«Выдавливание автомобилей»: что предвещает Калининграду новый Генплан

Завершён второй этап работы над новым Генпланом Калининграда. Градостроительный документ в полном виде должен быть готов к лету 2016 года, а пока что он со всех сторон обсуждается на различных встречах, заседаниях и прочих мероприятиях. На этой неделе разработчик Генплана рассказал о проделанной работе сначала депутатам горсовета, а потом журналистам. «Недвижимость Нового Калининграда.Ru» попробовала разобраться, какое будущее готовит городу компания из Ростова-на-Дону.

Дороги и развязки

Так получилось, что в Калининграде шла работа одновременно над двумя транспортными схемами. Одну готовили в рамках разработки Генплана ростовчане из ООО НПО «Южный градостроительный центр», другую делали для пассажирского транспорта петербужцы из НИПИ Территориального развития транспортной инфраструктуры. В конце концов им пришлось объединить усилия, чтобы разобраться — что из питерских разработок войдёт в новый градостроительный документ. «Разработчикам Генерального плана необходимо было отобразить мероприятия, которые заложены в комплексной схеме развития транспорта с целью резервирования территорий. А также проверить целесообразность организации круговых развязок на территории города, потому что их уже значительное количество. Также отразить территории, которые в будущем могут разместить транспортно-пересадочные узлы», — пояснил в понедельник вице-мэр Артур Крупин. Кроме того, Калининград ожидает подготовка ещё одного документа, связанного с транспортными проблемами, как того требует мартовский приказ Минтранса. Утвердить КСОДД (Комплексную схему организации дорожного движения) будет возможно только после утверждения Генплана.

Правда, из всех предложений петербургских специалистов в итоге в Генплан вошла только кольцевая развязка вокруг Королевских ворот — тут мнения экспертов совпали друг с другом, но разошлись с мнением городских властей. Крупин отметил, что желания менять сложившуюся структуру вокруг памятника у администрации желания нет, да и горожане вряд ли согласятся лишаться сквера. Да и в целом отношение к круговым развязкам и у разработчиков Генплана, и у комитета архитектуры и строительство выработалось довольно скептическое — в центре города в условиях уже сложившейся застройки кольцевые развязки сложны в реализации и неуместны. «Зачастую хорошо и грамотно спланированный перекресток с выделенными карманами не меньше на себя берет по пропускной способности, чем круговая развязка», — отметил директор компании-разработчика Генерального плана Калининграда ООО НПО «Южный градостроительный центр» Сергей Трухачев.

Всего планируется построить около 170 км новых дорог. Улицы 9 Апреля, Невского и Аллею Смелых предполагается сделать городскими магистралями, как это было заложено в старом документе. Более того, через Аллею Смелых решено сделать выход на Окружную, дабы разгрузить выезды из южной части города. Для спасения жителей Московского района также заложены идеи строительства виадука с ул. Киевская над ж/д-путями к ул. Железнодорожная и строительства Западной магистрали от Суворова через Преголю к проспекту Победы. Этот проект разработчики сочли более выгодным, чем строительство 15-км обхода с мостом через Калининградский залив. Естественно, никуда не делась и Восточная эстакада, которая к 2025 году должна выйти к Московскому рынку. Кроме того, в экс-Балтрайоне решено сделать полноценную магистральную улицу с выходом на Окружную из ул. Толстикова и соединить Интернациональную с Суворова.

Общественный транспорт

_NEV2994.JPG

В целом основной идеей транспортного каркаса нового Генплана стало «выдавливание» автомобилей из центра города путём перевода их на Окружную и внутригородские магистрали. По словам Трухачева, практика развития городов Западной Европы подтвердила, что чем лучше условия доступа в центр города для легкового транспорта индивидуального, тем хуже транспортная ситуация в центре, поэтому необходимо развивать общественный транспорт в ущерб автомобильному, а также строить сеть транспортно-пересадочных узлов и перехватывающих парковок для тех, кто работает в центральной части города.

