Пошёл по рукам: у калининградского аэропорта «Храброво» сменился собственник

Все новости по теме: Аэропорт «Храброво»

Холдинг «Новапорт», принадлежащий бизнесмену Роману Троценко, стал акционером калининградского аэропорта «Храброво». По данным российских СМИ, холдинг выкупил аэровокзальный комплекс у компании «Аэроинвест».

100 процентов

Компания «Новапорт» стала акционером калининградского аэропорта «Храброво». Как сообщили корреспонденту «Нового Калининграда.Ru» в пресс-службе правительства области в среду, об этом стало известно в ходе визита в Калининградскую область первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова.

Шувалов в ходе визита в Калининград провел совещание в аэропорту. Глава Совета директоров компании «Новапорт» Роман Троценко сообщил, что сейчас на калининградском объекте работает 200 человек. По его словам, в августе проект будет сдан на экспертизу, к октябрю компания рассчитывает получить положительное заключение.

«Это хорошая новость, что вы стали акционером аэропорта. Мы понимаем, что вам необходимо зайти на экспертизу, чтобы уточнить критерии по безопасности. Надеемся, что в самое ближайшее время после заключения экспертизы вы увеличите количество техники и рабочих», — заявил Игорь Шувалов. И поинтересовался: «Когда сдадите аэропорт?». Роман Троценко пообещал, что объект будет сдан в четвертом квартале 2017 года.

Как сообщает РБК со ссылкой на газету «Ведомости», «Новапорт» выкупил 100% акций аэропорта. Об этом газете рассказал менеджер «Новапорта». По его словам, сделка была закрыта примерно неделю назад. Прежним владельцем «Храброво» был холдинг «Аэроинвест», имеющий отношение к экс-президенту Кабардино-Балкарии, а ныне сенатору от этой республики Арсену Канокову.

Собеседник «Ведомостей» рассказал, что инициатором продажи выступил «Аэроинвест». Одной из причин, по его словам, мог стать тот факт, что компания не справлялась с реконструкцией аэропорта к ЧМ-2018, наблюдалось отставание от графика, что вызывало недовольство федеральных и областных чиновников.

По данным РБК, холдинг «Новапорт» объединяет десять региональных аэропортов. Крупнейший из них — «Толмачево» в Новосибирске — по итогам 2015 года занял восьмое место по пассажиропотоку, приняв 3,7 млн человек. Аэропорт «Храборово» в прошлом году занял 19-е место в России, число пассажиров составило 1,5 млн человек.

«Владелец „Новапорта“ Роман Троценко с 2012 по 2015 год возглавлял швейцарскую „дочку“ „Роснефти“ Rosneft Overseas, а ранее, писала газета „Коммерсантъ“, был советником главы госкомпании Игоря Сечина», — пишет РБК.

Компания «Новапорт» управляет аэропортами Новосибирска, Челябинска, Астрахани, Волгограда, Читы, Томска, Перми, Барнаула, Тюмени, Мурманска.

Отметим, что в ходе визита в Калининград первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов также подтвердил, что компания «Новапорт» не только вошла в состав акционеров ЗАО «Аэропорт Храброво», но и стала его новым собственником. «Сейчас новый проект комплекса проходит госэкспертизу, и мы понимаем, что со всех точек зрения объект от нового собственника аэропорта мы получим к концу 2017 года. Губернатор и руководство комплекса сегодня продемонстрировали ход строительства», — рассказал первый вице-премьер Правительства РФ журналистам в среду.

За 4 года в «Храброво» сменилось три генеральных директора: сначала пост топ-менеджера занимал Андрей Тюрин, затем Виктор Титарев. В марте 2013 года на этот пост вернулся Андрей Тюрин. В октябре 2014 года гендиректором стал Александр Ленцов. В июне 2015 г. гендиректором был назначен Александр Корытный.

