Вечерний @Калининград: выход из онкологической комы и манёвр уклонения

Важные события четверга: спустя пять лет безуспешных попыток получить федеральное финансирование на строительство онкоцентра в Калининграде депутаты областной Думы внезапно озаботились этой проблемой — аккурат накануне приезда в регион Дмитрия Медведева; случаи уклонения властей всех уровней от исполнения обязательств перед подрядчиками становятся чересчур часты и заметны, складываясь в крайне неприятную тенденцию.

_NVV9330.jpg

Выход из онкологической комы

В четверг депутаты Калининградской областной Думы совершенно внезапно как для избирателей, так и, судя по всему, для самих себя озаботились проблемой отсутствия в регионе онкологического центра. И решили обратиться по этому поводу не к самому очевидному официальному лицу: премьер-министру Дмитрию Медведеву.

Настоящим открытием для инициатора обращения, внезапно вернувшейся не так давно, на исходе срока действия мандата, к руководству социальным комитетом регионального парламента Галины Янковской, стали показатели смертности от онкологических заболеваний. Она, эта смертность, за те пять лет, что регионом руководил в свой первый срок Николай Цуканов, выросла на 15,6 процентов. В принципе, все эти пять лет и тянулась пока что безрезультатная история проекта онкоцентра, призванного эту мрачную статистику улучшить.

Впрочем, нужно быть объективными: некоторые результаты этой деятельности имеются. Они сводятся к выделению в посёлке Родники земельного участка и изготовлению проектно-сметной документации со сметной стоимостью 7,9 млрд рублей. Эта цифра, кстати, немало выросла всего за два месяца; в своём послании депутатам облдумы губернатор Николай Цуканов называл стоимость строительства «всего» в 6 млрд рублей. 

Собственно, их-то у региона и нет. И перспективы их получения пока что туманны. Ну а проектов и земли у нас вообще-то и так хоть отбавляй.

История выклянчивания у федерального центра денег для создания нормальной системы помощи онкобольным в российском эксклаве посреди Европы столь печальна, что повторять её как-то не хочется. Вкратце — с 2011 года губернатор просит деньги поочерёдно то у Владимира Путина, то у Дмитрия Медведева, подписывает какие-то мифические соглашения о намерениях с инвесторами, исчезающими быстрее, чем успевают высохнуть чернила. Сложно сказать, какие реляции выглядят более абсурдно — насчёт «концессии и проектного финансирования» или по поводу займа у населения на строительство онкоцентра. Конкурировать с этими тезисами может разве что предыдущая позиция облдумы, закрепившей в бюджете-2016 400 млн рублей «на онкоцентр», но не способной объяснить, каково целевое назначение этих средств.

То, что депутаты сейчас внезапно очнулись от комы и обратили внимание на онкологию, объясняется довольно просто. Любая активность облдумы, тем более — выходящая за пределы региона и направленная в адрес самого второго лица государства, не просто санкционирована из «красного дома», а является сугубо следствием пинка исполнительной власти. В ближайшие недели в регион должен приехать сам Дмитрий Медведев, и обращение депутатов приурочено именно к этому явлению. Вероятно, федеральная проходимость действующего губернатора нуждается в любой, даже такой неуверенной поддержке.

К тому же, что проблема онкозаболеваний была и остаётся одной из наиболее острых в местном здравоохранении все предыдущие пять лет, нынешняя позиция депутатов не имеет ровным счётом никакого отношения. Потому как предыдущие пять лет народные избранники предпочитали этой проблемы не замечать. Не было обращений, не было выступлений, не было законопроектов и не было прямых и острых вопросов к исполнительной власти. 

Теперь же, во-первых, был получен мотивирующий импульс из правительства, во-вторых — вскоре выборы. На которых по крайней мере часть депутатов планируют сохранить свои тёплые места под своими мягкими местами. Работа непыльная, знай себе поднимай руки, когда в правительстве дёрнут за верёвочку. Цитируя известный анекдот про психбольницу, воду в пустой бассейн осенью нальют лишь тем, кто будет хорошо прыгать с вышки сейчас.

NEV_6576.jpg

Манёвр уклонения

Второе откровение, случившееся на заседании регионального парламента в четверг, также похоже на вскрытие секрета Полишинеля. Бизнес-омбудсмен Георгий Дыханов, выступивший перед депутатами с докладом о собственной деятельности за прошедший год, обратил их внимание на прискорбный факт: муниципальные заказчики не хотят расплачиваться с подрядчиками за выполненную работу.

Так, по словам Дыханова, за минувший год обращений по фактам неисполнения муниципальных контрактов со стороны чиновников в аппарат уполномоченного поступило 4. Динамика увеличивается: всего за полтора месяца подобных обращений было уже 3. Омбудсмен видит в этом определённую печальную тенденцию. Плюс к тому, оформленные жалобы — это лишь вершина айсберга, в большинстве ситуаций стороны конфликта до последнего стараются договориться, не выводя его в публичную плоскость и не придавая ему формального статуса.

Получается это далеко не всегда. И аппарат бизнес-омбудсмена, воспринимаемый как нечто реальное и эффективное далеко не всеми, иногда помогает разрешить конфликт. Так, к примеру, в декабре минувшего года предприниматель Ксения Михина вынесла конфликт с администрацией Тургеневского сельского поселения аж на уровень областного прокурора. По нескольким контрактам муниципалитет задолжал ей более 70 тыс рублей, просрочка составила около 300 дней. Лишь после жалобы Дыханову местные чиновники сочли необходимым расплатиться практически по всем долгам.

По данным «Нового Калининграда.Ru», острой остаётся ситуация по проекту строительства физкультурно-оздоровительного комплекса в Балтийске. Там всё зависло на стадии госэкспертизы: по условиям муниципального контракта вторая часть оплаты предполагалась по факту её прохождения. Однако власти муниципалитета, вероятно понимая дефицит бюджета, попросту не стали отдавать выполненную проектно-сметную документацию на экспертизу. И выполнивший свою работу подрядчик остаётся без денег.

Собственно, эти маленькие истории маленьких людей подкрепляют другие, крупные и громкие. К примеру — всплывший в последние месяцы конфликт между правительством области и строителем великого туристического, культурного и, судя по всему, политического проекта последних лет, Театра эстрады в Светлогорске. 

В четверг депутат Евгений Ган обратил внимание депутатов на ситуацию с долгами по госконтрактам. И подчеркнул: эта проблема «в перспективе способна нанести значительный или даже непоправимый ущерб инвестиционному имиджу области, подорвать местную экономику и в конечном итоге негативно отразиться на уровне жизни многих калининградцев». Кроме того, по словам Гана, вести себя подобным образом в ситуации, когда Театр эстрады выставляется как главное достижение в жизни региона, попросту стыдно.

В последние годы роль государства в работе и даже существовании частных предприятий в России росла значительными темпами. Сложился целый пласт фирм, существовавших сугубо за счёт государственных и муниципальных контрактов. А профессия специалиста по госзакупкам стала одной из самых престижных и высокооплачиваемых. 

Можно долго рассуждать о том, хороша или тлетворна подобная наркотическая зависимость от бюджетных средств для развития малого и среднего предпринимательства, а также экономики в целом. Но очевидно: если в условиях кризиса власть будет игнорировать свои обязательства и уклоняться от их исполнения всеми возможными способами, мало не покажется никому.

Текст — Алексей МИЛОВАНОВ, фото из архива редакции.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.