Заметки путешественника: Амстердам — Гданьск на яхте. Часть первая

Сезон закончен: отгремели регаты, путешественники возвратились с походов, лодки теперь уже на берегу ждут следующего сезона. Разбирая гигабайты фотографий, вспоминая прошедшие приключения и планируя новые, путешественник Юрий Дударенко рассказал пользователям «Акватории Нового Калининграда.Ru» о яхтенном походе из Амстердама в Гданьск. Матрос в первой части своего личного судового журнала делится впечатлениями о Голландии и рассказывает, как ходить в море вопреки морской болезни.

Голландия — Германия. Вместо предисловия

На самом деле, в тот момент, когда я только начинал писать про это путешествие, название у «Заметок в судовом журнале» было немного другое и отличалось оно конечным пунктом. Там значился Калининград. Прибыть на яхте, которая прошла нереальный путь в 4 месяца из самой Турции, да в русский порт на Балтике — сложно представить, что могло бы быть круче, даже если я к этим четырем месяцам имел весьма посредственное отношение. Но мое падкое на всякие знаковые штуки сердце буквально трепетало от восторга, когда я садился в самолет.

К тому же моменту, когда мы вышли из Засница в Гданьск, было совершенно понятно, что Гданьск и станет для меня финальной точкой в этом путешествии. Романтические мечтания, как оно частенько у меня бывает, разбились о суровую реальность в лице российских пограничников и таможни.

Нет, ну я на самом деле сейчас пишу эти строки и не могу понять, как же я мог быть так наивен? Ведь я же знаю русскую таможню, единую от Калининграда до Владивостока в своем порыве усложнить людям жизнь. И как я себе это представлял? Что мы, все в белом, входим в акваторию города и швартуемся чуть ли не у террасы моего любимого кафе «Верфь»?! И там уже с крыльца спускается управляющий с запотевшим бокалом Шато Шасс-Сплин Блан на перевес... ха!

Кроме всех прочих ожиданий, я уже потирал руки в ожидании появления в моем паспорте пограничного штампика с корабликом (самолетики и машинка уже есть), но проза жизни, а точнее — необходимость, диктовала совсем другой расклад. Согласно ему, от Гданьска до Калининграда яхту должен был гнать человек из местных с наличием ГИМСовских прав, и только он один. Никаких пассажиров.

Так что все, финита ля комедия! Пришлось, в общем, заглавие подправить.

Водная часть моего приключения началась, можно сказать, с самого Амстердама. Погуляв несколько часов по «голландской Венеции», зеленый маршрутный кораблик отвез меня по каналу на побережье Северного моря, где в городке Эймейден (Ijmuiden) под безмятежно-голубыми небесами качались на воде яхты. 

Ijmuiden, NL

Iumuiden_NL.jpg

Утром я разложил свои вещи по многочисленным ящичкам в каюте. На яхте это необходимость: здесь важен каждый метр пространства, хотя наша лодка и была не из маленьких, особенно для троих человек. И тем не менее. В море никто не должен запинаться о беспорядочно разбросанные вещи, которые летают по салону во время качки.

Рассчитав течения, назначили выход на обед. В Северном море учет течений и приливов крайне важен. Из некоторых марин в отлив просто не выйти, правда, это ближе к Англии, но сам факт! 9 метров «туда-сюда» два раза в день, это не шутки.

С течениями тоже не поспоришь. При встречном можно легко иметь скорость близкую к нулю при том, что двигатель молотит все 2000 оборотов. Таковы особенности местной навигации.

В оставшиеся час-полтора до отхода я прошелся по окрестностям с фотоаппаратами наперевес. За небольшим пригорком, защищающим марину от ветра, оказался широченный песчаный пляж. Казалось бы, какое купание в Северном море?! Но не такие дураки эти европейцы, и я уже не первый раз замечаю, что если что-то где-то построено или открыто, то значит — у этого есть спрос. Причем иногда даже кажется, что тут не спрос рождает предложение, а с точностью до наоборот. Открой в своем районе кафе, и даже если в нем не будет ничего особенного, люди с округи будут приходить туда, просто чтобы поддержать соседский бизнес. Возможно, я идеализирую, но ощущение это складывается у меня уже ни в первый раз. Так и пляж, на котором есть даже открытые душевые кабинки — значит, без дела не стоит.

В качестве разминки перед дальней дорогой пробежался по молу, с удовольствием вдыхая свежий морской воздух. Эх, если бы можно было в таком месте начинать каждый свой день… Но было пора в дорогу. На выход из марины — и в открытое море.

Cuxhaven_DE_1.jpgКурс на Cuxhaven, DE

Мы вышли из Эймейдена днем, погода вполне себе, а вот ветер — строго в морду! Моторить нам, значит, все 200 миль. Вахты делились на троих членов экипажа — по 4 часа на брата. Мои вахты были с 4 до 8 часов пополудни и утра, соответственно.

Первые часы все было в порядке, море спокойное, волна встречная и небольшая. Берег Голландии постепенно почти пропал из виду. Трафик тоже был минимальный, только несколько раз с нами достаточно близко разошлись технические суда, обслуживающие буровую платформу в открытом море.

Морская болезнь «накрыла» меня на излете первой вахты, то есть ближе к восьми вечера. К тому времени мы уже начали чуть сворачивать вправо, огибая материк, и волны пошли сбоку. Вот эта качка то мне и не пришлась, видимо, по нутру.

