Мёртвая точка: аэропорт «Храброво» до сих пор стоит в руинах

Все новости по теме: Аэропорт «Храброво»

Реконструкция здания аэропорта «Храброво» была приостановлена почти 7 лет назад — в 2008 году, из-за мирового финансового экономического кризиса и банкротства бывшего собственника аэропорта «КД авиа». В июле 2012 года у аэровокзала появился новый собственник. Завершить реконструкцию инвестор пообещал в 2014 году, однако потом сроки неоднократно сдвигались. Регулярно менялись и директора аэропорта.

Четыре директора

В июле 2012 года компания «Аэроинвест» выкупила 74% акций ЗАО «Аэропорт „Храброво“». Инвесторы объявили о грандиозных планах по реконструкции, в которую планировало вложить больше 2 млрд рублей из собственных средств. Два года назад даже показалось, что в аэропорту наконец-то закипела жизнь — 15 апреля 2013 года экс-замполпреда президента по Калининградской области Станислав Воскресенский лично заложил капсулу в фундамент реконструируемого корпуса.

В июне 2013 года Воскресенский заявил, что властям удалось «сдвинуть аэропорт с мёртвой точки». В августе 2014 года бывший замполпреда покинул регион. Похоже, что вместе с ним ушло и движение в аэропорту — глобальных изменений в «Храброво» и на площадке перед ним до сих пор так и не произошло, аэропорт напоминает мёртвую точку.

Сроки завершения реконструкции комплекса постоянно сдвигаются: сначала инвесторы обещали презентовать полностью готовое здание в 2014 году. По последней информации, срок реконструкции обозначен концом 2016 года.

При этом за последние 2,5 года в аэропорту «Храброво» сменилось три генеральных директора: сначала пост топ-менеджера занимал Андрей Тюрин. В ноябре 2012 года гендиректором был назначен Виктор Титарев. Он проработал 4 месяца и уволился по собственному желанию. В марте 2013 года на этот пост вернулся Андрей Тюрин. В октябре 2014 года генеральным директором «Храброво» стал Александр Ленцов, ранее работавший в структурах другого собственника аэропортов — группы компаний «Базовый элемент». В среду стало известно, что и Александр Ленцов покинул эту должность.

В интервью «Новому Калининграду.Ru» в феврале 2015 года генеральный директор аэропорта Александр Ленцов сказал, что первой своей задачей на посту руководителя «Храброво» он видит создание брендбука (полное руководство по фирменному стилю — прим. «Нового Калининграда.Ru»). «Нужно понять, как мы хотим, чтобы выглядел наш аэропорт, каким должно быть его лицо. <…> Исходя из этого уже, наверное, будут дальнейшие шаги», — говорил Ленцов. По его словам, на создание брендбука должно было уйти три месяца. Однако спустя три месяца ушёл сам Ленцов.

len.jpg

Изменений нет

Губернатор Калининградской области Николай Цуканов, по всей видимости, узнал об отставке очередного топ-менеджера в среду от журналистов. 

«Вряд ли я буду контролировать увольнения директоров акционерных обществ. Это уже не первый директор. По-моему, четвертый за это время, — сказал губернатор, отвечая на вопросы представителей СМИ о том, известно ли ему об увольнении Александра Ленцова. — В ближайшее время мы проведем совещание, рассчитываем увидеть владельца аэропорта. Потому что мы видим серьезные отставания от той дорожной карты, которая была утверждена нами вместе с ним по ремонту аэропорта. Рассчитываем, что будет все-таки наверстано упущенное время».

По данным центральных СМИ и депутатов Калининградской областной Думы, инвестор аэропорта компания «Аэроинвест» имеет непосредственное отношение к экс-главе Кабардино-Балкарии, а ныне сенатору от этой республики Арсену Канокову, который на самом деле и является совладельцем калининградского аэропорта («Аэроинвесту» принадлежит 74% акций,   Внешэкономбанкому —  26% акций).

На сайте компании «Аэроинвест» говорится, что холдинг включает в себя аэропорты Минеральных Вод, Калининграда и Нальчика. При этом аэропорты Калининграда и Минвод считаются ключевыми.

