«Не суеверны, но практичны»: приметы, «запреты» и юмор подводников

Сергей Горшков внутри автономного рабочего снаряда
Сергей Горшков внутри автономного рабочего снаряда

Ежегодно 19 марта в России отмечается День моряка-подводника. В этот день в 1906 году по указу императора Николая II в классификацию судов военного флота был включен новый класс боевых кораблей — подводные лодки. Военный пенсионер, бывший подводник и помощник командира, техник-гидроакустик глубоководного подводного аппарата «АС-22» Сергей Горшков рассказал «Акватории Нового Калининграда.Ru» про приметы, практичные «запреты» подводников, а также вспомнил самые яркие и хлесткие высказывания своего командира.

— Большинство подводников уверено, что везение или невезение подводной лодки связано с ее номером. Так сложилось, что трагедии часто случаются именно с субмаринами, номер которых заканчивается на девятку. Среди нашего экипажа такой приметы не существовало, да и номер нашего глубоководного аппарата на цифру 9 не заканчивался. Но у нас считалось хорошей приметой называть свой батискаф ласково — «ласточкой». Правда, другой аппарат назывался «коровой», так как его спасательная камера напоминала вымя, но это так же считалось ласковым прозвищем.

— Подводники — люди не суеверные, но зато практичные, поэтому все приметы и обычаи придумали исключительно для того, чтобы облегчить себе жизнь. Из-за этого сложилось множество «запретов»:

  • нельзя употреблять в пищу бобовые. А вы попробуйте подышать продуктами их внутренней переработки при замкнутом цикле вентиляции в закрытом объеме подводного аппарата. Поэтому горох и фасоль сразу при получении отправлялись за борт;
  • нельзя наступать на комингсы (пороги), таким образом, люки надо «пролетать», не касаясь порогов. Ведь если всякий раз каждая «морская свинка» будет наступать на комингс, то люк перестанет прилегать плотно и держать давление. Такой обычай позволяет сохранять люки в исправности, а, следовательно, и спасать жизни обитателей лодок. Считается, что наступить на комингс — это то же самое, что наступить на голову боцману. По этим же причинам на флоте не садятся на кнехты (тумбы, служащие для крепления тросов — прим. «Нового Калининграда.Ru»).

— Подводники — известные донжуаны, поэтому у нас существует такой «запрет»: нельзя не любить женщин. Во-первых, поддержание этого имиджа подводного флота приятно во всех отношениях, а во вторых, пусть все завидуют.

— Также перед погружением нельзя бриться. Принято считать, что этот запрет оберегает от смерти, и подводник вернется домой. Но мы лишь считали это послаблением для нас. Ведь бритье — не самое приятное занятие.

— Один из немногих обычаев, не имеющий практического обоснования, — это ритуал посвящения в подводники. При первом погружении «новички», вне зависимости от чинов и званий, обязаны выпить плафон забортной воды. Обычно для этого используется плафон светильника объемом около 1 литра. Стоит отметить, что вода на глубине, набранная через клапан глубиномера, чистая, как слеза и не очень соленая, единственная проблема — она ледяная. Далее новобранец должен поцеловать кувалду (это своеобразная проверка на сообразительность — для того чтобы не получить «по зубам», ее надо целовать на излете). У нас, правда, посвящение ограничивалось первой частью. Выпил — и ты уже подводник!

— У подводников также существует традиционный тост: «Чтобы количество погружений всегда равнялось количеству всплытий». Обычно это третий по счету тост, хотя он может быть любым по счету и даже повторяться несколько раз. Поскольку под водой пить нельзя, значит, ты уже всплыл и тебе не обязательно считать разы.

«Если ты бука, на подводном флоте тебе делать нечего»

— Нельзя не иметь чувства юмора. Если тебе наступили на голову, когда ты пытался добраться до нижнего клапана в трюме, философски заметь, что здесь вам не капустное поле, чтобы по кочанам ходить. Если ты бука, на подводном флоте тебе делать нечего. Музыка флотской речи, доброта, спрятанная за грубостью, — это неотъемлемый атрибут душевного равновесия подводника. Никакая колыбельная не бывает так нежна, как любовно чихвостящая тебя в бога и в душу речь командира. Вот некоторые перлы нашего командира бригады:

  • о приезде комиссии по соблюдению экологических требований в месте базирования: «Сейчас понаедут разные люди и будут проверять нашу вшивость. Надо выделить двух „хомосапиенсов“, любителей природы, пусть вдоль причала хотя бы елок понатыкают!»;
  • о дисциплине: «Служить надо так, чтобы хребет трещал, икровь текла поватервейсам (толстые деревянные брусья палубного настила— прим. „Нового Калининграда.Ru“)! Аквам налодку придешь, одни мужики здоровые, как кони вяблоках, торчат!»;
  • о флагманском механике и сломавшемся дизеле: «Где этот апологет технических наук? Все вы специалисты только женщинам удовольствие доставлять! Тащите этого специалиста сюда, и пусть «любит» дизель до тех пор, пока он не начнет своей работой ублажать мне слух!»;
  • о себе любимом: «Офицеры — в космосе, мичмана — на Луне, с матросов вообще спрос, как с козлов молока, и лишь один комбриг должен за всех вас подставлять начальству свои нежные места!».

Текст — Екатерина ПИГУЛЕВСКАЯ, фотографии из архива собеседника

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Cобытия