Важные события пятницы: успехи в импортозамещении продовольствия собственными усилиями в Калининградской области выглядят пока что неочевидными; грубый экономический расчёт помешал российскому лоукостеру «Победа» обеспечить калининградцев сверхдешёвыми билетами в
Долгий путь до импортозамещения
Победные реляции по поводу успехов в импортозамещении и обеспечении региона собственными продуктами калининградцы слышат с завидной регулярностью. Не проходит месяца, чтобы губернатор в очередной раз не заявил о том, как важно обеспечивать себя всем насущным — хлебом, овощами, мясом, рыбой и прочими разносолами. Успехи, правда, не так чтобы очень яркие — особенно учитывая, что с момента введения продуктовых контрсанкций в отношении Запада прошло практически полтора года.
В пятницу на оперативном совещании в правительстве об успехах в реализации программы обеспечения продовольственной безопасности отчитывался министр сельского хозяйства Сергей Лютаревич. Цифры, которые он называл, не внушили постоянно ожидаемого чиновниками почтения. Так, потребность Калининградской области в овощах, выращенных в теплицах, на сегодняшний день обеспечена местными фермерскими хозяйствами лишь на 15 процентов. В закрытом грунте овощи выращивают лишь два фермерских хозяйства — «Дона» и «Орбита Агро», и выращивают они всего чуть более 2 тыс тонн овощей из 14 тыс тонн, потребляемых жителями области.
Ситуация с обеспечением гордо отказавшихся от польских яблок калининградцев фруктами намного более прискорбная. Потребляет регион около 55 тыс тонн фруктов ежегодно, а производит — всего 100 тонн. Не тысяч, нет — просто тонн. Впрочем, понятно, что за пару лет получить плодоносящие сады невозможно даже при всём имеющемся стремлении к импортозамещению. Сады, по словам Лютаревича, заложены — 364 га за последние два года, и к 2019 году минсельхоз искренне надеется закрыть потребность в яблоках и грушах. Плюс, по имеющимся у «Нового Калининграда.Ru» данным, крупный инвестор сейчас рассматривает возможность размещения масштабного производства по выращиванию и переработке фруктов, чтобы не только закрыть вопрос калининградских яблок, но и активно экспортировать их, как свежие, так и переработанные. Впрочем, на пути инвестора то и дело встаёт извечная проблема — лень и разгильдяйство российского чиновничества. Но он её героически преодолевает.
Все эти благие намерения в начале недели активно поддерживал посетивший Калининградскую область министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев. Он высказывался весьма амбициозно и даже предполагал, что Калининградская область может занять место Польши на рынке по производству яблок. «В других регионах — холодно, мороз. Яблоки растут в парниках. Поэтому нужно максимально использовать то, что дал Господь Бог и наши деды отвоевали. Нужно заняться и накормить всю страну. Садоводство — приоритет Калининградской области», — заявил Ткачёв. И подчеркнул, что никто, кроме самого региона, калининградцев не накормит. Что, признаться честно, прозвучало довольно угрожающе в ближайшей перспективе, учитывая текущие успехи по импортозамещению собственными силами.
«Что мы ели, помните? Польские, немецкие, литовские, уругвайские, парагвайские, американские гамбургеры, сосиски и всю эту ерунду. А сегодня у нас все свое, калининградское, в этом-то и есть главная задача».
Губернатор Николай Цуканов.
Лютаревич, тем не менее, источал постоянный для чиновников регионального правительства на публике оптимизм. Там появятся тепличные хозяйства, тут вырастут сады, и всё рано или поздно заколосится с такой силой, что мы все наедимся от пуза. Главное — чтобы нам хватило денег платить за это двойную цену: один раз — в виде субсидий, второй — при походе в магазин, покупая всё дорожающие и дорожающие (12,4% за 2015 год) продукты питания. Зато, как похвастался недавно губернатор Николай Цуканов, перестали есть иностранную «ерунду». И то хлеб.
Горький вкус «Победы»
Напомним кратко историю вопроса. «Победа» открыла продажу билетов на рейсы «Калининград — Москва» в октябре 2015 года. Первый рейс авиакомпания совершила 4 ноября 2015 года. В течение некоторого времени «Победа» летала в Калининград ежедневно, причем минимальная цена билета составляла 999 рублей.
В январе 2016 года лоукостер отменил часть калининградских рейсов, оставив в расписании всего три полета в неделю. Калининградцам, которые заранее купили билеты на самолеты, пришлось срочно менять свои планы и маршруты.
«После введения „Аэрофлотом“ „плоских тарифов“ на рейсы в Калининград необходимость полетов „Победы“ с прежней частотой на этом маршруте отпала, поэтому лоукостер принял решение сократить частоту рейсов „Москва — Калининград — Москва“. „Аэрофлот“ в соответствии с политикой национального перевозчика полностью удовлетворяет спрос на этом направлении», — пояснила
В марте стало известно, что дочерняя компания «Аэрофлота» решила и вовсе отказаться от полетов в регион — в летнем расписании не оказалось ни одного рейса «Победы» на маршруте «Калининград — Москва». Все, на что смогут рассчитывать жители самого западного региона в летнем расписании — это субсидируемые рейсы до столицы по цене 3800 рублей в один конец (7600
В пятницу после оперативного совещания правительства
«Что касается „Победы“, здесь также в первую очередь сидит экономика. <…> Для того чтобы обслуживать в аэропорту самолеты, нужно нести определенные затраты. Часть из них несет непосредственно аэровокзальный комплекс, а часть — это федеральная составляющая: обслуживание
При этом он заверил, что работа по возобновлению регулярного маршрута «Калининград — Москва» ведется. «Эту тему мы обсуждали и с министром транспорта, и собственниками аэровокзального комплекса», — сказал
Весьма странным представляется тот факт, что региональные и федеральные власти рассматривают вопрос с полетами в Калининград чисто с экономической точки зрения, забывая о политическом моменте — оторванности региона от остальной территории России.
Недорогие поездки из Калининграда на остальную территорию России необходимы именно жителям самого западного российского региона, поскольку
Вероятно, если перевести этот вопрос в политическую плоскость и объяснить властям РФ, что калининградцы на самом деле живут на острове, а не в единой России, и на машине из Калининграда до Смоленска им доехать крайне сложно, то ситуация могла бы измениться. К примеру, в российском бюджете нашлись бы деньги на субсидирование аэропортовых затрат для единственного российского лоукостера. Или в принципе программа субсидирования перевозок для Калининградской области была бы расширена, что позволило бы снизить стоимость перелета для людей с калининградской пропиской. Однако пока региональным властям не удалось даже договориться о расширения сроков ныне действующей «льготной» программы.
Текст — Алексей МИЛОВАНОВ, Оксана МАЙТАКОВА, «Новый Калининград.Ru», фото из архива редакции.