В пресс-службе аэропорта корреспонденту «Нового Калининграда.Ru» не смогли предоставить оперативный комментарий о смене владельца компании. «Официальное сообщение будет подготовлено позже», — сообщила пресс-секретарь «Храброво» Наталья Грицун. В пресс-службе инвестиционной компании «Aeon», в состав которой входит «Новапорт», не стали комментировать информацию о покупке контрольного пакета акций аэропорта, также попросив предоставить время для подготовки официального ответа на запрос.

Помощница генерального директора прежнего инвестора «Храброво» «Аэроинвест» Егора Соломатина в телефоном разговоре с корреспондентом «Нового Калининграда.Ru» сообщила, что в данный момент руководитель компании не может предоставить комментарий. «Он на совещании. Скорее всего, он сможет прокомментировать интересующий вас вопрос завтра в первой половине дня. Сейчас нет никакой официальной информации на этот счет», — пояснила представитель холдинга «Аэроинвест».

111.jpg

Хап вместо хаба: что представлял из себя аэропорт «Храброво» летом 2015 года.

Четыре года разрухи

Российский холдинг «Новапорт» Романа Троценко уже проявлял интерес к калининградскому аэропорту. В 2009 году онлайн-газета «Взгляд» сообщала, что холдинг стал владельцем 25% акций ЗАО «Международный аэропорт Калининград» (МАК), управляющего аэропортом Храброво. Пакет был куплен у Банка проектного финансирования (БПФ) — одного из кредиторов «КД авиа», которая и владела, и управляла «Храброво».

Однако в начале 2010 года МАК был лишен лицензии на управление аэропортом, сообщала «Лента.ру». Она была передана новому юридическому лицу — ЗАО «Аэропорт Храброво». В настоящее время, по данным ЕГРЮЛ, ЗАО «МАК» находится в стадии ликвидации. О судьбе сделки, которую совершил в свое время «Новапорт», информации нет.

Что касается ситуации с ЗАО «Аэропорт Храброво», — его акции принадлежали Внешэкономбанку и банку «Санкт-Петербург», который был основным кредитором обанкротившейся «КД авиа».

В 2012 году, когда банк намеревался продать свой пакет акций, в их покупке, по данным «Газеты.ру», были заинтересованы крупные аэропортовые компании России — «Ренова» Виктора Вексельберга, «Базэл аэро» Олега Дерипаски и всё тот же «Новапорт» Романа Троценко. «Мы предложили справедливую цену за аэропорт. Видимо, она оказалась недостаточной», — сказал в июне 2012 года в интервью «Газете.ру» гендиректор аэропорта Кольцово («Ренова») Евгений Чудновский.

В итоге контрольный пакет акций получила компания «Аэроинвест», которая имеет отношение к холдингу «Синдика», принадлежавшему экс-главе Кабардино-Балкарии Арсену Канокову, в настоящее время занимающему пост сенатора. «Аэроинвест» также реализовывал проекты аэропортов в Минеральных Водах и Нальчике.

«Аэроинвест» выкупил 74% акций ЗАО «Аэропорт Храброво» у банка «Санкт-Петербург» еще в 2012 году. По данным агентства «Интерфакс», сумма сделки составила 2,6 млрд рублей. Тогда же губернатор Николай Цуканов и представитель компании «Аэроинвест» Сергей Крючек на инвестиционном форуме в Сочи подписали соглашение о создании, расширении и перевооружении объектов транспортного назначения калининградского аэропорта. Сергей Крючек заявлял, что в реконструкцию «Храброво» компанией будет инвестировано 2,4 млрд рублей.

Сдать аэровокзальный комплекс инвестор обещал в 2014 году, однако потом сроки неоднократно сдвигались. Аэропорт стоял в руинах, работы по его реконструкции шли крайне медленно.

Весной прошлого года региональные власти сообщили, что вообще не могут найти инвесторов аэропорта и переговорить с ним. В конце концов встретиться им удалось, и в июне 2015 года в правительстве Калининградской области даже прошло открытое обсуждение очередного варианта концепции развития аэропорта, в ходе которой губернатор Николай Цуканов позволил себе довольно резкие высказывания в адрес инвесторов.

