Автор рецензии — Джеки Чан

Автор рецензии — Джеки Чан
Кадр из фильма «»
Название статьи — конечно же, шутка, но шутка эта не так уж далека от реальности. Джеки Чан в третьих «Доспехах Бога» — режиссер, сценарист, исполнитель главной роли, продюсер, оператор, арт-директор, постановщик и исполнитель трюков, композитор — и это еще не все. Такой «человек эпохи Ренессанса» вполне мог бы и вправду сам настрочить все рецензии на свой новый фильм — и хвалебные, и ругательные — параллельно лично ставя и прокручивая пленку с самим собой во всех кинотеатрах мира одновременно. Для Джеки нет ничего физически невыполнимого — это мы давно знаем, но означает ли его умение делать кучу вещей одновременно то, что сам фильм вышел хорошо? Очередной выпуск особо циничных краж сокровищ наблюдал и оценивал Николай Кириченко.

Первые «Доспехи Бога» (1987) были шикарны. Экзотические места, экшен, драма, комедия — все в коктейле с идеальным соотношением ингредиентов; постановка была незамысловатой и несколько по нынешним меркам старомодной, но в фильме было ощущение реальности происходящего, которое только Джеки Чан с его уникальным режиссерским и исполнительским (бойцовско-комедийным) стилем умел создать. Таким должен быть боевик в идеальном мире. Вторая часть (1991) показала выросшее режиссерское мастерство Чана, она демонстрировала операторскую и монтажную работу, шикарную по меркам любого места и времени. Атлетические и комедийные качества Джеки остались на месте, но вот драма ушла из коктейля почти полностью, и местами фильм напоминал чистые экшен-комедии с Бельмондо наподобие «Великолепного» и «Человека из Рио». Тем не менее, в целом все смотрелось как надо, и фильм держал марку. И вот, двадцать с гаком лет спустя, перед нами — третья часть. У всех возникает понятный вопрос: сможет ли 58-летний Джеки физически повторить себя былого? Ведь без самоличного исполнения трюков Чан не Чан.

Первая же большая экшен-сцена развеивает все сомнения. Чан самолично надевает костюм с маленькими колесиками, позволяющий кататься по асфальту в лежачем положении, и ездит на бешеной скорости по дорогам и тоннелям, скрываясь от машин и развлекая публику. Да, если в плане атлетической формы он что-то и потерял за последние 15 лет, то совсем немного.

Опасность, однако, подкрадывается с другой стороны, и называется она «режиссура». Джеки Чан — талантливый режиссер с оригинальным стилем, и первые две части «Доспехов Бога» смотрелись как более правдоподобная, живая альтернатива гипертрофированным американским экшенам 80-х и начала 90-х. Здесь, однако, он решил стать «модным» и попробовать сделать что-то поближе к Майклу Манну, Кристоферу Нолану и «Неудержимым». Тусклые осенние цвета, низкая контрастность, из-за которой бывает трудно понять, что происходит на лицах персонажей, слишком частый монтаж, амбиентно-симфоническая музыка во время экшен-сцен… Все эти элементы определенно не идут на пользу картине. Тем не менее, операторская работа остается сложной и интересной (но очень не хватает широкоугольных объективов из второй части), и Джеки как режиссер демонстрирует куда больше индивидуальности и живого ума, чем тот же Нолан в своих бэтмэновских фильмах.

Конечно, можно возразить, что так все сейчас делают. Не совсем. Тарантино в «Джанго освобожденном» продемонстрировал, что и сегодня можно делать фильмы, ничем не выдающие время и место. Обидно, что Джеки Чан, режиссер, ничуть не менее оригинальный, чем Тарантино, оказался менее решителен. Тем не менее, в полную нолановщину он не скатился, и за это ему спасибо.

Я намеренно умалчиваю о сюжете: он тривиален, не очень важен, и не сильно отличается от второй части. Попросту говоря, Джей Си (первые буквы анлийского написания имени «Джеки Чан» — режиссер по-прежнему не хочет выдумывать своему герою из «Доспехов Бога» имя) получает задание выкрасть археологические реликвии китайского происхождения. Интереснее другое. На определенном моменте его спутница ставит перед ним моральный выбор: ты — просто капиталист, или ты готов помочь китайскому народу получить достояние, принадлежащее ему по историческому праву? Джеки задумывается, и финал преподает зрителю моральный урок, который, как это часто бывает у Чана, содержит в себе куда больше мудрости, чем обычно можно ожидать от боевика.

Экшен. Как боевик, фильм хорош, но упомянутые выше огрехи режиссуры портят картину. Видно, что почти все смертельно опасные трюки Чан исполняет сам, но чтобы это понять, нужно вглядываться из-за нечеткого изображения и частого монтажа. Тем не менее, адреналина в фильме литры, и движется он чертовски быстро.

Юмор. Юмор здесь, как всегда, есть, его много, не весь он хорошо передается в русском переводе,но из зала я выходил с широкой улыбкой на лице, которую не мог убрать еще пару минут после этого. Такое бывает нечасто.

Крупные недостатки фильма дают о себе знать, когда проблемы режиссуры (и, возможно, перевода) пересиливают талантливо написанный сценарий. К примеру, сцена на острове, которая длится минут пятнадцать. Вроде бы, все здорово: Джеки и его команда встречаются с кучкой местных фриков-хиппарей (один из них прикинут под Джека-Воробья) и вступают в конфликт. Вроде бы, весело и ловко придумано, но нет в этой сцене ни тепла, ни юмора, ни реализма. Просто мельтешение сине-зеленых цветов на экране, выходит очень вяло. То же касается и финальной драки в полете. В теории это могло бы уделать даже падение на воздушный шар в конце первых «Доспехов». В реальности нехватка дальних планов приводит к тому, что поединок кажется камерным и скучным.

И все-таки! «Доспехи Бога 3» показывают высшую планку, которую способны достичь современные боевики. Да-да, это делает новый фильм Джеки Чана, а вовсе не скукотища про Бэтмэна от Криса Нолана. Способно ли это сравниться с первыми двумя частями? Пожалуй, нет. Будет ли в этом месяце, или даже в этом году, боевик лучше, чем «Доспехи Бога 3»? Очень сомневаюсь. 7,5/10.