«Под знаком ВТО»: экономические итоги 2012 года

2012 год для экономики Калининградской области оказался очень неоднозначным. С одной стороны, регион продемонстрировал очень неплохие показатели роста ВРП, сокращения задолженности по зарплате, да и сельское хозяйство в кои-то веки стало лидером. С другой – вступление России в ВТО в августе этого года и «проблема-2016» уже стали для области дестабилизирующим фактором. Придать устойчивости и поставить регион на надежные рельсы, ведущие в светлое будущее, должен целый пакет документов, в числе которых Стратегия развития региона и госпрограмма, проект которой недавно вырвался в объективную реальность. «Новый Калининград.Ru» представляет обзор ключевых событий, которые формировали экономический ландшафт региона в уходящем году.

Без забора
Вступление России в ВТО мало кого обрадовало. Пока предприниматели региона не видят никаких особенных плюсов в этом факте для своих предприятий. Правительство области, разработавшее Стратегию социально-экономического развития области на средне- долгосрочную перспективу, как раз охватывающее самые сложные для региона годы, пришло к выводу, что калининградские предприятия не успеют перестроиться во время действия переходного периода по вступлению в ВТО. 
 
Кроме того, снижение таможенных пошлин в связи со вступлением России в ВТО обесценит тарифные преференции, предоставляемые предприятиям-резидентам ОЭЗ Калининградской области и приведет к закрытию 500 предприятий и увольнению 50 тыс их сотрудников.
В целом безусловно выиграют от вступления в ВТО «очень важные» для Калининградской области сектора — цветная и черная металлургия, химическая и нефтехимическая отрасли. А вот малый и средний бизнес, особенно торговля, пострадают.

Кроме того, в ноябре замминистра экономики области Михаил Городков сообщил, что, «если ничего не делать», после завершения переходного периода закона «Об Особой экономической зоне» падение ВРП после 2015 года может составить 17%, а в 2016 году в регионе могут закрыться более 10 крупных предприятий: «Продукты питания», Калининградский рыбоконсервный комбинат, Черняховский мясокомбинат, «Альмак», Калининградский тарный комбинат, корпорация «Союз-ТМ», «Телеволна», «Телебалт», «Лесобалт» и т.д.

Стратегические амбиции
Стратегия стала первым и единственным документом из целого пакета спасательных бумаг, официально представленных широкой общественности. В ней предусмотрено три сценария развития: инерционный, активный и амбициозный. В первом случае можно обойтись только областными ресурсами — экономический рост составит 4–5% в год с неминуемым падением в 2016 году. При активном сценарии тоже можно будет практически обойтись без федеральной поддержки, рост ВРП составит 5–6% в год, но «придется напрячься всем», считает один авторов документа экс-министр экономики Калининградской области Елена Пожигайло. И в этом случае будет падение в 2016 году. Она уверена, что области необходимо реализовывать амбициозный сценарий, который предусматривает ежегодный рост ВРП на 11–15%, в том числе и в 2016 году. В этом случае в Калининградской области к 2031 году средняя продолжительность жизни достигнет 78 лет. Кроме того, согласно проекту Стратегии, к 2020 году уровень ежемесячной средней зарплаты достигнет почти 77 тыс рублей.

Но общественные обсуждения Стратегии, главная задача которой – задать такой вектор развития региона, который не только не даст области загнуться, но и выведет ее в светлое и богатое завтра, выявили, что общего рецепта выживания в новых условиях нет. Как неоднократно говорили многие, только на уровне конкретного предприятия можно узнать, чем для него аукнется вступление в ВТО.

korova_1.jpgСельхозслезы
В ходе обсуждений выяснилось, что рыбопромысловая отрасль региона к вступлению в ВТО не готова в целом. Впрочем, не только она. Не слишком уверенно себя чувствует и наземное сельское хозяйство и всей России, и отдельного региона, особенно в части производства молока. ВТО для селян пришло очень не вовремя, так как только с 2011 года региональное сельское хозяйство стало получать действительно существенную помощь из бюджета. В этом году на село выделено больше миллиарда рублей, причем, как заявил министр сельского хозяйства Владимир Зарудный, «на наш миллиард приходят полтора миллиарда федеральных». Благодаря этому в 2012 году в области началась фактическая реализация программы по разведению крупного рогатого скота – впервые с постперестроечных времен. 
 
