Нехитрые схемы: сколько денег потратило правительство на скупку СМИ

Фото — Виталий НЕВАР, «Новый Калининград.Ru».
Все новости по теме: Бюджетное финансирование СМИ

По официальной информации, правительство Калининградской области в 2014 году закладывало в региональном бюджете на заказные статьи 50 млн рублей. Такая же цифра озвучивалась минфином и на текущий год. «Новый Калининград.Ru» проанализировал данные госзакупок и выяснил, что на финансирование региональных и федеральных СМИ губернатор Николай Цуканов потратил как минимум в полтора раза больше бюджетных средств. И остаётся лишь предполагать, какой будет эта сумма в год выборов главы региона.

Разные линии

Российские регионы в 2014 году, вопреки рекомендациям федеральных властей, не только не сократили свои расходы на пиар, но и увеличили их с 33 до 36,2 млрд рублей. Активисты ОНФ на фоне такой ситуации предлагают ограничить расходы чиновников на информирование граждан о своих успехах законодательно..

Официально расходы бюджета региона на освещение деятельности правительства Калининградской области «проходят» по линии регионального министерства по муниципальному развитию. Подавляющее большинство государственных закупок, которые проводило в прошлом году министерство, официально звучало как «массовое информирование населения Калининградской области о решении вопросов, связанных с социально-экономическим развитием области в 2014 году». Однако в техзаданиях к этим аукционам говорилось об обязательном появлении в теле-, радиосюжетах, на газетных полосах и на интернет-сайтах чиновников регионального правительства, губернатора и вице-премьеров.

По подобной схеме распределяла деньги областного бюджета и Калининградская областная Дума. Правда, мелькание на телеэкранах и на газетных полосах депутатов регионального парламента, обошлось в прошлом году налогоплательщикам куда дешевле, чем заказные статьи от исполнительной власти.

Впрочем, выяснилось, что «массовое информирование населения о решении вопросов» — не единственный способ финансирования региональных СМИ из областного бюджета. Расходы также велись по линии некоторых министерств и агентств правительства.

В частности, за счет министерства культуры региональные газеты, радио и телевидение получали деньги на подготовку передач и статей про культурные события в регионе. По линии министерства сельского хозяйства выделялись деньги на информирование населения о проблемах агропромышленного комплекса, по линии министерства ЖКХ — о ситуации с коммунальным хозяйством региона и т. п.

Отдельной строкой значится финансирование официальных актов правительства и некоторых министерств. Выяснилось, что затраты на эту строку расходов также весьма внушительные. Получателями денег стали «Калининградская правда» и ООО «Газета», входящее в холдинг «Западная пресса», принадлежащий экс-советнику губернатора Марине Васильевой и её супругу Александру Власову.

Кроме того, бюджет выделял деньги на информирование населения о внедрении электронного правительства (в данном случае деньги получили рекламные агентства, которые затем размещали публикации и ролики в региональных СМИ), на освещение деятельности политических партий, на продвижение области в качестве туристического центра, передачи о финансовой грамотности и программы и статьи, посвященные развитию патриотизма и национально-культурным автономиям. Впрочем, в последних двух случаях финансирование шло не только из областного бюджета, но и из федеральной казны.

В общей сложности из областной казны региональные средства массовой информации (и местные офисы федеральных изданий) в 2014 году получили около 82 млн рублей. Эта цифра касается только области, в неё не вошли деньги, выделенные на скупку печатных площадей, эфира и лояльности СМИ из городского бюджета и бюджетов муниципальных образований, активно наполняемых из областной казны. Кроме того, сюда не вошли средства, выделяемые в виде субсидий муниципальным газетам. В 2015 году эта сумма была удвоена и превысила 11 млн рублей.

