«У перевозчиков душа болит»: как калининградский бизнес живёт с транзитными ограничениями

«У перевозчиков душа болит»: как калининградский бизнес живёт с транзитными ограничениями

13 июля Европейская комиссия опубликовала дополнительные разъяснения по ограничению транзита санкционных товаров в Россию через территорию стран ЕС. Согласно трактовке положений документа российской стороной, железнодорожного транзита в Калининградскую область санкции почти не касаются. Однако Литва заявляет, что пока не знает, как претворить рекомендации ЕК в жизнь. А калининградские власти продолжают настаивать на том, что простого послабления мало, и обещают добиваться полного снятия ограничений для грузов, следующих в регион. «Новый Калининград» рассказывает, как развивалась ситуация и что по этому поводу говорят в местном бизнес-сообществе.

17 июня губернатор Антон Алиханов сообщил, что со следующего дня Литовские железные дороги закрывают железнодорожный транзит в Калининградскую область для товаров, попавших под европейские санкции. По его словам, Литва ссылается на разъяснения от Еврокомиссии о том, что на товары, запрещенные к ввозу в ЕС из-за санкций, не распространяется исключение о калининградском транзите. По предварительным оценкам региональных властей, ограничения коснулись 40-50% номенклатуры грузов. Правда, по мнению литовской стороны, ограничения затронули только 15% всего объема грузов, перевозимых по железной дороге в российский эксклав и обратно.

Глава области отметил, что решение литовских властей о запрете транзита «незаконно». Он подчеркнул, что региональные власти готовились к подобному развитию событий, поэтому рассчитывают, что попавшие под санкции товары можно будет доставлять в Калининград морским путем. Глава пресс-службы областного правительства Дмитрий Лысков заверил, что Калининградской области не грозит дефицит потребительских товаров.

В Совете Федерации назвали фактическую транспортную блокаду Калининградской области «нарушением суверенитета России» и пригрозили «очень жесткими» ответными действиями. В российском МИДе потребовали «незамедлительной отмены этих рестрикций».

В свою очередь ​​глава МИД Литвы Габриэлюс Ландсбергис заявил, что запрет на железнодорожный транзит был введен литовскими властями после консультаций с Еврокомиссией и страна всего лишь выполняет вступившие в силу положения четвертого пакета санкций. Среди запрещенных к провозу товаров оказались продукция из чугуна и стали, десятки наименований промышленного оборудования, изделия для использования в авиационной и космической сфере. После 10 июля под запрет попадали цемент, древесина, лаки и краски, удобрения, широкий перечень стройматериалов. После 10 августа — уголь. Также под санкциями оказались «предметы роскоши», чья стоимость превышает 300 евро за единицу: вина и спиртные напитки, парфюмерия, одежда и аксессуары, посуда и изделия из хрусталя. Для бытовой техники эквивалентный порог — 750 евро, а для фото- и видеотоваров — 1000 евро.

Тем временем стало известно, что запрет на транзит санкционных товаров касается и автотранспорта — литовская таможня начала разворачивать российские фуры, следующие в Калининград. Ко всему прочему оказалось, что три железнодорожных парома, которые перевозят грузы до Балтийска из Усть-Луги в Ленинградской области, загружены на 100% до конца июля, а позже очередь достигла середины августа. И хоть в регион передислоцировали сначала второй, а потом и третий по счету сухогрузы, которые могут перевозить контейнеры и автомобили, но этого оказалось все равно недостаточно — для бесперебойной поставки товаров требуется в общей сложности не менее семи грузовых судов на калининградском направлении, а в идеале — 10 (шесть железнодорожных паромов и четыре сухогруза). Ранее Алиханов оценивал такое расширение мощностей в 10 млрд рублей и отмечал, что рассчитывает на федеральную поддержку в этом вопросе. На государственные субсидии для морских перевозок также очень рассчитывают и калининградские бизнесмены, ведь такой вид транспортировки грузов обходится заметно дороже. Да еще и ставка на провоз непродовольственных грузов на пароме «Усть-Луга — Балтийск» в июне выросла на 10,9%. В Союзе промышленников и предпринимателей Калининградской области спрогнозировали подорожание стоимости доставки товаров в другие российские регионы в 1,5-2 раза. Однако вопрос субсидирования все еще висит в воздухе — Минтранс не торопится с принятием решения.