Правда, в следующем году поддержка из областного бюджета останется на таком же уровне, что в лучшем случае даст возможность поддержать уже работающие программы, но на новые ее уже не хватит. Но все это не помешало губернатору Николаю Цуканову сделать весьма амбициозное заявление, что в течение двух лет область перейдет на полное «импортозамещение» по основным группам продуктов. «Будем экспортировать их в другие страны», — заявляет губернатор.

Удары по «ветеранам»
В 2012 году целые отрасли в Калининградской области фактически были ликвидированы. 14 марта было официально опубликовано постановление правительства России № 200. Этот документ расширил список товаров, запрещенных к помещению под таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в Калининградской области в части жиров и масел растительного и животного происхождения. В результате около двух десятков пищевых производств региона лишились возможности беспошлинно ввозить жиры для собственных нужд, что сделало их продукцию неконкурентоспособной на российском рынке. 
 
Досталось и животноводам – с февраля введен запрет на ввоз скота из нескольких европейских стран с 1 февраля 2012 года в связи с распространением вируса Шмалленберга. Никаких поблажек для калининградских свиноводов добиться так и не удалось. Правда, благодаря этому активизировалось создание собственных маточников на территории области.

Традиционно в этом году летом у калининградских грузоперевозчиков кончились дозволы. Но эта проблема была решена радикально, навсегда и непривычным способом — транзитные разрешения на международные автоперевозки просто отменили.

klava_3.jpgНовенькие и старенькие
Изменение общих экономических условий выявило в регионе не только пессимистичные настроения. Та же Стратегия в качестве одного из перспективных направлений развития области обозначила IT-кластер. Пока особыми успехами мы в этой отрасли похвастаться не можем, хотя и провалов тоже нет. Но, судя по всему, кроме авторов Стратегии, всерьез за этот кластер намерены взяться как минимум двое: исполнительный директор Калининградской IT-ассоциации (КАЛИТА) Константин Орлов и президент «Автотор Холдинга» Валерий Драганов. Что именно получит регион от айтишников, пока не очень понятно, если не считать появления на его просторах людей с «качественными мозгами».

Ветеран новой экономики в Калининградской области — группа компаний «Автотор» в новейших условиях планирует бурно развиваться. Уже создается совместное предприятие с канадской Magna, чтобы воспользоваться ее «спящим» соглашением о промсборке. Это позволит предприятию сохранить таможенные льготы после 2016 года.

Кроме того, Валерий Драганов пообещал увеличить количество производимых в Калининграде автомобилей до 350 тыс в год, создать автокластер на 25 тыс рабочих мест, построить порт, инжиниринговый и учебные центры, жилые массивы, а также поспособствовать развитию IT-сферы и нанотехнологий. Общий объем инвестиций в промышленную часть проекта оценивается в 2,5 миллиарда евро и 500 миллионов евро — в «гражданскую часть».

Руководство «Автотор Холдинга» рассчитывает, что 18% средств, необходимых для создания автомобильного кластера в Калининграде, выделит государство. Драганов уже подсчитал, что поддержка со стороны государства и области вернется сторицей в виде налогов, которые будет платить холдинг после 2015 года.

Авианалет
Многострадальное «Храброво» в этом году обрело новых хозяев. Аэровокзал в феврале приобрел оператор регионального аэропорта - ЗАО «Аэропорт Храброво».

Участие Калининградской области и Российской Федерации в возрождении аэрокомплекса «Храброво» превратилось в какую-то фантасмагорию. Еще в марте члены комитета по бюджету Облдумы отклонили предложенные правительством области поправки в бюджет, предусматривающие выделение 2 млрд рублей в уставной капитал ЗАО «Управляющая компания Аэропорт Храброво», так как это юрлицо тогда еще не было создано. В апреле Облдума эти поправки одобрила.

Эти самые миллиарды, по задумке губернатора Цуканова, должно было безвозмездно выделить правительство России.

В мае Госдума одобрила поправки в федеральный бюджет, предусматривающие выделение Калининградской области 2,2 миллиардов рублей на частичное покрытие дефицита бюджета в связи с финансированием работ по аэропорту «Храброво».

