Парламентская беспечность и депутатская милость


Важные события среды: депутаты областной Думы как стрекозы из басни Крылова внезапно выяснили, что за лето так и не придумали, что делать с законом об эвакуаторах, а депутаты окружного Совета Калининграда из комиссии по бюджету согласились не повышать налог для автоперевозчиков, несмотря на отсутствие каких-либо внятных объяснений такого решения.

nopark_2.jpgЛето красное пропели
Депутаты областной Думы вкупе с исполнительной властью Калининграда и сотрудниками ГИБДД все больше напоминают стрекоз из басни Ивана Андреевича Крылова. «Пропев» все лето, они внезапно обнаружили, что проблемы с эвакуацией и парковкой автомобилей горожан так никуда и не делись.

Еще в прошлом году федеральные законодатели приняли закон об эвакуации автомобилей, которые припаркованы в нарушение правил дорожного движения. Почти целый год власть на местах пребывала в управленческом анабиозе: то есть, делала вид, что федерального закона вовсе нет и 1 июля 2012 года он совсем не вступает в силу.

Дело в том, что утверждение порядка эвакуации авто с городских магистралей было оставлено регионам. В начале 2012 года парламентарии зашевелились. Пораскинув мозгами, в областной Думе решили, что закон должны разработать представители исполнительной власти. Позже выяснилось, что региональные парламентарии ждали нормативного акта от коллег из окружного Совета. В итоге за законопроект так никто и не взялся, скандальный документ принялся писать председатель комитета по экономической политике Александр Кузнецов.

В начале июля, когда эвакуаторы уже должны были появиться на городских улицах, нерадивые законодатели лишь проголосовали за проект нормативного акта в первом чтении и ушли на каникулы. Правда, ушли с обещаниями: дескать, все лето будет работать специальная группа, посмотрит места, где можно разрешить парковку, найдет способы оптимального внедрения закона.

Летом под руководством «патриота» Михаила Чесалина представители власти вместе с журналистами все-таки выбрались на городские улицы. Сегодня Михаил Чесалин признался, что тот выезд был единственным. Не особо вдаваясь в детали проделанной за лето работы, парламентарий предложил участникам рабочей группы обсудить крайне широкий круг вопросов — от стратегии размещения транспорта в центре до проблем движения грузового транспорта.

Депутаты ругались, острили, горячились, спорили, обсуждали. Одна беда — председатель комитета, он же автор законопроекта, говорил, что решение вопроса отложено до 1 ноября. Судя по депутатской дискуссии: подготовка законопроекта только началась, уже в который раз. Началась с самых азов: с того, нужен ли транспорт в центре города. И тут депутатов ждали постоянные заторы: надо бы парковки в центре, да мест для их организации нет. Сиреневый сквер вроде отдали во имя того, чтобы парковка под площадью Победы была — да там сейчас развлекательный центр. Надо бы от пробок избавиться — да машин у калининградцев аж по 400 на 1000 человек, куда тут избавляться. Удивительно, что депутатам это открылось как-то внезапно, вновь — перед самым принятием закона.

Депутат Лопата вместе с Олегом Болычевым пугал собравшихся демонстрациями недовольных автомобилистов. Павел Федоров ставил в пример соседнюю Европу, Алла Войтова почему-то сетовала на излишнюю свободу бизнеса, а ГИБДД отказывалось раскрывать, каким именно будет механизм эвакуации.

Казалось, будто бы мимо народных избранников прошли многочисленные баталии вокруг транспортной схемы Калининграда: они то хотели сами найти места под парковки, то самостоятельно разобраться с дорожными знаками, то отказывались от этих идей. Периодически парламентарии напоминали друг другу, что, не исключено, что автор законопроекта Александр Кузнецов может попросить областную Думу рассмотреть законопроект уже завтра.

Печально, но факт: с системным вопросом по нормализации дорожного движения калининградские власти вкупе не справились. Вместо того, чтобы построить и реализовать стратегию как опытные шахматисты, депутаты уподобились теннисистам: действительность постоянно подкидывает вызовы, а они пытаются их отбить. Отбивают пока не очень удачно: вызовы постоянно возвращаются.

Ирина САТТАРОВА, корреспондент

tra.jpgДепутатская милость
В среду депутаты из комиссии Окрсовета по бюджету согласились с предложением городской администрации увеличить коэффициенты единого налога на вмененный доход (в народе — «вмененки») почти для всех видов деятельности малого бизнеса.

Комментируя после заседания предложение повысить налог, глава комитета по экономике и финансам горадминистрации Наталья Дмитриева напомнила, что единый налог на вмененный доход не повышался уже несколько лет. В последний раз попытку увеличить коэффициенты горвласти предпринимали в ноябре 2008 года, но тогда из-за кризиса депутаты пошли наперекор властям. Помнится, на том памятном заседании экс-сити-менеджер Феликс Лапин пытался убедить депутатов, что кризиса нет и не будет, и с экономикой все хорошо. Но Окрсовет, как говорится, «показал зубы», и о повышении налога на долгое время забыли.

«Сейчас мы вернулись к этой теме, потому что областные власти приняли закон о патентной системе налогообложения, который так же, как и „вмененка“, рассчитывается, исходя из базовой доходности бизнеса, — сказала Дмитриева. — Рассмотрев предложения правительства, мы обратили внимание, что почти весь наш бизнес, который работает на „вмененке“ может перейти на патентную систему. Однако ставки патентной системы выше, поэтому мы просто „подтянули“ ставки „вмененки“ под патенты».

