На краю света

content
Через 20 лет вы больше будете сожалеть о том, чего не сделали, чем о совершенных поступках. Так отбросьте сомнения. Плывите прочь из тихой гавани. Ловите попутный ветер. Исследуйте. Мечтайте. Открывайте.
Марк Твен.


Всех, наверное, интересует один вопрос — как же нас занесло на край света? Ну, или, по крайней мере, в то место, которое считалось им на протяжении многих веков. В любой истории есть правда и то, что рассказчик считает за правду. Если, конечно, рассказчик не врун.

Для меня эта история началась 1 июля 2007 года, когда я купил, совершенно неожиданно для себя, надувную лодку с мотором. До этого на лодке с мотором я катался один раз — где-то на Мазурских озерах. Ну и без мотора, пожалуй, не намного больше: пару раз, помню, еще в студенческой юности, на Нижнем озере весельную лодочку брал напрокат, да доставшийся в наследство «Нырок» раза два надул.

Можно было бы, конечно, на шесть лет назад историю и не отматывать, рановато еще мемуары писать. Но вдумчивый читатель должен быть предупрежден, что совершенно сухопутный человек может за шесть лет совершить увлекательное путешествие с дивана на край земли, и это, несомненно, сильно изменит и его самого, и его жизнь.

Первая надувная лодка

А заодно и жизни его друзей. Леша, может быть, ловил бы себе карася на озере, но раз уж мы подружились в прошлом тысячелетии, то и ему пришлось примерить тельняшку. Вначале мы выкатывали наши тельняшки на надувной лодке, потом на катере, а потом и на парусниках.

Единственный член нашей команды, кого край земли поджидал еще до рождения, — это Катя. Появившись на свет в семье яхтсмена и с детства грезя яхтами, участвуя в яхтенных походах и регатах, оказаться на краю земли вполне закономерно.

На край земли мы отправились ночью 16 июня. 14—16 июня мы гонялись в регатах «Кубок Крузенштерна» и «Кубок двух губернаторов» по маршруту Калининград-Гданьск-Калининград . Финишировали у молов Балтийска уже в полной темноте, прошли границу на  81-м причале, вынесли с лодки на руках спящих детей, погрузили в машину, и она повезла их и часть нашей гоночной команды в Калининград. На причале нас еще с обеда ждал Василий, прилетевший из Москвы. Разместили Василия на лодке, поспали пару часов, оформились на 81-м причале и пошли на польский Хель, чтобы открыть «шенген» и в последний раз изысканно пообедать — остановок до бельгийского городка Зибрюгге не планировалось.

Путь до Лас-Пальмаса состоял из четырех двухнедельных переходов, которые мы чередовали с офисной работой: Балтийск — Хель — Кильский Канал — Ден-Хелдер — Амстердам — Роттердам — Зибрюгге; Зибрюгге — Дувр — Брайтон — о. Гернси — Брест; Брест — Ла-Коруна — Виго — Порто — Лиссабон; Лиссабон — о. Порто Санто — о. Мадейра — о. Гран Канария.

Походы Мур Мур в 2011-2013 годах

Самым сложным оказался путь в родных водах, в Балтийском и Северном морях, где мы в 2011–2012 году успели набродить более 5000 миль, забравшись и в норвежские фьорды, и в голландские каналы, и достаточно освоились. В Кильском канале нас буквально расстреляли: с неба летел град размером с шарики для пинг-понга , вода вокруг лодки кипела — пролетавшие мимо лодки заряды поднимали фонтаны высотой до полуметра. А на мысе Ден-Хелдер мы встретились с сильным встречным ветром, и путь от Ден-Хелдера до Роттердама пришлось пройти по каналам. Но даже каналы не показались приятной прогулкой: шлюзоваться или крутиться в узеньком канале в ожидании развода моста при 30-узловом ветре тоже не большое удовольствие.

А в целом, яхтенные путешествия это, конечно, прекрасно. Рыба свежая, вода чистая, места красивые, встречи интересные. И если на рожон не лезть, то прибрежные плаванья в цивилизованных местах достаточно безопасны и приятны благодаря современным средствам навигации, развитию средств связи и метеорологии. На яхте «Мур Мур» мы прошли за три года более 8000 морских миль, посетив Литву, Польшу, Данию, Швецию, Норвегию, Германию, Голландию, Бельгию, Англию, Францию, Испанию, Португалию — без штормов, поломок и экстрима. Хотя я думаю, что это все заслуга удачного названия — лодка с именем «Мур Мур» просто не может попасть в неприятности.

Норвегия

Главная проблема и главная опасность для яхтсмена — это время. Как урвать это драгоценное время у семьи и у работы, чтобы отправиться на лодку. Как успеть закончить переход, невзирая на погоду и другие обстоятельства, чтобы успеть к семье и к работе. Директора крупных фирм прыгают в кокпите с айфоном в вытянутой руке, умоляя его отправить последнее электронное письмо, пока земля еще видна. Безработный шкипер, помолясь, отвязывает лодку и идет в штормовое море — легкая бумажка, билет на самолет, иногда перевешивает все здравые рассуждения. Времени нет ни у кого.

Может быть, именно поэтому мы оказались на краю земли прямо сейчас. Лет пятнадцать я тешил себя надеждой, что именно в этом году наведу в работе порядок, а потом…. Но это ультрамариновое «потом» все никак не наступало. В принципе, можно было бы повременить до пенсии. Но, во-первых , до нее еще почти тридцать лет. А во-вторых , почти все мои знакомые яхтсмены-пенсионеры работают. Лучшее время для любого приключения — это сегодня.