Облвласти заявили, что в короткие сроки переориентируют грузоперевозки, направив подсанкционные грузы на паромы, а не запрещенные к транзиту через территорию Евросоюза — на железную дорогу. Поугрожав литовцам ответными мерами, правительство Калининградской области в итоге все-таки предложило несколько вариантов «дипломатического» решения проблемы ограничения транзита в регион, в том числе предусматривающих корректировки регламента ЕС. Позже областные власти подчеркнули, что их устроит только полное снятие ограничений на транзит в Калининград. 


Издание Bloomberg сообщало, что в новый пакет санкций ЕС предполагается включить исправления ранее утвержденных мер — возможно, и положения о транзите подпавших под санкции товаров. Алиханов также рассчитывал, что 10 июля — с вступлением в силу очередных санкций — ограничения на транзит грузов в регион через Литву будут сняты. В противном случае власти Калининградской области предложили запретить ввоз и вывоз товаров в Россию через страны Прибалтики, что, по его мнению, может «уничтожить» транспортный комплекс соседних государств и «половины экономики Литвы не будет». Литовские власти засомневались, что такие ответные меры России будут иметь прямые экономические последствия для республики.

Зато российские эксперты рассказали, что запрет транспортировки грузов по территории России в прибалтийские страны негативно скажется на автомобильных грузоперевозках через Белоруссию, а также может привести к сокращению импорта товаров европейского производства в Россию.

Вскоре губернатор начал рассуждать о том, что в будущем при согласии Литвы можно было бы построить выделенную железную и автомобильную дороги, соединяющие основную территорию России и Калининград. Однако власти Литвы тут же ответили, что не согласятся на установление зеленых коридоров для транзита грузов в Калининградскую область через свою территорию. Литовская сторона заявила, что «Россия не заслуживает никаких уступок» в плане принципиального смягчения санкций по транзиту, однако не исключила, в случае острого дефицита каких-либо товаров потребления, возможность выдавать одноразовые разрешения на провоз груза в Калининградскую область.

Спустя два десятка дней после запрета калининградского транзита Алиханов продолжал настаивать, что переговоры России с ЕС по этому вопросу начнутся «в любом случае», это только вопрос времени. «Продолжаем диалог с Еврокомиссией и Литвой. Нас заверяют в том, что вопрос должен разрешиться в ближайшее время», — тогда же заверила официальный представитель МИД Мария Захарова.

Поверенный в делах России в Литве Сергей Рябоконь отметил, что это литовская сторона намеренно затягивает переговоры по калининградскому транзиту. И это несмотря на то, что ситуация с ограничением провоза товаров в регион сказалась на более чем 200 литовских малых и средних транспортных компаний. Впрочем, в пресс-службе Еврокомиссии заявили, что прямые переговоры с Россией по разблокированию калининградского транзита вообще не ведутся.

И вот, наконец, 13 июля в Еврокомиссии дали разъяснения по ситуации с калининградским транзитом. Там отметили, что провоз товаров, попавших под санкционные ограничения, запрещен только по автодорогам. При этом железнодорожные перевозки допускаются при осуществлении необходимого контроля. В дополнительных указаниях государствам-членам Евросоюза по транзиту товаров из России отмечается: «Государства-члены должны проверить, остаются ли объемы транзита в пределах исторических средних значений за последние три года, в частности, отражающих реальный спрос на товары первой необходимости в пункте назначения, и что нет никаких необычных потоков или торговых моделей, которые могли бы привести к обходу. Транзит санкционированных товаров и технологий военного и двойного назначения полностью запрещен в любом случае — независимо от вида транспорта».

Литва и США поддержали решение Еврокомиссии по калининградскому транзиту, в российском МИД сообщили, что еще «формируют позицию». А вот власти Калининградской области остались не полностью удовлетворены такими послаблениями: «Решение является только первым шагом в решении проблемы, требуется аналогичное решение и в части автомобильных перевозок. Благодарю коллег из МИД России за этот результат. Будем продолжать добиваться полного снятия ограничений», — написал губернатор Антон Алиханов.