Не «Весёлые картинки»: какие обещания давали бывшие собственники аэропорта в июне 2015 года.

«За три года можно было уже пять таких аэропортов построить! Это же модульное строительство, наши компании такие объекты за полтора года строят! А у вас никакой конкретики. И мы понимаем, что когда говорят о сроках строительства, берут два года запаса. Это что получается, аэропорт будет готов только к 2020 году? — негодовал глава региона. — В сентябре 2015 года в регионе пройдет совещание под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова. И блеяние никому не нужно. Будут решения на государственном уровне, потому что мы срываем чемпионат мира, так как аэропорт — объект чемпионата», — заявил губернатор в июне 2015 года.

222.jpg

Однако коренным образом это ситуацию не изменило. На неудовлетворительные сроки работ в аэропорту обратил внимание президент РФ Владимир Путин на заседании Совета по развитию физической культуры и спорта и организационного комитета «Россия 2018» в декабре 2015 года.

В феврале 2016 года полномочный представитель президента в СЗФО Владимир Булавин исключил возможность срыва сроков строительства новой очереди аэровокзального комплекса. Полпред рассказал, что на совещание в «Храброво» были приглашены собственник аэропорта и руководитель подрядной организации.

«Все заверили, что принципиальные вопросы финансирования, подготовки проектно-сметной документации, подключения к сетям — все вопросы решены. Дело остается за малым: исполнять тот календарный план-график, который на сегодняшний день существует. Никаких помех, препятствующих вводу этого объекта в срок, в июле 2017 года, нет. Это касается только аэровокзального комплекса. Хозяину аэропорта в данной ситуации, ему отступать некуда. Если он позволит себе некую вибрацию, тогда разговор мы с ним будет вести иначе», — сказал Булавин. При этом он не ответил на вопрос о том, какие карательные меры могут применены в отношении собственника аэропорта, если тот не успеет достроить здание аэровокзала.

Губернатор Николай Цуканов в свою очередь в феврале сообщил, что в настоящее время при строительстве аэропорта нет отставаний от дорожной карты, которая была утверждена вместе с правительством области. «Действительно, отступать ему некуда, — добавил губернатор. — Но мы обратили внимание, чтобы не было весной опять тазов и ведер, протекающих крыш, чтобы кондиционер работал. Нас заверили, что все замечания, которые были в прошлом году, они уже устранили. Кондиционер летом будет работать, течь устранили, там сделали парковки».

Как заявлял Николай Цуканов, собственник аэропорта столкнулся с нехваткой оборотных средств. «Сейчас они оформили кредит. Вы понимаете, что кредитные организации не очень охотно выделяли деньги, требовали от собственника свои средства показать, финансировать параллельно. Сейчас кредитный договор подписан», — отмечал губернатор.

На вопрос о том, готово ли будет Правительство РФ в крайнем случае выделить на завершение аэропорта бюджетные деньги, полпред президента Владимир Булавин ответил: «Когда будут трудности, тогда поговорим».

Однако 20 июня во время выездного совещания секретаря Совета безопасности РФ Николая Патрушева, на проблемы с аэропортом вновь обратил внимание заместитель полномочного представителя президента РФ в СЗФО по Калининградской области Владимир Соловьев.

«Среди проблемных вопросов — значительное, до 7 месяцев, отставание реконструкции взлетно-посадочной полосы аэропорта „Храброво“. Есть отставание от графика и определенные проблемы строительства аэровокзального комплекса, что создает определенные риски как в вопросах транспортной доступности, так и при реализации мероприятий по подготовке к ЧМ-2018», — сказал Владимир Соловьев 20 июня 2016 года.

Текст — Оксана Майтакова, Станислав Пахотин, фото Алексея Милованова, «Новый Калининград.Ru», слайды — компании «Еврогрупп».

Комментарии к новости

Чиновник эпохи разочарования

Вадим Хлебников о том, почему за два года Антон Алиханов не сумел оправдать надежд.