Здесь важно понимать несколько моментов. Поиск средств, которые правительство тратит из небогатого бюджета на освещение своей работы (формально) и скупку лояльности (реально) в средствах массовой информации региона – дело непростое. Деньги выделяются в рамках десятков программ, контролируемых десятками же ведомств, никакой «общей» суммы нет в природе. В случае, если в правительстве и отвечают на информзапросы редакции по поводу подобных трат, то в ответе априори фигурирует сильно заниженная сумма — как раз те самые пресловутые 50 млн рублей. Собирать информацию приходится буквально по крупицам, прочёсывая сайт госзакупок и пытаясь найти нужное в десятках тысяч контрактов. Плюс к этому, разные контракты разыгрываются в разное время, некоторые ведомства отправляют деньги в СМИ в начале года, иные — под Новый год. Поэтому, скорее всего, приведённая цифра, 82 млн рублей, также ниже реальной суммы бюджетных средств. Но, по крайней мере, даёт куда большее представление о реальности, чем официальные заявления.

Кроме того, часть средств, конечно, тратится не на восхваление губернатора и его команды напрямую. К примеру, передачи на тему финансовой грамотности, продвижение туристических возможностей региона или освещение деятельности религиозных конфессий непосредственной политической окраски не имеют. Однако абсурдная позиция власти, многократно выраженная губернатором и сводящаяся к короткому тезису «Вы про нас бесплатно никогда не напишете» привела к любопытному результату. В немалом числе редакций теперь, когда масштабы финансирования СМИ разрослись необычайно, и в самом деле предпочитают не писать про правительство ничего вне рамок госконтрактов. Во-первых, собственник издания думает в нынешнюю непростую пору о том, чем правительство, в сущности, отличается от рекламодателя, если платит деньги? Ну а, во-вторых, реакция на какие-либо самостоятельные и неоплаченные оценки в медиа работы губернатора и его подчинённых в правительстве бывает такой истерической, что лучше вообще их не трогать, полагают редакторы. В итоге, функция выстраивания отношений с журналистами у профильных ведомств правительства напрочь атрофировалась, а в любой внештатной ситуации, которую невозможно разрешить простой скупкой эфиров, имидж главы региона выглядит так грустно, что слеза наворачивается.

Эта сумма не идёт на пиар конкретного человека либо правительства. Та же программа ЖКХ — чтобы разобраться в ней, приходится делать десятки передач, десятки, сотни публикаций, — сказал губернатор. — Если мы об этом не расскажем, как люди узнают об этих программах? Программа «Фермер», программа ипотечного кредитования — как мы донесём их? Вы бесплатно будете это делать? Да вы бесплатно пальцем о палец не ударите, потому что вам не интересно, это позитив, а вам негатив только нужен.

Николай Цуканов 
на пресс-конференции в феврале 2015 г.

Таким образом, заверения Николая Цуканова насчёт того, что деньги на СМИ расходуются сугубо для того, чтобы проинформировать граждан о том, о чём ленивые и алчные журналисты бесплатно не напишут ни за что в жизни, вряд ли могут быть похожи на правду. То, что правительство за деньги налогоплательщиков попросту скупает лояльность медиапространства, подтверждают практически во всех редакциях, получающих финансирование. Если, конечно, они не состоят из одного человека, который и является окончательным бенефициаром.

Впрочем, иногда из губернатора прорывается правда-истина, и он открыто требует от СМИ публиковать позитивную информацию. Так, в начале февраля, на первой за целый год пресс-конференции, губернатор заявил: «Когда пишете, думайте, что по ту сторону стоят не только мерзавцы, но есть нормальные люди, которые в правительстве работают и в муниципалитетах, которые делают конкретные дела. Они очевидны. Пишите позитив, а не только негатив, обращаюсь с просьбой к вам ко всем. Тем более, он есть, позитив, — заявил губернатор. Никто не будет отрицать, детские сады строим? Строим. Молочные фермы запускаем? Запускаем. Дороги строим? Строим. Коллеги, почему об этом вы не пишете? Мне непонятно. Конечно же, проще написать, что этот такой-сякой, пусть он оправдывается».

Пиар борцов с пиаром

Калининградская область не вошла в антирейтинг регионов, выделяющих существенные деньги на финансирование СМИ, который Общероссийский народный фронт составил в марте 2015 года. Однако, с учётом новых данных, бюджетное финансирование СМИ на душу населения в регионе оказалось куда выше, чем в других регионах, «засветившихся» в антирейтинге ОНФ.