Позже в телевизионном интервью губернатор заявил, что считает абсурдным намерение Еврокомиссии контролировать, чтобы объем санкционных товаров, провозимых в регион по железной дороге, не превышал средний показатель за последние три года. «Что же, нам теперь не создавать каких-то новых предприятий или производств? Я считаю, что это излишние комментарии Еврокомиссии, это не их дело. Эти ограничения пока как бы сохраняются, но как они будут реально применяться, что это будет значить на практике — пока не очень ясно», — сказал Алиханов.

14 июля премьер-министр Литвы Ингрида Шимоните подчеркнула, что пока литовские ведомства не установят новые правила на основе разъяснений Еврокомиссии, будет действовать нынешний порядок транзита в Калининград.

Дмитрий Чемакин, экс-министр промышленности региона:

— Решение ЕК хорошее — оно снимет часть напряжения. Однако пока оно прежде всего теоретическое. И только когда Литовская республика применит это на практике, то и станет понятно, насколько решение уверенное, устойчивое и сможет обеспечить те слова, которые сказаны о том, что препятствия калининградскому транзиту нет. В целом же это необходимый, но недостаточный шаг для региона. Автомобильным транспортом обеспечивалась значительная доля малого и среднего бизнеса — это и рынок транспортных услуг, и другие отрасли. Поэтому дальше надо работать, чтобы внутренний российский транзит находился вне каких-то рисков, в том числе ценовых.

В целом Евросоюз обозначил позицию о том, что его санкции и его отношение к внутрироссийским перевозкам, обеспечивающим жизнь населения Калининградской области, отношения не имеет. Соответственно, если этому принципу следовать, то тогда вид транспорта не имеет никакого значения. Литовская Республика в состоянии обеспечить транзит с соблюдением решений, принятых ЕС, как по железной дороге, так и автомобильным транспортом. В частности, подакцизные товары всегда перевозились по специальным маршрутам, под конвоем, исключающим какие-либо изъятия и довложения. Поэтому, если дух того решения будет соблюден, то я не вижу смысла ограничивать автомобильный транзит.

Юрий Пятанов, глава транспортной компании «Транс-Эксим»:

— Ждем разъяснений тех, кто нам палки в колеса ставит. Про железнодорожный транзит я сейчас. Про автомобильный я вообще молчу. Это вообще ущемление прав стопроцентное и неисполнение обязательств. И это камень преткновения на данный момент.

Я бы дождался разъяснений. Читая разъяснения Еврокомиссии, я понимаю, что транзит должен быть открыт полностью, а читая выступление премьера Литвы, я понимаю, что у нас опять засада. А конкретно: портовые мощности будут не заполнены из-за того, что грузы в порты не пойдут экспортные российские.

Если брать то, что касается обеспечения товарами Калининградской области, то я думаю, что здесь все будет нормально — и с грузами, и с прочими делами. Регион будет обеспечен. А вот бизнес, связанный с морскими портами, просто будет убит этими постановлениями. Вот и все. И количество безработных, которые выйдут на улицы, — вот коллега сказал про 30 тысяч автомобилистов — к ним еще присоединятся не меньше 30 тысяч рабочих портов. 


Леонид Степанюк, гендиректор компании «Рустранссервис»:

— Мы сейчас видим комментарии губернатора и экспертов. Вот та интерпретация, которую прописала ЕК в разъяснениях, читается двояко. Нужно подождать немножко реального исполнения. Потому что получается, что железнодорожный транспорт может беспрепятственно двигаться практически со всеми грузами. Что же касается специальных грузов — не будем называть их конкретно, то они и ранее шли морским путем. Поэтому можно считать, что практически все грузы разрешены к перевозке железнодорожным транспортом. Это здорово, если это так будет реализовано. Хотя даже губернатор подвергает сомнению, что это будет исполнено так, как мы хотим.

Но главная проблема даже не в этом — она в том, что более 700 тысяч тонн грузов в году перевозились автотранспортом, и сегодня это все попало под санкции. А ведь есть грузы, которые вообще нельзя перевозить железной дорогой: это сборные грузы, это малые партии, это лекарства, это хрупкие грузы и так далее. Когда в Калининградской торогово-промышленной палате мы собирались отраслевиками, то говорилось, что 20% грузов мы можем перевозить только автотранспортом.

У нас, перевозчиков, душа болит за то, как же мы будем работать. В Калининградской области в 2021 году было до 1400 предприятий-автоперевозчиков.

