Сбой системы: на границе с Литвой задержаны 4 (?) таможенника-взяточника

Все новости по теме: Таможенные проблемы

В четверг с калининградских границ стали поступать сообщения о крупной победе борцов с коррупцией. Сведения эти, правда, пока выглядят несколько противоречиво. Поэтому с уверенностью можно только сказать, что от одного до четырех таможенных инспекторов МАПП «Чернышевское» подозреваются во взяточничестве. По версии полиции, нечистые на руку сотрудники таможни в месяц вымогали у водителей до 6 млн рублей.

О том, что на погранпереходе «Чернышевское-Кибартай» на взятках попался кто-то из сотрудников таможни, журналисты «Нового Калининграда.Ru» узнали, так сказать, по «сарафанному радио» еще в начале ноября. В редакцию обратились дальнобойщики, уставшие от бесконечной очереди с литовской стороны границы. Которой, по данным областной таможни, не было.

Водители в свою очередь поделились с журналистами и своей версией причины описываемого ими транспортного коллапса. По данным дальнобойщиков, усиленными проверками сотрудники таможни ответили на задержание своих коллег. Спецоперация, по словам скучающих в фурах мужчин, прошла несколькими днями ранее.

«Приехал ОМОН буквально дня 4 назад и прямо в рабочее время задержали там двух или трех сотрудников. Вторая смена, по-моему, сама уволилась. Соответственно, они на это дело обозлились и сейчас оформляют автомобили по нормативу. Норматив 3 автомобиля в час. При таком грузопотоке вы представляете, что это такое», — рассказал 3 ноября этого года журналистам дальнобойщик Вячеслав.

Эти «слухи» в тот день не смогли прокомментировать ни в пресс-службе областной таможни, ни в аналогичных отделах региональных УМВД и погрануправления ФСБ.

И только в четверг утром информация получила-таки подтверждение. Сразу от двух ведомств. Причем их версии слегка разнятся, поэтому просто приведем каждое из сообщений.

Пресс-служба Калининградской областной таможни рассказала об одном задержанном за взятки сотруднике поста МАПП «Чернышевское». По данным таможенников, их коллега занимался незаконным сбором денежных средств с водителей большегрузных машин.

Отметим, что, по данным погрануправления ФСБ области, к концу августа этого года на границе с Калининградской областью было зафиксировано 65 случаев, когда люди «забывали» деньги в паспортах, передавая их на проверку.

Инспектор требовал с фур «пропускную» плату в размере 200 рублей за оформление транспортных средств. Если водитель отказывался платить, инспектор по надуманным причинам надолго затягивал оформление и выпуск транспортного средства.

Мужчину задержали прямо на рабочем месте, при обыске у него обнаружили и изъяли около 35 тысяч рублей сторублевыми купюрами. В отношении таможенного инспектора возбуждено уголовное дело по ч.1 ст. 290 УК РФ (получение взятки).

Чуть позже пресс-служба регионального УМВД сообщила о четырех задержанных сотрудниках поста (в пресс-службе таможни факт задержания троих из них не подтвердили). Операция по задержанию проводилась совместно со Службой по противодействию коррупции Калининградской областной таможни.

По версии полиции, с августа по ноябрь текущего года инспекторы вымогали у водителей проезжающих через МАПП «Чернышевское» деньги за беспрепятственное пересечение границы.

Оформление бумаг, по данным полиции, стоило 300, а не 200 рублей. За то, чтобы не проходить Мобильный инспекционно-досмотровый комплекс, водители большегрузов должны были заплатить 100 рублей.

«Если водители отказывались платить, инспекторы умышленно затягивали процедуру оформления фур. Это приводило к увеличению времени прохождения таможенного контроля. Противоправные действия подозреваемых приводили к тому, что в отдельные дни на границе скапливалось до 200 грузовиков», — косвенно подтвердили в пресс-службе полиции слова дальнобойщиков об очередях на пункте пропуска.

По версии полиции, при обыске было изъято более 40 тысяч рублей. Полученные от водителей деньги таможенники складывали в «черную кассу», которая находилась в одном из служебных кабинетов. В конце смены деньги распределялись между подельниками. По предварительной информации, доход от незаконной деятельности за месяц составлял более 6 миллионов рублей.

_NEV5648.jpg

Все четверо подозреваемых задержаны, в отношении одного из них уже возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного статьей 290 УК России (Получение взятки должностным лицом). Расследование уголовного дела продолжается, полиция готовится возбудить дела и в отношении прочих фигурантов.

«Особенно умиляет — 3,5 месяца… Спросите у любого дальнобойщика — эта система существует многие годы на всех погранпереходах…» — был первый комментарий читателей «Нового Калининграда.Ru» под этой новостью. Надо отметить, что на систематические многолетние поборы на границах водители большегрузов журналистам портала жаловались не далее как в начале ноября.

Это ж не секрет. У нас как? Заезжаем на весовую. Я подаю паспорт и документы, мне отмечают соответствие груза и веса. Если я не положил 100 рублей в паспорт, мне либо завысят вес, либо занизят. 100 рублей мы положили, проехали. Выдали нам талончик. Ставим машину в „ёлочку“ так называемую, идем в зал оформления. Захожу — если я меньше 300 рублей положил в паспорт, меня не будут оформлять, хотя все документы в порядке. Отправят на рентген, отправят на полный досмотр, заставят за свой счет вызывать грузчиков. То есть искусственно создадут препятствия.

Вячеслав, дальнобойщик

Чтобы проверить, изменилась ли ситуация на границе после массовых (или нет, смотря какой информации доверять) задержаний, мы вновь связались с водителями фур.

«Ситуация изменилась. Сейчас вот я проходил границу, в Москву ехал, они принципиально, значит, паспорта с деньгами возвращали, то есть взятки не брали. Но они сделали саботаж. То есть 40 минут машина оформляется после того, как перестали брать взятки. Увеличили время оформления. То есть закон они не нарушают. В законе не прописано, сколько они имеет право оформлять автомобиль. Все это медленно, печально. На весах по 40 минут машина стоит. Он может встать, уйти, покурить, вернуться, оформить. Вот такая ситуация», — пояснил корреспонденту «Нового Калининграда.Ru» один из дальнобойщиков.

Фото — Виталий Невар, «Новый Калининград.Ru»

Текст: Алла Сумарокова

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.