антон Алиханов, гендиректор ФГУБ «Росморпорт» Андрей Лаврищев, вице-премьер Александр Рольбинов, глава областного агентства по международным связям Алла Иванова, спикер облдумы Марина Оргеева и депутат Павел Федоров, а также бизнесмены-судоперевозчики и капитаны. По плану участникам торжественного выезда предстояло сначала посовещаться, потом заложить капсулу, а уже после — приступить к фуршету.

_NEV1789.jpg_NEV1792.jpg_NEV1793.jpg_NEV1795.jpg_NEV1796.jpg_NEV1798.jpg_NEV1800.jpg_NEV1801.jpg

«Короче, пресс-секретарь губернатора кого-то туда зовет, а остальные журналисты — туда идут», — указывает начальник коммерческого отдела калининградского управления «Росморпорта» Николай Маменко сначала на зал совещаний, а потом на помещение для фуршета.

«Это что, какие-то избранные СМИ?» — уточняет у него девушка, которой и было адресовано распоряжение распределить потоки журналистов. «Я так понимаю», — пожимает плечами в ответ Маменко.

Практика, когда на мероприятия с губернатором зовут далеко не всех представителей СМИ, вполне типична для Калининградской области. Имя нынешнего главы пресс-службы регионального правительства Дмитрия Лыскова уже не раз упоминалось в скандальных историях, связанных с журналистами. То он распространяет через телеграм-канал«методичку» с описанием того, как корреспондент не должен вести себя во время брифинга, то сам нетактично прерывает журналиста во время пресс-подхода. Намедни стало известно, что в здании областного кабмина закрыли пресс-комнату (хоть, по словам Лыскова, и временно).

В этот раз в Пионерском в помещении, где проходило совещание, разрешили остаться только телевизионщикам. Пока за закрытой дверью вели оживленный диалог Антон Алиханов и Виктор Олерский, а другие участники встречи умиленно за ними наблюдали или всматривались в экраны своих мобильников, мимо прошел помощник губернатора с бежевым кейсом в руках. Там, как догадались присутствовавшие, лежала капсула с памятным посланием, которое, кстати, не содержит ничего примечательного кроме календарной даты, повода закладки капсулы и имен лиц, причастных к этому действу.

«Загон, где сейчас капсулу бетоном заливать будут, — это место будущего морского вокзала. Кстати, блок, в который капсулу закатают, при строительстве здания вокзала использоваться не будет. Куда эта капсула в итоге уйдет и где останется — вообще неизвестно», — откровенно признался сотрудник порта в форменной куртке.

Увлеченно орудующих на ветру мастерками Алиханова и Олерского не волновало, что в итоге произойдет с плодом их труда. Были спокойны они и за судьбу самого проекта международного морского терминала.

«В какой-то момент мы поняли, что если мы его (международный морской терминал — прим. „Нового Калининграда“) не сделаем, то просто не будем уважать себя, руководство Калининградской области. Вот так командно мы довели это событие до старта. Я абсолютно не сомневаюсь, что все будет сдано в срок и здесь появится хороший, красивый пассажирский терминал. Это и рабочие места, и деньги, которые будут оставлять пассажиры, путешествующие по благодарной Калининградской области. В общем, все, что называется, в руки!» — вещал со сцены замминистра транспорта РФ.

Что касается рабочих мест, которые должны появиться в порту на время строительства, то губернатор пообещал поговорить с компанией «Больверк», чтобы местное население в штат строительных бригад все-таки попало. Алиханов подчеркнул, что все строительные компании из других регионов все равно опираются на местных субподрядчиков.

_NEV1802.jpg_NEV1803.jpg_NEV1805.jpg_NEV1808.jpg_NEV1851.jpg_NEV1861.jpg_NEV1868.jpg_NEV1894.jpg

«Это и общероссийский проект, и геополитический проект. Дурь и в Польше, и в Литве пройдет — они придут к нам дружить и так далее. Но надо, чтобы мы показали не только военную мощь, но и мощь инфраструктурную, управленческую и радужную, миллионную территорию, позитивно настроенную. Пионерский, вперед!» — заводил толпу основатель общероссийского движения поддержки флота Михаил Ненашев.

Антон Алиханов не скупился на благодарности президенту Владимиру Путину, который «подвел черту», Министерству транспорта РФ, и вообще «всем причастным» к тому, что идея строительства порта «не была похоронена где-то в кабинетах». Он выразил надежду, что пассажирский терминал будет открыт уже в 2019 году. А ведь согласно подписанному осенью 2017 года премьером Дмитрием Медведевым документу, терминал в Пионерском должен был быть готов к вводу в эксплуатацию до июня 2018 года. Как признался губернатор, под эту дату пионерский порт даже предварительно включила в свое расписание итальянско-швейцарская компания «MSC Cruises». Сейчас с ней рассчитывают подписать новый меморандум о сотрудничестве.

Кстати, в 2014 году именно «MSC Cruises» планировала выступить инвестором строительства круизного терминала в Пионерском.

«Этот терминал у нас первый, где подрядчик является одновременно и инвестором. Мы считаем это одним из факторов того, что терминал будет построен в срок. В срок, обозначенный президентом — в конце октября 2019 года мы еще раз встретимся и откроем терминал по приему круизных, пассажирских и накатных судов», — обозначил новую дату ввода в работу терминала Андрей Лаврищев.

При этом представитель компании «Больверк» заявил, что к активной фазе строительства приступят не раньше мая 2018 года, а значит, на все работы, включая берегоукрепление, реконструкцию мола, углубление дна, возведение причалов и морского вокзала у подрядчика есть примерно полтора года. Плюс, оказалось, что региональные власти все-такивспомнили про выпавшую из проекта терминала яхтенную марину и решили, что как раз подрядчик-инвестор должен взять на себя расходы по ее обустройству.

Беседуя с журналистами после закладки капсулы, Антон Алиханов в очередной раз «закрыл вопрос» с дорогой к порту, которую некогда планировали пустить через зеленую зону, вырубив 1371 дерево. «Никакого движения через парковую зону не будет — будет обходная трасса», — заключил Алиханов. Тут к губернатору подошла очень пожилая женщина, представившаяся членом профсоюза моряков. Пенсионерка принялась благодарить Алиханова за развитие порта.

«Самое главное, что будут рабочие места. Вам крепкого здоровья! — обратилась к нему старушка и, взяв за руку, вдруг добавила — Мы за вами наблюдаем». Алиханов расплылся в снисходительной улыбке и отправился туда, где все угощались едой, которую не успели съесть журналисты.

Текст — Екатерина Медведева, фото — Виталий Невар, «Новый Калининград»



Комментарии к новости

prealoader
prealoader

Кремль и большой предмет

Замглавного редактора «Нового Калининграда» Вадим Хлебников о том, что происходит, когда власти пытаются бить гражданское общество.