Морская болезнь — странная штука. Она накатывает совершенно неожиданно и очень быстро. И сгибает тебя пополам в считанные секунды. Приступы ее бывают у меня всегда, когда я после долгого перерыва выхожу в море. Это правда, меня не останавливает. Хотя, наверное, другим членам команды наблюдать это было не совсем приятно… Опять же, и координация движений слегка нарушается. Что бы ты ни делал, в любой момент тебя может накрыть очередной приступ. В таких случаях вниз в каюту лучше вообще не спускаться. Там всегда становится только хуже. Но если у тебя вахта, то днем раз в час, а ночью раз в полчаса мне приходилось это делать. Чтобы занести текущее положение лодки в судовой журнал, записать пройденное расстояние, скорость ветра и т. п.

Как только закончилась моя вахта, я рухнул обессиленный на кровать. Когда лежишь, заметно легче. Другой вопрос, что прежде чем лечь, надо хотя бы снять с себя все теплые вещи. И сделать это без последствий при качке просто невозможно! Лежу, то проваливаясь в сон, то просыпаясь. Прямо за спиной молотит дизель, и вроде бы понимаешь, что надо что-то съесть, но даже приподнять голову не можешь и просто стараешься не думать и снова уснуть.

Не думать еще и о том, что в полчетвертого утра надо будет встать, снова одеться во все теплое, надеть обязательный в ночное время спасательный жилет с пристежкой и выйти на вахту.

Получилось это все не просто и не сразу, но ударять в грязь лицом тоже не хотелось. Кроме того, там, наверху, всю ночь дежурит человек и тоже, наверняка, больше всего хочет расслабиться уже, выпить чаю и лечь спать.

В общем, без преувеличения скажу, что это был один из самых тяжелых подъемов в моей жизни. К счастью обстановка погодная и навигационная была вполне спокойная, шли все так же под мотором. Принимать внутрь удавалось только воду, и каждые полчаса, когда я спускался вниз, чтобы сделать отметки в журнале, случалось непоправимое, точнее было даже так: глубоко вдохнув, я нырял в кабину и с грехом пополам успевал только забить текущие координаты и время в навигационную программу, сохранить вновь созданную точку. Затем возвращался, чтобы записать эти же данные в журнал — и пулей наружу. Ну, а там по обстоятельствам. И так — каждые полчаса. И все-таки на одной воде я достоял до конца вахты, хотя почерк в записях был, я боюсь, немного неразборчив.

Впервые поесть я смог на следующий день в свою третью вахту, то есть часов в 5 вечера. Но каким же сладким и питательным показался мне тот прохладный, только что из холодильника, помидор! Недолго, правда, он продержался и, окончив вахту, я снова рухнул в свою каюту, чтобы проснуться уже почти перед самым входом в марину Куксхафена часа в два ночи.

Свободных мест в марине не было, по радио никто не отозвался, и мы из последних сил пришвартовались прямо к борту огромного катамарана, что показалось нам наименьшим из зол, и уснули. Проснувшись утром я, несмотря на довольно бледный вид, обнаружил, что ночью мы пришли в очень даже милое место: прекрасный подстриженный газон, скамейки, бесплатно штук 20 велосипедов, если нужно съездить за продуктами в супермаркет. Не новые, зато несколько из них были оборудованы прицепами тележками — очень удобно, если поехал, например, за водой.

Стоимость суток стоянки — около 20 евро, но вода, электричество, стиральная машина и, внимание, душ (!) — за отдельную плату. Работает все, само собой, без вмешательства людей. В офисе стоит автомат, который выдает карту гостя. Закидываешь на нее депозит и, прокатывая в автоматах, платишь за каждую услугу. В целом, на электричество, воду, стирку и душ мы потратили 13 евро. Но! Душ при этом стоил, чтобы не соврать (опять ругаю себя за то, что не записал сразу!), пол-евро за минуту. За минуту!!!! То есть мыться спокойно просто невозможно. Хотя для меня после этого перехода это было необходимо.

Вот и ответ, почему немцы так облюбовали регионы Хорватии и Турции. Там-то за 40–50 евро (в Хорватии) получаешь на сутки all inclusive!

Отдельная песня в Европе — настоящие деревянные яхты, и большинство из них — под голландским флагом. Их очень много. И они в прекрасном состоянии. Думаю, это уже на уровне фетиша у них. Приятно посмотреть.

Куксхафен стоит в месте, где Эльба впадает в Северное море, и мимо него проходят все эти огромные океанские грузовые и пассажирские суда вверх по реке до самого Гамбурга — одного из крупнейших портов Европы. Сам городок я изучил весьма бегло, но все-таки близость большой воды делает для меня место настолько милым, что каких-то культурно-архитектурных требований уже и нет. И так хорошо, и везде в качестве декора используются старые бакены (плавучий знак, который устанавливают на якоре для обозначения навигационных опасностей на пути следования судов или для ограждения фарватеров). Довольно далеко в город уходит целая сеть причалов и бухт. Чтобы выйти из них, надо пройти под разводным мостом, который открывают, к слову, для любого судна, а пешеходы и водители терпеливо ждут.

Следующая остановка — Кильский канал!

Текст, фото — Юрий ДУДАРЕНКО

Полный фото- и видеоотчет можно посмотреть в ЖЖ путешественника.

Cобытия