Божественная приватизация

В Калининградской  областной Думе в четверг рассмотрят нашумевший законопроект о передаче 15 зданий в собственность РПЦ. 7 из них — замки, находящиеся в аварийном состоянии, еще 8 зданий занимают действующие учреждения культуры и образования: театр кукол (бывшая кирха королевы Луизы), здание областной филармонии (Кирха Святого семейства), музей Кристионаса Донелайтиса, здание оркестра народных инструментов (Дом культуры «Русь») и ПТУ №5, а также коррекционная школа-интернат в переулке Крылова, техникум отраслевых технологий в поселке Низовье (замок "Вальдау"). Правда, не исключено, что, под фактическим давлением общественности - как местной, так и зарубежной, вопрос по одному объекту – музею-кирхе Донелайтиса и дому пастора, где жил поэт, будет отложен на потом. Ибо скандалов с соседями нам уже хватает и без того. 

Размышляя о происходящем, нужно начать с  того, что в Калининградской области готовящаяся передача зданий - отнюдь не первая. Только за минувший год церковный баланс пополнился на 38 кирх (об этом можно прочесть здесьздесь и здесь) за счет федеральной собственности. Во владения православной епархии перешли также здания "Вагонки" и замка Георгенбург в Черняховске. И, как известно, на "Вагонке" по-прежнему проходят концерты и вечеринки, а продюсер клуба Андрей Левченко, комментируя передачу здания "Вагонки" РПЦ процитировал слова классика: "Не хотите протягивать руки, протяните ноги, старый дуралей", и отметил, что передачу зданий уже не отменить. "Что произошло, то произошло. Нужно жить дальше. От того, что эта тема бесконечно мусолится и обсуждается, уже ничего не изменится", - заметил Левченко. Замок "Георгенбург" все так же «ожидает реставрации». Правда, теперь там еще проходят православные лагеря и субботники. О массовом восстановлении переданных кирх пока не слышно. О выселении из церковных объектов тоже пока ничего не говорят.  

"Божественная  приватизация" проходит не только  в Калининградской области. С 2004 по 2010 годы федеральное правительство передало РПЦ 147 объектов по всей России в собственность и 1200 - в пользование. Эти цифры не включают в себя здания, переданные регионами или муниципалитетами. А в Госдуме уже прошел первое чтение законопроект "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности". После принятия законопроекта все объекты религиозного назначения перекочуют из рук государства религиозным организациям, для которых эти объекты сооружались. Мечети - мусульманам, костелы - католикам, церкви - православным. При этом в переданных объектах будет запрещена любая деятельность, кроме религиозной. Понятно, что основным бенефициаром (лицом, получающим доходы от своего имущества при передаче его в управление другому лицу на доверительных началах – прим. «Нового Калининграда.Ru») станет православная церковь. По всей России РПЦ может получить 10 643 объекта культурного наследия федерального и регионального значения. 

В масштабах  российского государства акция  беспрецедентная. Если мы заглянем в  историю, то Российская империя, к слову, от церкви не отделенная, таких экономических  преференций церкви не давала. В 1700 году был упразднен институт патриаршества и создан Святейший Правительственный Синод - государственный орган управления православной церковью под верховной властью царя. В феврале 1764 года Екатерина Вторая издала указ о лишении Церкви земельной собственности, и вотчины церквей, монастырей и архиереев перешли государству. С тех пор и до наших дней масштабного обогащения скромных служителей господних не случалось - скорее наоборот. 

Но на калининградской  земле православных храмов отродясь не наблюдалось. Потребность титульной религии решили щедрые меценаты: в отличие от новостей о строительстве школ, детсадов и больниц, подобные известия в отношении православных храмов появляются в последние десятилетия часто. Разумеется, есть опасность, что на здания предъявят права те религиозные организации, для которых эти строения возводились. Но ряд доводов позволяет предположить, что католики или протестанты не будут претендовать на все объекты. Так, в проекте скандального федерального закона о передаче объектов говорится, что здания могут быть переданы только под религиозные цели. Следовательно, малочисленные общины католиков и лютеран не нуждаются в таком количестве зданий. По данным областного Агентства по имуществу, пока просьба передать здания поступила только от Калининградского пробства (структурная единица в Лютеранских Церквях – прим. «Нового Калининграда.Ru») Евангелистско-лютеранской церкви - по поводу кирхи "Арнау".  