Однако к некоторым видам предпринимательской деятельности депутаты решили подойти особо. В частности, решили отказаться от повышения коэффициента для предпринимателей, которые занимаются наружной рекламой. Также депутатская милость коснулась автоперевозчиков, оказывающих услуги по перевозке пассажиров на больших автобусах вместимостью свыше 40 мест. Коэффициент для перевозчиков предлагалось повысить не столь существенно — с 0,1 до 0,14, однако и этого для транспортников показалось много. В защиту автотранспортных предприятий выступил депутат Сергей Донских, который, как известно, является генеральным директором группы компаний «БалтАвтоЛайн».

«У нас было заседание СРО автоперевозчиков (саморегулируемая организация — прим. „Нового Калининграда.Ru“). Что касается микроавтобусов, у них социальной нагрузки нет, по ним можно применить новый коэффициент. А вот большие автобусы, перевозящие льготников, несут серьезную нагрузку… Мы говорим о сохранении льготного проезда для школьников и социального проездного, но экономическая составляющая не улучшается, тариф остался на прежнем уровне», — сказал Донских. При этом, честно говоря, в его словах послышалась нотка угрозы: мол, если повысите налог, еще неизвестно, сохранят ли перевозчики социальный проездной.

Депутат Пятикоп предложил поддержать коллегу, отметив, что сохранение налоговой ставки на прежнем уровне будет «мотивом, чтобы сохранить социальные проездные для незащищенных категорий населения».

Однако конкретных экономических выкладок — сколько сейчас платят перевозчики за один автобус, как это отражается на их затратах, что будет, если налог повысят, депутат, увы, так и не дал. Получается, что коллеги поверили Донских «на слово». Между тем, если верить данным, которые, как писала «Комсомольская правда в Калининграде», давала городская администрация в 2008 году, сумма налога за один автобус едва превышала 1 тысячу рублей в месяц. Возможно, что это и много, и рост налога не позволит перевозчикам обновлять транспортный парк. Но повторюсь, никаких цифр депутат Донских не представил.

Несколько слов о замене подвижного состава. В августе этого года глава Калининграда Александр Ярошук заметил, что те перевозчики, которые работают сейчас, выигрывали это право по конкурсу, в правилах которого были прописаны определенные моменты. Там было и соблюдение временного интервала, и обновление автопарка, и много другое, подчеркнул Ярошук. Но автоперевозчики списывали невыполнение требований на низкие тарифы.

Однако не стоит забывать, что тарифы на автоперевозки повышались не далее, как год назад. С 1 июля 2011 года цена проезда в городских автобусах большого класса была увеличена до 12 рублей, в автобусах малого класса — до 17 рублей. Но, по всей видимости, перевозчикам и этого мало.

Кстати, их сетования на то, что они несут большую социальную нагрузку, перевозя пенсионеров и школьников по льготным проездным, тоже кажутся несколько натянутыми. В декабре 2011 года окружной Совет предусмотрел в городском бюджете 97,5 млн рублей на компенсацию проезда пенсионеров. Еще 16 млн — компенсация за проезд школьников. То есть, на самом деле перевозчики возят льготников вовсе не за свой счет.

Стоит вспомнить заявления руководства железнодорожной Калининградской пригородной компании, которое с удовольствием согласилось бы претендовать на часть суммы, перевозя льготных пассажиров на электричках в пределах города. Но вопрос так и не решился. Директор «Калининградской пригородной пассажирской компании» заявил, что областные и городские власти активно лоббируют интересы автобусных перевозчиков.

Еще один момент. Не стоит забывать, что «вмененкой» могут пользоваться только небольшие предприятия, малый бизнес, а остальные должны платить по общим правилам. Об этом во время онлайн-конференции говорил и глава МКП «Калининград-ГорТранс» Анатолий Мухомор.

«Если бы мы были в равных условиях, то все было бы иначе. К примеру, мы работаем по общей системе налогообложения, 120 млн рублей в год платим налогов, субсидию при этом получаем 164 млн, то есть, большая часть денег идет на налоги. Частный перевозчик в более выгодном положении. Поэтому у нас есть „БалтАвтоЛайн-1“, „БалтАвтоЛайн-2“, „БалтАвтоЛайн-3“, все они работают на упрощенной системе, столько налогов они не платят», — сказал Мухомор.

Является ли тот же самый «БалтАвтоЛайн» предприятием малого бизнеса? Ответ очевиден, его уже дал Анатолий Мухомор. Почему тогда компания пользуется возможностями налогообложения для малого бизнеса, ответ тоже очевиден — потому что у нас такие законы. А какие еще законы могут приниматься, если население избирает в органы власти бизнесменов?

То, что лобби у автоперевозчиков в окружном Совете есть и существует оно давно, это уже ни для кого не секрет. Правда, если бы это лобби было цивилизованным, то, наверное, обосновывало все свои просьбы с конкретными цифрами на руках. Пока что действительность такова, что депутаты верят друг другу на слово. Вот только почему верить им на слово должно все население Калининграда, совершенно не понятно.

Оксана МАЙТАКОВА, старший корреспондент 

Комментарии к новости


Самая стыдная история

Заместитель главного редактора «Нового Калининграда» Вадим Хлебников, о наиболее ярком «обмане» инвестора в истории области.