Вечерний @Калининград: силач отправляется на море, а автобус не идёт в депо


Важные события понедельника: губернатор обвинил сити-менеджера Пионерского в «распиле» земли и поменял его на тяжелоатлета и жертву покушения и поджога; история вокруг поставки новых автобусов для «Калининград-ГорТранса» становится всё более и более дурнопахнущей.

1022016_1.jpg

Силач на море

В понедельник вскрылась очередная тайна мадридского двора по-калининградски. Окружной Совет депутатов Пионерского официально признал экс-министра спорта региона Олега Косенкова исполняющим обязанности главы администрации городского округа.

О перемещении одного из самых незаметных министров кабинета Николая Цуканова на курортное побережье стало известно ещё на прошлой неделе. Однако по давней традиции официально участники этого трансферта до последнего отнекивались. Они делали вид, что ничего не происходит, даже когда стало известно имя сменщика Косенкова на министерском посту. На освободившееся министерское кресло претендует директор карманной «автономки» правительства, ГАУ КО «Дирекция спортивных сооружений», Игорь Белоус.

Белоус, кстати, оказался единственным, кто подтвердил такую сюжетную линию кадрового спектакля. Зато губернатор Николай Цуканов в пятничном интервью трём интернет-порталам объяснил главную причину отставки предыдущего сити-менеджера. Она, по словам губернатора, оказалась банальной донельзя: распил курортной земли, невзирая на соседство президентской резиденции. «Как только человек пришел, вместо того, чтобы приводить в порядок улицы, решать вопросы… Первое что стали делать — „пилить“ землю. Ну это невозможно, коллеги! Ну вы же потом мне сами скажете… Я согласен, чтобы там что-то строили. Но нужно понять, что мы там будем строить, объяснить жителям… Если человек построит себе дом и себе лично заработает — кому это надо из горожан?» — заявил Цуканов.

Перевод Косенкова из министерского кресла в кабинет сити-менеджера — логичное продолжение политики Цуканова по выстраиванию полностью подконтрольной системы муниципального управления из проверенных годами кадров. До министра спорта на периферию были отправлены такие преданные губернатору бойцы, как бывший министр промышленности Дмитрий Чемакин (Багратионовск) и экс-глава агентства по имуществу Калининградской области Николай Мухин (Полесск). В понедельник же стало известно, что министр муниципального развития региона Сергей Кошевой направлен на работу в Зеленоградск. Сити-менеджерство депутата облдумы Натальи Макрецкой в Озёрске выглядит на этом фоне событием довольно случайным. Однако Озёрск, мягко говоря, не находится в числе приоритетных регионов развития. Да и земля там стоит поменьше, чем в Зеленоградске.

Косенков за все годы работы в правительстве, вначале в качестве главы агентства, потом — министром, старался ничем особо не выделяться. Тихо стоял рядом с главой региона, тихо заводил какие-то автономные организации, подконтрольные лишь министерству, тихо открывал ФОКи.

Мастер спорта по тяжёлой атлетике, Косенков входил в группу самых верных губернатору членов кабмина. Причём верных во всех случаях: когда чиновники открывали ФОК в Зеленоградске, министр чутко контролировал подход Цуканова к гире, предостерегая его: «Николай Николаевич, штаны порвете!».

О каких-то спортивных достижениях за время работы Косенкова министром говорить сложно. Единственное серьёзное достижение футбольного клуба «Балтика» — то, что он не вывалился даже из первой лиги. Зато клуб благополучно потерял львиную долю финансирования. Вначале «Росатом» вслед за остановкой строительства Балтийской АЭС снял с себя бремя титульного спонсора. А затем и власти Калининграда, столкнувшись с резким дефицитом бюджета, отказались финансировать неуклюжий балтийский футбол. Разнообразные глубокомысленные заявления Косенкова вроде «правительство Калининградской области намерено в 2 раза увеличить численность жителей региона, играющих в футбол» за пределы фонового шума, производящегося правительством, не выходили.

Самые заметные информационные поводы, связанные с фигурой спортивного министра, никак его не украшали. В июне 2014 года неизвестные посреди города, на перекрёстке улиц Иванникова и Соммера, напали на Олега Косенкова и нанесли ему несколько ударов ножом. Жизни министра ничто не угрожало, чего не скажешь о его репутации. Всё же версия о «каких-то хулиганах», режущих почём зря членов кабинета министров, звучала слишком абсурдно даже для пресс-службы правительства.

Судьба определённо не благоволила Косенкову тем июнем: спустя несколько дней его злоключения продолжились. Очередные неизвестные, облачённые в маски, забежали на стоянку неподалёку от места предыдущего нападения и сожгли автомобиль «Мицубиси Паджеро», который, предположительно, принадлежал Косенкову. Вместе с ним огонь уничтожил ещё 7 автомобилей.

Правоохранительные органы вроде бы расследовали оба случая, вроде бы отчитывались о каких-то «наработках», однако ни о каких результатах не заявляли. Более того, в ноябре 2014 года расследование нападения на министра было прекращено, так как он вдруг заявил, что не считает себя потерпевшим. Так, под рёбрами чуть-чуть пощекотали и хватит. Расследование же поджога машины также забуксовало; по словам главы УМВД Евгения Мартынова, не в последнюю очередь из-за того, что министр не особо-то и сотрудничал со следствием. Что в целом неудивительно: сгоревший автомобиль «Мицубиси Паджеро» не фигурировал в декларациях Косенкова о доходах.

