О семинаре «69 ошибок ресторатора»
— Александр, когда вы приезжаете со своим семинаром в тот или иной город России, вы исходите из
— В разных городах России рестораторы сталкиваются с одними теми же проблемами и трудностями и совершают одни и те же ошибки. Чисто теоретически можно было бы удаленно проанализировать рынок, но опыт показывает, что, когда речь заходит о практических вещах, выясняется, что и в Калининграде, и в Москве, и в
Мой семинар называется «69 ошибок рестораторов», и их на самом деле масса. Рестораторы допускают ошибки, начиная с выбора концепции заведения, некорректного оформления пространства заведения с точки зрения дизайна и архитектуры, набора персонала, подбора менеджеров и так далее. Да, есть продвинутые ресторанные компании, но у них может быть провал с маркетингом.
— А что происходит потом? Вот ресторатор отсидел два дня на семинаре,
— Каждый раз я говорю участникам семинара: «Друзья, если вы решите
Любой семинар полезен для тех людей, которые хотят
— Например, сертификат на стенку повесить…
— Ну да, на стенку повесить,
— А все те ошибки, которые вы включили в семинар — они подобраны исходя из вашего опыта работы в ресторанной сфере? (Александр Мусатов — совладелец ресторана «True Burger Bar» в Киеве — прим. ред)
Да, «69 ошибок ресторатора» — это последний семинар, который я разработал и в котором все основано на моем собственном опыте. Я в ресторанном бизнесе с 1998 года и за все семнадцать лет деятельности понял, как нужно делать и как не нужно делать.
— А с чем связано появление именно этого семинара?
— Смотрите, я провожу семинары десять лет. И все это время я рассказывал людям, как надо управлять заведением, как организовать контроль качества и так далее. Но я наблюдаю за реакцией участников после семинара, а ведь сразу видно, что люди не будут использовать полученные знания: они
И тогда я решил: хорошо, друзья, если вы не хотите слушать о том, как нужно работать, давайте поговорим о том, что бывает, когда ты делаешь все неправильно. Я стал накидывать план семинара и решил, что назову его тем количеством ошибок, которые насчитаю и которые реально можно использовать в качестве примеров.
Фактически таких ошибок получилось 69.
О ресторанах на постсоветском пространстве
— Вы проводите свои семинары на постсоветском пространстве, можно ли говорить о
— Смотрите, если мы говорим о ресторанах на постсоветском пространстве, то лучше все же говорить о регионах. Есть большая страна, есть Москва и
— А если говорить о странах СНГ, например об Украине?
— Сейчас Украина переживает невероятный бум развития ресторанного бизнеса. Те рестораны, которые сейчас открываются в Киеве, могут дать фору некоторым московским заведениям. И это настоящий феномен. Я не могу объяснить, почему так происходит. Почему, несмотря на непростую экономическую ситуацию, в стране вдруг появляются новые ресторанные концепции, удивительные архитектурные и дизайнерские решения, достойные
— То есть получается, что это развитие происходит вопреки всему?
— Да, и понимаете, я не могу это никак рационально объяснить. На самом деле, все еще началось до печально известных политических событий. В Киеве образовалась тусовка рестораторов, которым было важно вкладываться в собственное развитие: в семинары, тренинги, в разные гастрономические туры — и из всего этого они извлекали и привозили новые идеи.
И потом, люди устали жить в страхе, они устали от неопределенности — в конце концов, сколько можно всего бояться и ждать, что
Об индивидуальном подходе, суши и пасте
— Если продолжать говорить о постсоветском пространстве, мне кажется, что до сих пор остались
— Об этом можно долго говорить, но если выбрать
— А про Калининград что скажете?
— Мне нечем похвастаться, я за пару дней мало где побывал: был в ресторане при отеле «Чайковский» — только потому, что я там живу, был на ужине в «Резиденции королей», но не могу сказать, что это вообще мой формат заведения. Правда, там были вкусные хинкали.
— Знаете, удивительно, но в городе практически и нет заведений с грузинской кухней, есть два небольших ресторана, в них раз на раз не приходится — и все.
— А гости в них сидят?
— Да не особенно…
— Отсюда и вопрос: зачем открывать достойные заведения, заведения, специализирующиеся на
— Это понятно, но ведь на деле оказывается, что и тех мест, в которых приличные пицца и суши — немного, хватит пальцев одной руки, чтобы их пересчитать.
— Но это другой вопрос. Ведь в тех трех биток, значит, сидит народ. И пока люди не наедятся суши или пиццей, они не станут есть бургеры за пятьсот рублей. Для них это будет дикостью. Если мы говорим про бизнес, а не про удовольствие, то нужно делать то, что будет востребовано рынком. Но если ты смелый и у тебя есть подушка из денег — то да, давай дерзай, делай популярными эти места и эти концепции, но для этого нужно время. Это ведь не люди плохие, это просто неразвитый рынок, на котором нет предложений, нет спроса и нет конкуренции. Тут ты хоть убейся, но должно пройти время.
*Вторая встреча с Александром Мусатовым, организованная международным выставочным агентством «KingsBurg Expo», состоится в Калининграде в двадцатых числах октября.
Текст — Александра Артамонова, фото — Виталий Невар