В марте нынешнего года в ОНФ всерьёз обсуждали тему бюджетных расходов на СМИ и даже пытались выработать некие решения для сокращения этих трат. Так, «фронтовики» предложили внести в Бюджетный кодекс поправки, чётко устанавливающие, какие расходы регионы могут отнести в раздел СМИ и куда должны относиться расходы на информационное освещение деятельности администраций регионов. Кроме того, ОНФ предлагал лимитировать возможные расходы органов госвласти субъектов РФ на собственный пиар, приходящиеся на душу населения. Также материалы, публикация которых оплачена из бюджета, представители фронта предложили маркировать специальным образом.

Однако порыв ОНФ выглядел бы куда более трепетно, если бы сами «фронтовики» не уподоблялись чиновникам-регионалам. Накануне были подведены итоги конкурса, проведённого «карманным» фондом ОНФ «Правда и справедливость». За премии в 300 тыс рублей каждая соревновались 1500 журналистов из всех регионов страны. Победили 300 человек, среди них оказались четыре калининградца. Два журналиста «Калининградской правды», один сотрудник интернет-издания, а также — некий блогер Андрей Омельченко. Премии, составляющие среднюю зарплату калининградского журналиста за 8-10 месяцев, жюри якобы раздавало за публикации, освещающие «проблемы в сфере ЖКХ, коррупция и чванство чиновников, расточительство, неэффективные государственные и муниципальные траты и другие резонансные темы». 

Омельченко же, постоянный посетитель мероприятий ОНФ и ярый патриот, в своём блоге, скромно названном «Единственный ЖЖ который читает на ночь Путин», фокусируется слегка на иных сферах. «Недавно моряки Балтийского флота, проводя ракетные стрельбы, обнаружили гей-корабль ВМС Латвии», — гласит одна из последних записей. А перед ней сразу несколько постов состоят из картинок-«фотожаб», оскорбляющих всех потенциальных противников блогера — от граждан Украины до белорусских оппозиционеров. «Интересно, необычно, в общем, всякая фигня, — пишет член Общественной палаты Калининградской области и член общественно-политического совета при губернаторе Калининградской области. — Накопилось тут картинок для улыбок». Несомненно достойных премии в треть миллиона.

_NVV8833.jpg

Лидеры госпиара

image-(2).jpg

Самым крупным получателем бюджетных денег стало ГТРК «Калининград». Филиал федеральной телерадиокомпании получил несколько контрактов на освещение деятельности регионального правительства на телевидении и радио, а также деньги на освещение деятельности областной Думы, программы о культуре, ЖКХ, образовании и финансовой грамотности. В общей сложности ГТРК «Калининград» получила из бюджета в 2014 году 23,2 млн рублей. Здесь стоит напомнить, что ещё в 2012 году Елена Кошемчук элегантно переместилась с должности первого заместителя директора ГТРК в кресло первого заместителя министра культуры области.


ГТРК «Калининград»

14,16 млн, 1,05 млн - освещение деятельности правительства на телевидении (по линии министерства по муниципальному развитию)


875 тыс - программы о ЖКХ (по линии министерства ЖКХ)


1,946 млн - социальная реклама антикоррупционной направленности (по линии министерства по муниципальному развитию)


435 тыс - освещение деятельности правительства на радио (по линии министерства по муниципальному развитию)


790 тыс-  программы о культуре (по линии министерства культуры)


700 тыс - программа о модернизации образования (по линии министерства образования)


277,9 тыс - программа о развитии профессионального образования (по линии министерства образования)


630 тыс - передачи о финансовой грамотности (по линии министерства финансов)


360 тыс - информационных материалов о деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций (по линии министерства по муниципальному развитию)


465 тыс - прокат цикла информационных видеосюжетов о народах, религиях и конфессиях, представленных в Калининградской области (по линии министерства по муниципальному развитию)


118,2 тыс - прокат цикла информационных видеосюжетов о народах, религиях и конфессиях, представленных в Калининградской области (по линии министерства по муниципальному развитию).