В общем, персонажа Николай Цуканов отправил руководить администрацией Пионерского крайне и крайне колоритного. Хоть и не особо публичного. Пионерский — довольно ответственный, хоть и небольшой муниципалитет уже сейчас. Там, повторим, находится хоть и нечасто посещаемая первыми лицами, но всё же государственная резиденция «Янтарь». В правительстве хоть и реже, чем раньше, но продолжают фонтанировать идеями по поводу строительства в Пионерском марины на какие-то безумные сотни тысяч туристов. С другой стороны, если эта довольно фантастическая даже по меркам «тучных» годов концепция так и останется замком на песке, отправка в Пионерский будет более походить на ссылку. Тем более что персона министра не так давно фигурировала в не самых приятных для него публикациях в газете «Новые колёса», исправно получающей бюджетное финансирование и абы кого огульно не критикующей.

Как бы то ни было, на новом месте Олегу Косенкову явно стоит следить за собой и быть осторожным. В случае чего сгоревшей машиной и «какими-то хулиганами» можно не отделаться.

1022016_2.jpg

Автобус не идёт в депо

История (пока назвать её аферой не получается) с обновлением системы общественного транспорта в Калининграде пополнилась очередным витком. В понедельник стал известно, что затея с закупкой 100 автобусов «Волжанин» закончилась ничем.

Мэрия Калининграда отказалась заключать контракт с компанией под названием ни много ни мало «Национальный оператор общественного транспорта». Национальный оператор обещал поставить 100 автобусов волгоградского завода «Volgabus». Согласно информации на портале госзакупок, причиной для отказа со стороны мэрии стала банковская гарантия поставщика; она не соответствовала сразу нескольким нормам федерального законодательства.

В результате по итогам двух конкурсов, проведённых ранее, в начале января право поставки автобусов ловко переходит поставщику предыдущей партии автобусов — белорусской компании «Промагролизинг-центр». В 2015 году этот центр уже передал в лизинг Калининграду 30 автобусов и намеревался сделать то же самое и сейчас. При этом разница между предложениями волжан и белорусов была минимальной. Закупка 100 автобусов общей стоимостью 1,6 млрд рублей была разбита на две части; наиболее очевидная причина — нежелание властей проводить общественные слушания, необходимые при закупке стоимостью более 1 млрд рублей. При стоимости одного из контрактов в 600 млн предложение «Национального оператора» оказалось дешевле белорусского лишь на 2,3 млн рублей.

Конкурс оказался откровенно неудачным для Калининграда. Как представитель «Калининград-ГорТранса» Анатолий Мухомор, так и глава горсовета Андрей Кропоткин фактически открыто выражали надежду на то, что контракт с победителем заключён не будет. Мухомор называл автобусы «Волжанин» менее качественными по сравнению с закупленными ранее МАЗами. С китайскими двигателями против двигателей «Мерседес», отсутствием электронной подвески и плохими отзывами эксплуатантов. А Кропоткин сообщал о том, что «Национальный оператор общественного транспорта» не может справиться с предыдущим конкурсом по поставке автобусов в Тольятти. «Мое видение, что этот контракт с ними не будет заключен и они откажутся от него, потому что не смогут выполнить», — заявлял в середине января Андрей Кропоткин.

В целом история с закупкой автобусов пока что выглядит не очень. Конкурс, проведённый таким образом, что власти всячески пытаются отказаться от заключения контракта с его победителем — это какой-то нехороший конкурс. Очевидно, что если одержать победу на нём может компания, которая поставляет не удовлетворяющие по уровню качества товары или услуги, то вина в значительной степени лежит на составителях конкурсной документации.

Более того, во время прошлой закупки в конкурсной документации было прямо указано: город хочет приобрести автобусы белорусского производителя. Такое действие повлекло за собой жалобу со стороны конкурентов МАЗа, Ликинского автозавода. Впрочем, местное управление ФАС встало на сторону калининградских властей и жалобу отклонило. На нынешний конкурс антимонопольщикам также жаловались, причём неоднократно; часть жалоб отозвали их авторы, часть отклонило управление ФАС.

«Ни для кого не является секретом то, что закупка городского автотранспорта у белорусской компании была запланирована задолго до объявления этого конкурса. Об этом говорил и директор предприятия Мухомор и глава города. Договоренность, естественно, была. Компания не может произвести 100 автобусов за 1,5 месяца, не имея конечного покупателя. По всей видимости, такая договоренность была достигнута с представителями администрации Калининграда, — заявил „Новому Калининграду.Ru“ руководитель Калининградского центра „Трансперенси Интернешнл-Россия“ и сам бывший сотрудник мэрии Илья Шуманов. — В конце 2014 года ВШЭ (Высшая школа экономики) совместно с Гётеборгским институтом оценивали качество государственного управления в регионах России. В результате исследования Калининградская область оказалась в числе регионов, которые можно характеризовать как регионы с изначально предрешенным результатом государственных закупок. Этот случай яркий тому пример».

Почему-то, когда властям необходимо заключить контракт с определённым поставщиком, они могут найти как средства для этого, так и защиту от надзорных ведомств. В иных же случаях, как и в нынешнем, чиновники могут лишь разводить руками. В целом до 2018 года мэрия намерена закупить более 400 автобусов и троллейбусов, потратив на эти цели астрономическую для города сумму — более 5 млрд рублей. Остаётся лишь догадываться, сколько конкурсов будет проведено таким вот забавным манером, как нынешний.

Текст — Алексей МИЛОВАНОВ, фото из архива редакции.

Комментарии к новости


Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.