Учредителем ООО «Аэроинвест», по данным ЕГРЮЛ на май 2015 года, является компания «Аргамак». Ранее учредителем компании был бермудский оффшор, однако в октябре 2012 года собственник сменился. По данным реестра юрлиц, основная деятельность ООО «Аргамак» — розничная торговля в палатках и на рынках, уставной капитал — 10 тысяч рублей, единственный учредитель — Артур Карданов. Карданов также является учредителем «Мелкооптового рынка Тамбовского хладокомбината», компании «Киселевский рынок» (находится в Смоленске), «ТК „Городской рынок“» (Гусь Хрустальный) и еще десятка компаний. Артуру Карданову принадлежит 19% ООО «Синдика-О». 51% доля в этом обществе принадлежит Фатиме Каноковой, которая, по данным центральных СМИ, является супругой сенатора Арсена Канокова.

Депутат Калининградской областной Думы Павел Федоров считает, что Арсена Канокова, когда он приедет в регион, нужно будет встречать не у трапа и в вип-зале, а предложить ему пройти через общий зал, через который проходят все пассажиры, и пройтись пешком до автостоянки. 

«Я сам летаю из аэропорта по два раза в месяц, ничего там не меняется. Да, стало больше внутри всяких кафешечек — по максимуму деньги снимаются. А площадка, паркинг — как был раздолбанный… И от машины к аэропорту женщины на шпильках в дорогих туфлях… Мне просто жалко этих женщин и эти туфли, когда они идут. В Америке бы точно уже засудили давно, если бы кто ногу подвернул. Копейки стоит положить асфальт, — сказал Федоров. — Я читал, что Каноков планирует сюда прилететь. Пусть идет через общий зал на стоянку. И сразу ему будет все понятно, что люди о нём думают».

Что касается увольнения очередного генерального директора, по мнению Фёдорова, это говорит о сложной проблеме в организации работы. «Когда человек принимает решение возглавить какой-то проект, он приходит генеральным директором даже не на год, а как минимум на три года, как правило — это пятилетние контракты. Если здесь постоянно меняются директора — значит не все хорошо в этой структуре, производственные процессы там идут неправильно», — считает депутат.

Отметим, что проблемы в калининградском аэропорту наблюдают и рядовые жители и гости города. Калининградка Марианна Янкова, 7 лет живущая в Санкт-Петербурге и по пять раз в год летающая домой, считает, что «Храброво» выглядит так, как будто его не строят, а разбирают. 

«Со времен „КД авиа“ улучшений я не заметила, как раз наоборот. Притчей во языцех стали тазики, которые стоят по лестницам во время дождя. Антилогистика во всей красе — столпить всех прилетевших у одной ленты с багажом, — рассказала Марианна. — Только горькая усмешка напрашивается, когда заходишь в типичный „региональник“ и вспоминаешь планы на международный хаб, но вместо хаба получился „хап“ — куда же ушли все госсредства?»

— Есть ощущение, что если бы калининградцев попросили скинуться по сто рублей на реконструкцию, стройка бы пошла веселее, несмотря на то, что это стыдоба. Из хорошего отмечу, что «Храброво» забрал себе многострадальный фюзеляж Ли-2 из пос. Некрасово и спас его от окончательной разрухи. А споттингами и брендбуками «Храброво» не спасёшь. Надо начинать с заборов, побелки, туалетов и всего самого банального. Если честно, то я думаю, что аэропорт нужно возглавить мне, потому что у меня за него как ни у кого другого сердце болит, а по компетенциям директоров в последнее время не подбирали.

Марианна Янкова, калининградка, живущая в Санкт-Петербурге

По мнению уполномоченного по правам предпринимателей в Калининградской области Георгия Дыханова, состояние аэропорта безусловно отражается на бизнес-привлекательности региона. «Вы, наверное, заметили, что в Крыму у нас первым делом взялись за аэропорт Симферополя, потому что это один из самых главных факторов инвестиционной привлекательности. Любой

К февралю 2014 года в аэропорту были проведены некоторые работы — демонтирован купол и «закрыт» внешний контур строящегося здания аэровокзала (часть здания, которая выходит на летное поле). На этом реконструкция остановилась.

 инвестор чаще всего прилетает в аэропорт. Туристическая привлекательность тоже зависит от аэропорта, потому что это, аэропорт, можно сказать, визитная карточка региона и города. Поэтому это архиважный объект, — считает Дыханов. — Кое-что в нашем аэропорту меняется, это видно. Но нельзя сказать, что это очень заметно. Видна, конечно, реконструкция, видно — что-то сделали. Но здесь сложно судить, не будучи внутри ситуации».