1,19 млн - освещение деятельности областной Думы


Итого ГТРК «Калининград» 23,2 млн рублей


На втором месте по бюджетным вливаниям — «НТРК „Каскад“». В группу компаний в настоящее время, помимо телевидения «Каскад», входит интернет-портал Kgd.ru. Компания также занималась освещением деятельности правительства и областной Думы, выпускала передачи о финансовой грамотности, занималась освещением мероприятий патриотической направленности. Входящий в состав группы интернет-портал получил серьезные деньги на заметки о деятельности правительства и не очень серьезные — на освещение работы депутатов.

«НТРК „Каскад“»

12,5 млн,1 млн - на освещение деятельности правительства области (по линии министерства по муниципальному развитию)


1,292 млн - социальная реклама антикоррупционной направленности (по линии министерства по муниципальному развитию)


588 тыс - программы о культуре (по линии министерства культуры)

600 тыс - передачи о финансовой грамотности (по линии министерства финансов)


82,4 тыс - освещение хода реализации мероприятий патриотической направленности (по линии министерства по муниципальному развитию)

Kgd.ru (ООО «Вымпел медиа»)

485 тыс - освещение деятельности правительства (по линии министерства по муниципальному развитию)


49 тыс – освещение деятельности областной Думы


Итого «НТРК „Каскад“» 16,61 млн рублей


Третье место в рейтинге получателей бюджетных денег получило ООО «Медиа-информ» (издатель газеты «Калининградская правда». В отличие от предыдущих СМИ, большую часть средств издание, нынче не очень похожее на флагмана региональных масс-медиа, «освоило» за счет официальной публикации нормативных актов областного правительства и министерства развития инфраструктуры. Впрочем, удалось газете сделать несколько публикаций о сельском хозяйстве — по линии регионального минсельхоза, который выделил на эти цели полмиллиона рублей.

«Калининградская правда»

(издатель ООО «Медиа-информ»)

3 млн, 995 тыс - на освещение деятельности правительства (по линии министерства по муниципальному развитию)

 

500 тыс – публикации о социальном развитии села и агрокомплексе (по линии министерства сельского хозяйства)


183 тыс, 430 тыс - освещение деятельности областной Думы


499 тыс, 389 тыс,  499 тыс

— публикация актов министерства развития инфраструктуры


5,5 млн – публикация официальных актов  правительства области

 

Итого «Калининградская правда» 12 млн рублей


Медиахолдинг «Западная пресса» получил контрактов чуть меньше — на 9,66 млн рублей. Неплохое бюджетное вливание в одно из изданий холдинга, «Комсомольскую правду в Калининграде», сделало региональное министерство по туризму. Издание выиграло тендер на право разместить информационные материалы о привлекательности Калининградской области как туристического региона. Кроме того, весьма существенные суммы холдинг получил на пиар правительства и областной Думы в интернете.

«Комсомольская правда в Калининграде»

150 тыс, 230,8 тыс, 425,7 тыс - освещение деятельности правительства в интернете (по линии министерства по муниципальному развитию)


2,216 млн - освещение деятельности правительства в газете (по линии министерства по муниципальному развитию)


153 тыс, 387 тыс - освещение деятельности областной Думы в газете


126 тыс, 126 тыс – освещение деятельности областной Думы на интернет-портале


783,33 тыс - информационные материалы о туристической привлекательности Калининградской области (по линии министерства туризма)

«Страна Калининград»

1,783 млн - освещение деятельности правительства области (по линии министерства по муниципальному развитию)


264 тыс - публикации о культуре (по линии министерства культуры)

«АИФ - Калининград» (ООО «Издательство Страна»

650 тыс - освещение деятельности правительства области (по линии министерства по муниципальному развитию)

«КП. Ва-банк»

1,350 млн - освещение деятельности правительства области (по линии министерства по муниципальному развитию)

«Балтийский Бродвей» (ООО «Стартап»)

506 тыс - публикации о культурных событиях (по линии министерства культуры)

ООО «Газета»

494 тыс - публикование правовых актов министерства ЖКХ

 

Итого холдинга «Западная пресса» 9,66 млн рублей


Замыкает пятерку крупнейших получателей бюджетных денег ООО «Решение» из Москвы. Компании удалось получить контрактов на общую сумму 7,4 млн рублей — в основном за счет размещения информации о Калининградской области, как привлекательном для туристов регионе, в журналах, распространяемых в самолетах.