По моим прикидкам, автомобильным транспортом возили примерно половину грузов, которые сегодня запрещены. И что, половине [грузовиков] на прикол становиться (не эксплуатироваться — прим. «Нового Калининграда»)? А у нас девять тысяч машин, на которых 15-17 тысяч человек работает. Если это учесть, то «половина» — звучит очень пугающе. Конечно, мы даем возможность и на паромы ставить. Но паромы не оборудованы должным образом — нет автомобильных паромов, они не возят пассажиров . А это значит, водители летят самолетом — это опять расходы и сложности.

Поэтому ЕС нанес Калининградской области очень серьезный удар этими санкциями. А в ответ Россия ничего не сделала: она не сделала автомобильных паромов для нас и не сделала как белорусы, которые просто тоже перестали пускать автомобили ЕС. Раз вы нам запретили, то давайте и мы вам запретим! На границе перегружаемся, перецепляемся и даем работу калининградским перевозчикам. Если нам давно уже практически запретили ездить в Европу, то почему мы их перевозчиков к нам пускаем?

Литовские руководители говорят, что железнодорожные перевозки они контролируют. Но Литва легко может контролировать движение и грузовых автомобилей по своей территории — на транспорт можно навесить навигационно-таможенные пломбы, которые легко отслеживаются. Возможно под контролем литовских экспедиторов, например, ездить.

Мы (автоперевозчики) готовим письмо сейчас руководству региона, Правительству РФ и, скорее всего, президенту, чтобы в конечном итоге хотя бы зеркальную меру приняли. Чтобы у нас хотя бы часть работы прежней была по перевозке грузов через нашу территорию в ЕС. Это хоть как-то решит проблему безработицы и всего остального.

Олег Чернов, председатель совета директоров «Балтийской металлургической компании»:

— Надеемся, что до конца июля эти разъяснения будут приняты транзитером, то есть Литвой. И тогда уже мы сможем давать некую обратную связь. Все верим и надеемся, но пока ничего не меняется. Пока в очередь на доставку железной дорогой никто не встает — это же риски, это простои. Мы предпочли просто отложить свои заказы на месяц. Действуем по наихудшему сценарию, но в надежде на лучшее.

Сейчас каждый день становится известно о новых нюансах, поэтому я боюсь, что нынешние разъяснения ЕК — это не последний вариант. И даже на сегодняшний день вопрос железнодорожного транзита все равно непростой. Как будут идентифицировать эти грузы, считать объемы этих грузов? Как будут проводить контроль? Помните, например, как в Польшу завозили торф? Вы представляете, что такое торф разгрузить на таможенном терминале, а потом загрузить обратно? Это процедура непростая и недешевая. Поэтому как бы мы не дошли до такого же варианта развития событий, только уже в рамках железнодорожного транзита.

Константин Семенов, калининградский эксперт по логистике:

— Думаю, что это — полумера, которая не спасет регион. Смотрите, сколько у нас мебельных предприятий не смогут возить продукцию. Им сейчас надо пересаживаться на вагоны, а железная дорога такую сохранность груза не даст, как машина. Поэтому ждем. Алиханов же сказал, что будет российская сторона добиваться окончательного «освобождения». Думаю, что и в ЕК будут последовательны. Ведь посмотрите, Россия еще никаких ответных санкций не применила — пока все на уровне разговоров и уговоров. Думаю, что запрет транзита через нашу территорию иностранным автоперевозчикам просто так вводить нельзя, потому что это единственный на сегодня способ доставить в Россию товары из Европы.

Светлана Нижегородова, уполномоченная по правам предпринимателей в Калининградской области:

— Эти разъяснения ЕК нам, конечно, помогут, но только отчасти. Поскольку изначально наша и калининградская, и в целом российская позиция была такова, что транзит в Калининградскую область товаров должен быть разрешен как железнодорожный, так и автомобильный. За снятие ограничение для автотранспорта, я думаю, еще стоит побиться — хотелось бы, конечно, расширения вот этих послаблений.

Мне кажется, некоторые формулировки в разъяснениях ЕК непонятны не только нам, но и части европейских стран. Судя по тому, что заявляет Литва — они до конца не определились, как будут контролировать и так далее, поэтому пока они будут действовать по-старому. Надеемся, что в итоге ситуация прояснится. 

Текст: Екатерина Медведева. Фото: Виталий Невар / Новый Калининград

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.