Дыханов предположил, что частая смена генеральных директоров «Храброво» может быть связана с предстоящими играми Чемпионата мира по футболу в 2018 году. «Может быть, это является причиной недовольства собственника — сжатые сроки реконструкции. Вероятно, на собственника тоже давят… Но посмотрим».

Депутат Калининградской областной Думы Александр Кузнецов напомнил, что высказывал опасения по поводу ситуации с аэропортом еще в феврале. По его мнению, появление структуры Канокова было большим плюсом для региона.

— На конкурсе, когда проект реализовывался, инвесторы предложили лучшие условия банку «Санкт-Петербург», забрали проект, соответствующую декларацию с регионом подписали… И на этом существенные элементы влияния региона на процесс были исчерпаны. Единственное, что мы могли делать, — контролировать ход реализации проекта. И если они к нам с какими-то просьбами обращались, каким-то образом обеспечивать сопровождение бизнеса.<…> Приморское кольцо туда подтянули, вопрос с энергетикой урегулировали, заложили в районе аэропорта индустриальный парк, чтобы инвестиции подтянуть, которые все оживят.

Александр Кузнецов, депутат областной Думы

«Вчера читаю, что Ленцов-младший переходит на другую работу… Я с ним в январе встречался. Он произвел на меня хорошее впечатление — рассматривал для себя проект аэропорта как имиджевый… Были гарантии финансирования от первых лиц… Деньги уже поступили, с подрядчиками я встречался, все говорили, что жизнь уже пошла в проекте… Ничего не предвещало такого развития сюжета, — добавил Александр Кузнецов. — Резюмируя, скажу, что это нежелательное развитие событий однозначно. Вероятно, потребуется какое-то экстренное вмешательство. К сожалению, ресурсов региона для того, чтобы урегулировать ситуацию, тут недостаточно. Нужно опять выходить на следующий уровень и пытаться пересогласовать все отношения. Если все действительно настолько серьезно, как оно прозвучало в прессе».

Сенатор от Калининградской области Николай Власенко полагает, что проблемы с топ-менеджментом и реконструкцией могли возникнуть из-за сложной экономической ситуации, которая сложилась в стране. «Конечно, смена генеральных директоров ничего хорошего не несёт. Но мы не знаем истинных причин, поэтому трудно понять. Нужно все-таки подождать каких-то разъяснений руководства», — отметил сенатор.  

«С сенатором Каноковым я увижусь на следующей неделе, когда у нас будет очередная сессия. Подойду и обязательно спрошу, что происходит, — пообещал Власенко. — Но есть и объективные факторы — девальвация валюты привела к резкому удорожанию смет. Наверное, нужно переделывать сметы и искать резервы либо новые технологические решения… А долгострой — это вообще типичная российская традиция».

_NVV5995.JPG

Отметим, что на прошлой неделе в редакцию «Нового Калининграда.Ru» обратилось руководство калининградской строительной фирмы «Столица». Как заявил генеральный директор компании Александр Черняк, никаких работ в аэропорту в настоящее время не ведётся, и всё, что сделано в «Храброво» на настоящее время, — работы, которые выполняла их фирма в 2013 году по договору подряда с компанией «Акын Озай», зарегистрированной в Ставрополе (она выступала генподрядчиком).

В конце 2014 года компания из Ставрополя работы в аэропорту «Храброво» прекратила. Отметим, что согласно данным Единого государственного реестра юрлиц компания «Акын Озай» с февраля находится в стадии ликвидации.

««Эста Констракшн» турецкая компания, достаточно крупная. Она строит в России много гостиниц, стадионы, другие объекты. То, что я знаю, — она строит сейчас стадион в Краснодаре», — отмечал в интервью Ленцов. На вопрос о том, почему было принято решение сменить генподрядчика, экс-гендиректор ответить затруднился. «Почему поменяли — не скажу, не я определял этот момент», — сообщил он.

На смену ей пришла фирма «Эста Констракшн». Как утверждал в феврале 2015 года в интервью «Новому Калининграду.Ru» уже бывший генеральный директор аэропорта Александр Ленцов, контракт с ней был заключен в октябре 2014 года. Ленцов также рассказывал, что в феврале компания занималась забиванием свай, ростверков. При этом, как утверждает гендиректор «Столицы», новый генподрядчик сделал в аэропорту незначительные работы. «Какие-то фундаменты залили», — заявил Черняк.