ООО «Решение» (Москва)

921 тыс, 474,666 тыс, 3,93 млн, 1,076 млн - публикации о туристической привлекательности области в журнале, распространяемом на борту самолетов российской авиакомпании (по линии минтуризма)


589 тыс - публикации о туристической привлекательности области в бортовом журнале европейской авиакомпании (по линии минтуризма)


401,7 тыс - демонстрации рекламно-информационного видеоматериала (ролика) в салонах пассажирского транспорта (по линии минтуризма)


Итого ООО «Решение» 7,4 млн рублей

И все остальные

Остальные СМИ, организации и рекламные агентства, неустанно трудящиеся над освещением заботы чиновников правительства о народном благе, получили в 2014 года из бюджета Калининградской области куда менее значительные суммы. Тем не менее, в целом они складываются в весьма круглую сумму: более 13 млн рублей.

Радиостанция «Балтик Плюс»

400 тыс, 396 тыс - освещение деятельности правительства области (по линии министерства по муниципальному развитию)

 

374 тыс - освещение деятельности областной Думы


«Наше радио» (входит в группу «Балтик Плюс»

247 тыс - освещение деятельности областной Думы

 

Итого «Балтик Плюс» 1,42 млн

ООО «Рекламное агентство «Гранд Медиа Сервис» (Санкт-Петербург)

1,567 млн - освещение деятельности правительства в федеральном печатном издании (по линии министерства по муниципальному развитию)

«Ассоциация муниципальных газет Калининградской области»

894,9 тыс, 494 тыс, 157 тыс - публикации приложений к районным газетам с информацией о деятельности областной Думы

Итого 1,545 млн

«Новые колеса Игоря Рудникова» (ИП Шиманский)

1,5 млн - освещение деятельности правительства области (по линии министерства по муниципальному развитию)

«Регнум»

1 млн - освещение деятельности правительства области (по линии министерства по муниципальному развитию)

«Калининградская вечёрка» (ИП Кашинская)

1 млн - освещение деятельности правительства области (по линии министерства по муниципальному развитию)

«Новый караван» (ООО ИСТЕЛ)

1 млн - освещение деятельности правительства области (по линии министерства по муниципальному развитию)

«Интерфакс-Северо-Запад»

845 тыс - освещение деятельности правительства области (по линии министерства по муниципальному развитию)

ООО «Балтик Медиа»

750 тыс - информационное сопровождение формирования электронного правительства (по линии агентства по развитию связи и массовых коммуникаций)

Радиостанция «Русский край» (ООО «Свежий ветер»)

362 тыс - освещение деятельности областной Думы

 

198 тыс - цикл радиопрограмм «Память» (по линии министерства культуры)

Итого 560 тыс

ООО «Адвента»

580 тыс - создание специализированного информационного печатного издания для национально-культурных автономий (по линии министерства по муниципальному развитию)

ООО "Центр Бизнес Услуг "Победа"

497,5 тыс - информационное сопровождение формирования электронного правительства (по линии агентства по развитию связи и массовых коммуникаций)

ООО «Рашн трэвел гайд» (Russian Travel Guide)

341,55 тыс - размещение аудиовизуальных анонсов туристских событий в Калининградской области на международных телеканалах, вещающих на территории РФ и за рубежом

ООО «Медиакит» («Лав радио», «Серебряный дождь»)

242 тыс освещение деятельности областной Думы

КРОО "Ассоциация ветеранов спецназа и участников боевых действий - "Спецназ-Русь"»

115 тыс - освещение деятельности, направленной на укрепление гражданского патриотизма и российской гражданской идентичности (по линии министерства по муниципальному развитию)

Интернет-сайт «НИА»

23,6 тыс - освещение деятельности областной Думы


Итого остальным СМИ 13 млн рублей


Текст — Оксана МАЙТАКОВААлексей МИЛОВАНОВ, «Новый Калининград.Ru».

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.