«Это не значит, что транспорта в центральной части города не будет — будет. Но это будет неудобно, это будет искусственно, это будет связано действительно либо с отсутствием парковок и невозможностью припарковаться, либо это будет огромная стоимость парковок, либо скоростной режим минимальный — 30–40 км в час для того, чтобы было действительно неудобно перемещаться по центру города, чтобы все уходили на внешние скоростные магистрали»

Глава комитета архитектуры и строительства Артур Крупин

_NVV9672.jpg

Здесь есть два важных момента: во-первых, автомобили не уйдут из центра города, если им будет некуда уходить. Во-вторых, никто не пересядет на общественный транспорт, пока он не станет удобным. Как заверили разработчики хором с Крупиным, решение этих проблем заложено в документ. Правда, пока что речь идёт только об ограничении движения автомобилей на отрезке Ленинского проспекта между площадью Победы и эстакадным мостом. В будущем планируется расширить этот участок почти до Южного вокзала, а также захватить центральный отрезок Московского проспекта. Всё это должно сопровождаться сужением проезжей части с развитием пешеходных направлений. К сожалению, о полноценных пешеходных улицах речи в документе не идёт, только о развитии существующих зон и строительстве пешеходных мостов через Преголю к острову Канта.

Пересаживать автомобилистов решено с помощью выделения давно обещанных полос для общественного транспорта. Таковые предполагается открыть на ул. Согласия, Гайдара, Советском и Ленинском проспектах, а также на Черняховского, Горького и проспекте Мира. Никуда не исчезли и трамваи. Скоростных линий в документ не заложено, но предлагается пустить составы по Толстикова до Кошевого и по Октябрьскому острову к стадиону. Предложено заодно продлить троллейбусный маршрут по Московскому и пустить рогатый электротранспорт по Емельянова и Сельме.

Для удобства пешеходов в Генплан оказались включены несколько подземных переходов: на перекрёстках Ленинский — Шевченко, Фрунзе — 9 Апреля, Театральная — Гвардейский, Московский — Литовский вал. Впрочем, эта идея ещё будет прорабатываться в КСОДД.

К 2025 году калининградцам, при наличии финансирования, обещано развитие системы городской железной дороги на юго-восток и на гурьевском направлении с остановкой в конце Невского. Но для этого нужны деньги, договоренность с КЖД и расширение Северного вокзала. А вот о подвесном метро мечтателям пока придётся забыть. Не только потому, что на него нет денег, но и потому, что его устройство требует слишком много места, которого в городе попросту нет.


Промзоны, парки и новые объекты

_NEV3124.JPG

Выводить промышленные зоны из города власти передумали. И, как выяснилось, не особо об этом даже задумывались. «Город всегда был портовым и промышленным, и это далеко не самая последняя составляющая в развитии города. Но вместе с тем часть промышленных территорий и транспортных зон ушли. Это грузовой двор железной дороги, и нами предполагается перспективная реновация производственных территорий в районе ул. Днепропетровской, Запорожской, это территория напротив стадиона», — сообщил Трухачев. Крупин в свою очередь напомнил о потенциальном появлении нового микрорайона «Автотора» на северо-западе города.

«Понятно, что промышленность большую часть налогов составляет и без нее некуда. Даже на небольшой территории нашего города мы обязаны предусматривать такие промплощадки. На сегодняшний день промышленные производства практически все экологически чистые, это доказывает существование „Газавтоматики“ по соседству с нами», — заверил вице-мэр.

Что касается зелёных зон, то в Генплане заложено около 200 га скверов и парков по Калининграду. Но это, в основном, локальные зелёные зоны. О закладке новых крупных парков речи не идёт, если не считать использования лесопарка около Форта № 4.

«Мне бы хотелось уделить внимание тому, что предполагается в Московском районе — обустройство парковых зон вокруг озера Летнего, Пенькового озера, хотя там территория достаточно зажатая, но все-таки. И обустройство, в том числе, ручья Товарного за Аллеей Смелых. Это те территории, обустройство которых необходимо именно в этой части города, поскольку в южной части их не хватает в большей степени, чем в северной. Помимо того, большое внимание уделяется именно освоению существующих парковых зон».

Сергей Трухачев, разработчик Генплана

ввв.jpg
По схеме терпланирования в Калининграде должны появиться ещё два крупных объекта. Это крематорий, место которому решено выделить неподалёку от завода «Янтарь». И ипподром, который, видимо, позарез необходим Калининграду. Его предложено строить на Острове.

Фото — Виталий Невар, «Новый Калининград.Ru»

Текст: Татьяна Зиберова

Комментарии к новости