Океан и ралли

content

Катя любит регаты. Она спит и видит, как бы ей на выходных отправиться куда-нибудь погоняться на чем-нибудь . Правда, с тех пор как Кате присвоили звание судьи 3-й категории, ей иногда приходится любоваться регатами с судейского катера, что вызывает у нее крайнюю досаду. Но зато если Катин экипаж занимает призовое место, она радуется, как ребенок. Если выигрывает не ее экипаж, а экипажи, с которыми она раньше вместе гонялась, она тоже радуется, хоть и немного поменьше. Так как в  яхт-клубе она с пеленок и гонялась, наверное, на всех лодках, что есть в  яхт-клубе , то получается, что радуется Катя всегда.

Я регаты не люблю. Не то чтобы совсем, но совсем не так, как Катя. Это как если вы катаетесь с семьей по парку на велосипеде в свое удовольствие или наматываете круги по стадиону во время соревнований. Я предпочитаю кататься в свое удовольствие.

ARC — это не совсем регата. Это ралли. Люди собираются вместе, чтобы в составе большого флота пересечь океан. Половина участников не ставит себе цели прийти на финиш первыми. Их задача просто дойти до финиша.

Ураганы 2003 года

Океан был и остается крайне опасной штукой. Несмотря на то, что ралли проходит в зоне устойчивых пассатов в благоприятное время, это не гарантирует безопасного плавания. В 2003 году Род Хейкель, известный автор лоций для яхтсменов, попал в это же время на этом маршруте в шторм с ветром в 60 узлов. По шкале Бофорта это жестокий шторм с силой ветра 11 баллов, близкий к урагану. Выживание в тропическом шторме такой силы требует не только отменной выучки, но и значительного везения. Впрочем, и попасть в него не так просто — это был первый такой шторм с 1897 года.

Погода — не единственный повод для беспокойства. Никто не прилетит за вами на вертолете в центр океана. Экстренную помощь, если удалось ее запросить, в лучшем случае смогут оказать только через несколько часов. А скорее всего — через несколько дней. Ралли несколько повышает шансы, хотя уже через пару дней лодки оказываются разбросаны по дистанции на десятки миль.

Во время ралли на каждой лодке установят специальный спутниковый передатчик YellowBrick, и позиции всех лодок можно будет отслеживать в интернете на специальной странице. «Мур Мур» одна из 20 самых маленьких лодок из 280 участвующих в ралли, и нам придется быть расторопными, чтобы не отставать от флота, так как максимальная скорость лодок прямо зависит от длины корпуса.

Тем не менее, мы имеем шанс выиграть. Лодкам, в зависимости от длины и других измерений, присваивается гоночный коэффициент. И яхта, пришедшая на финиш первой, может оказаться по пересчету последней в итоговой таблице. Но ни одна формула не может быть универсальна и совершенна. В случае свежей погоды преимущества получают более тяжелые океанские крейсеры, которые в таких условиях все равно могут нести полные паруса и идут более ровно. В легкие ветра преимущества у легких лодок, которые способны двигаться при каждом вздохе ветра. Организаторы разделяют лодки на группы по 16 в каждой, стараясь подобрать в группу одинаковые суда, чтобы соревноваться с равными соперниками.

Работа на шкотах

Но больше, чем от лодки, успех в ралли зависит от команды. Большие экипажи, настроенные на победу, несут максимум парусов и днем, и ночью, постоянно работая и на руле, и на шкотах. Это нелегкое испытание даже для больших экипажей, из 6–8 человек. Обычно на каждого приходится по четыре обязательных часа на руле, четыре на шкотах, пара часов работы на камбузе и другом хозяйстве. Большие паруса, требующие больше рук на палубе, авралы и мелкие неисправности пожирают оставшееся свободное время яхтсменов, и, если спать удается по восемь часов в сутки — это уже очень здорово.

У семейных экипажей из двух-трех человек тактика обычно прямо противоположная. Главное — побольше отдыхать. Усталость — основная причина ошибок и аварий, и подменить тебя некем. Такие экипажи стараются умеренно нести паруса, чтобы избегать частой работы с ними, на ночь дополнительно уменьшают площадь парусов, по возможности пользуются электрическими или ветровыми автопилотами. Это разумная стратегия. Мы рискуем не только своими жизнями и жизнью своих близких, но и тех людей, кто, в случае чего, пойдет к нам на помощь. Избегать напрасного риска в малочисленном экипаже — это очень честно.

Ралли начинается в Лас-Пальмасе на острове Гран-Канария (28N 15W) и заканчивается на о. Санта-Лючия (14N 61W). По прямой расстояние между островами около 2650 морских миль. Но прямой «северный» путь — это рулетка. Зона пассатов находится в районе 20N, а погода выше неустойчива в виду влияния мощных погодных систем, чьи эпицентры расположены в сотнях миль севернее, чем Канарские острова. На этом пути вероятны как шторма, так и штили.

Более традиционный путь — это спуститься от Канарских островов к Островам Зеленого Мыса, на широту около 20N, поймать попутные пассатные ветра и следовать с ними. Но этот путь примерно на 160 миль длиннее, что, в теории, добавляет ко времени перехода еще одни сутки.

Катя любит регаты. Я люблю лодку. Леша любит ловить рыбу. Любовные многоугольники и интрига. Конечно, мы не скажем вам, какой маршрут мы выберем, какой тактики и стратегии будем придерживаться. И уж тем более мы не знаем, какой маршрут выберут наши соперники. Следите за нами на трекере и читайте наши ежедневные отчеты — я надеюсь, они действительно будут ежедневными!