Чтобы выяснить, что происходит с реконструкцией аэропорта, редакция «Нового Калининграда.Ru» направила соответствующие информационные запросы руководству аэропорта, компаниям «Эста Констракшн», «Акын Озай», в правительство региона, инвестору аэропорта компании «Аэроинвест», а также сенатору Арсену Канокову.


Хроника пикирующего «Храброво»

В декабре 2008 года компания «КД авиа», являвшаяся собственником аэропорта, оказалась в критической ситуации. Гендиректором компании был назначен Геннадий Болдырев из Санкт-Петербурга, банк «Санкт-Петербург» стал стратегическим партнером «КД авиа». Позже выяснилось, что банк «Санкт-Петербург» получил 74% акций аэропорта. Остальными 26% акций владеет Внешэкономбанк.

В ноябре 2011 года губернатор Николай Цуканов на оперативном совещании правительства области заявлял, что решение о приобретении аэропортового комплекса региональными властями было принято во время встречи с премьер-министром Владимиром Путиным.

В июле 2012 года компания «Аэроинвест» выкупила акции ЗАО «Аэропорт „Храброво“», которые ранее принадлежали банку «Санкт-Петербург». По данным агентства «Интерфакс», сумма сделки составила 2,6 млрд рублей.

В сентябре 2012 года губернатор Николай Цуканов и представитель компании «Аэроинвест» Сергей Крючек на инвестиционном форуме в Сочи подписали соглашение о создании, расширении и перевооружении объектов транспортного назначения калининградского аэропорта «Храброво». Крючек заявил, что в реконструкцию «Храброво» компанией будет инвестировано 2,4 млрд рублей.

В декабре 2013 года правительство области получило бюджетный кредит из федерального центра в сумме 2,2 млрд рублей на развитие аэропорта «Храброво».

В феврале 2013 года компания «Аэроинвест» провела презентацию стратегии аэропорта, в ходе которой генеральный директор компании Егор Соломатин заявил, что инвестор намерен завершить реконструкцию аэропорта в 2014 году.

Соломатин также сообщил, что «Аэроинвест» готов передать 20% акций из своего пакета в 74% акций правительству области за 3 млн рублей. Он также сказал, что инвестор не рассчитывает на бюджетные средства, правительство области нужно инвестору в качестве стратегического партнера.

В марте 2013 года начальник департамента развития транспортного комплекса регионального министерства инфраструктуры Владимир Жовтун сообщил, что зоны обслуживания пассажиров в калининградском аэропорту «Храброво» будут расширены к концу 2014 года после завершения реконструкции аэровокзального комплекса.

В сентябре 2013 года губернатор Николай Цуканов заявил, что «комплекс „Храброво“, который планируется сдать в 2014 году, сможет составить конкуренцию аэропортам Гданьска, Риги и Москвы».

В сентябре 2013 года правительство области вернуло в федеральный бюджет неиспользованный кредит в 2,2 млрд рублей на развитие «Храброво», заплатив по нему в виде процентов 33 млн рублей.

В феврале 2014 года вице-премьер правительства области Александр Рольбинов сообщил, что область пока не получила обещанный пакет акций ЗАО «Аэропорт „Храброво“» из-за «процедурных вопросов».

В феврале 2014 года бывший на тот момент генеральным директором аэропорта Андрей Тюрин сообщил, что инвестор аэропорта «Храброво» планирует завершить реконструкцию здания аэровокзала к концу 2015 года. По словам Тюрина, подвижка сроков была связана с условностями российского законодательства, которое требует провести согласование проекта аэровокзала.

В феврале 2015 года очередной генеральный директор аэропорта «Храброво» Александр Ленцов сообщил, что реконструкция аэропорта будет завершена к концу 2016 года.

На фотографиях: аэропорт в 2015 году, экс-генеральный директор Александр Ленцов, внешний контур здания аэровокзала, выходящий на лётное поле. Фото — Алексей Милованов, Виталий Невар, «Новый Калининград.Ru»

Текст: Оксана Майтакова

Комментарии к новости

Слив гнева

Оксана Майтакова о том, как забалтывают проблемы медицины.