Правда, позже оказалось, что это не субсидия, а бюджетный кредит, который нужно возвращать.

После этого в июле компания «Аэроинвест», вроде как зарегистрированная в одном из оффшоров, выкупила за 2,6 млрд рублей 75% акций ЗАО «Аэропорт Храброво», которые ранее принадлежали банку «Санкт-Петербург». Тогда же было подписано трехстороннее соглашение по развитию аэропорта «Храброво» между правительством области, банком «Санкт-Петербург» и компанией-инвестором.

В сентябре Облдума снова одобрила выделение ОАО «Управляющая компания „Храброво“» 2,2 млрд рублей бюджетного кредита, за что должна получить какие-то активы компании. При этом правительство области отдало здание гостиницы «Спортивная» в Зеленоградске в уставной капитал управляющей компании «Храброво». Между тем судьба кредита из федерального бюджета все еще неизвестна. Пока активных работ в аэропорту, «построенном на коленке», не ведется.

more_8.jpgТуристические байки
Отдельной строкой или даже главой в этом году прошла тема туризма. В обстановке строжайшей секретности потенциал области и стратегические перспективы его развития исследовала международная консалтинговая компания McKinsey. Однако результаты этого исследования не оглашались, так как, по мнению губернатора Николая Цуканова, у Калининградской области есть конкуренты. Но некоторые выводы компании привели к тому, что очередным нашим спасением был объявлен туризм. Это открытие у многих вызвало скептические усмешки.

Но в мае бывший вице-премьер регионального правительства Геннадий Щербаков заявил, что за счет туризма Калининградская область может почти двукратно компенсировать потери валового регионального продукта в результате вступления России в ВТО. Напомнив, что нынешняя доля туризма в ВРП оценивается всего в 2%, он сказал, что результаты проведенных по заказу правительства маркетинговых исследований свидетельствуют о том, что регион может претендовать на 7–10 млн туристов ежегодно — по данным одного исследования, в 3–5 млн человек в год — по данным другого исследования.

На конец года туруспехами Калининградская область похвастаться снова не может – никаких прорывов в этом направлении не случилось, если не считать включения региона благодаря усилиям Литвы в международный проект «Великого янтарного пути» и окончательное закрытие турзоны на Куршской косе.

Колбасные войны
Введение в действие соглашения по малому приграничному передвижению между Калининградской область и Польшей привело к тому, что многие калининградские торговцы и производители почувствовали себя не слишком уютно. Калининградцы сделали выбор, и он оказался не в пользу местных товаров и официальных торговых точек. Поляки и литовцы тоже определились, где они хотят покупать бензин и сигареты.

Что делать с «туристами-бензовозами-колбасовозами», никто не знает, особенно если они все делают по правилам.

Заключительный аккорд
Под занавес уходящего года про регион бросил 9 слов президент России Владимир Путин. И после этого появилась возможность ознакомиться с тщательно скрываемым проектом госпрограммы с весьма смелыми запросами. Проект предполагает выделение региону на три подпрограммы 646 млрд рублей из федерального бюджета, 37 млрд рублей из областного и муниципальных бюджетов и внебюджетные инвестиции в сумме 786 млрд рублей. Общий объем привлеченных средств составит 1,47 триллиона рублей. Документ, который, по утверждениям областных властей, начал бродить по коридорам федеральной власти чуть ли не с начала года еще под именем комплексной программы, для главы страны в ноябре этого года был штукой загадочной. А в декабре Владимир Путин поручил правительству в ближайшее время предоставить предложения по развитию Калининградской области. Чуть позже «Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года» стало госпрограммой. Но что в ней останется от местных амбиций, еще неизвестно.

Грядущий Чемпионат мира по футболу пока никакого явного влияния на жизнь региона не оказал, если не считать проектов мега-стадионов в уникальных местах и массу разговоров вокруг этого события.

Так что с экономической точки зрения год был бурным, невнятным и заканчивается на такой же сумбурной ноте ликующей паники.

Текст — Татьяна НОВОЖИЛОВА, фото — из архива «Нового Калининграда.Ru»

Комментарии к новости

Государство спонтанных покупок

Заместитель главного редактора «Нового Калининграда» Вадим Хлебников о том, почему нельзя обсуждать наследие ЧМ без Дома Советов.