К тому же, статья 48 главы 8 федерального закона №73 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ" обязывает собственников содержать подобные объекты. Следовательно, если лютеране или католики затребуют эти объекты, им придется каким-то образом продумать варианты жизнеобеспечения не самых, скажем так, беспроблемных объектов. В противном случае, государство может создать прецедент возвращения памятников в собственность через суд.  

Для того, чтобы  не полагаться на «авось», конечно, лучше бы оговорить отдельно в федеральном законе статус области. Но губернатору Боосу соответствующих поправок добиться не удалось. Православная церковь - святая простота - нашла более надежный способ защитить калининградцев от возможных посягательств других конфессий. Как заявил руководитель епархиального отдела по имуществу Калининградской епархии РПЦ Виктор Васильев, РПЦ более года назад сообщила губернатору, что в министерстве экономического развития готовят законопроект, который "ставит под удар" социальные учреждения в зданиях бывших кирх, к тому же РПЦ посчитала, что сам факт реституции (возврата отчуждённой собственности прежнему владельцу - прим. "Нового Калининграда.Ru") является "крайне негативным на фоне самого существования области на основе Потсдамских соглашений 1945 года". Власти, как сетуют в церкви, тогда не проявили достаточной расторопности в сохранении внешнеполитического реноме и/или социальных учреждений. Со своей стороны православная церковь, начиная с 2008 года, последовательно предъявляла просьбы о передаче зданий, которые могли бы достаться другим конфессиям, в собственность РПЦ. 

Руководитель  отдела коммуникаций Калининградской епархии, иерей Михаил Селезнев нашел еще одно объяснение церковным притязаниям: "В Калининградской области из пустующих объектов религиозного назначения ни один не принадлежал Русской Православной Церкви, и по новому закону они не смогут быть переданы ей. В этом случае права православных верующих области, которых среди верующих абсолютное большинство, будут ущемлены". 

Правда, все  эти аргументы на проверку оказываются  весьма сомнительными. 

1. Сохранение  объектов культуры. Формально учреждения, и правда, обещают сохранить. Правда, такая помощь больше смахивает на троянского коня. Помогая государственному или муниципальному учреждению, церковь сама приобретает немалый вес. Новейшая российская история знает примеры, когда вопросы бытовые решали вопросы политические. Так в 1993 году Лужков отключал от коммуникаций мятежный парламент РФ в знак поддержки президента Ельцина. Репутацию мэру такие шаги, может, и подпортили, зато политического веса прибавили.  

Собственник всегда может закрыть здание на некоторое время на ремонт, неожиданно начать перекладывать крышу, слегка подмочив работников образования или культуры. В конце концов, в уставе церкви помощь в реализации государственных мандатов не прописана. А власть за работу своих учреждений ответственность несет - и перед избирателями, и перед законом. Придется считаться с православной точкой зрения и руководству учреждений, работающих в церковных зданиях. Опять-таки, во избежание случайных ремонтов-реставраций и прочего. 

К тому же, сохранение объектов культуры подразумевает не только милостивое разрешение работать в здании, но и, как минимум, удовлетворительное содержание этого объекта. Иначе - да здравствуют надзорные структуры - филармонии да Театру кукол придется работать от предписания к предписанию. На содержание требуются средства. И – внимание, сюрприз! - епархия уже закидывает удочку с просьбой о помощи: "Если Российская Федерация посчитает, что ей небезразлична судьба важнейших памятников культуры <...>, то, конечно, церковь будет это приветствовать. <...> РПЦ может делать это долго, может это делать медленно, средств у церкви, естественно, нету, чтобы немедленно восстановить все эти памятники. Может быть, федеральный бюджет и мог бы в этом помочь. Но ни в коем случае нельзя говорить о том, что Калининградская епархия рассчитывает исключительно на эту помощь и без этого не будет заботиться о памятниках - это вовсе не так", - заявляет руководитель епархиального отдела по имуществу Виктор Васильев. 

То есть, калининградцам, которые, к слову, не очень-то радели за передачу памятников культуры религиозным организациям вообще и РПЦ в частности, придется смириться еще и с тем, что вслед за государственной собственностью из казны уйдет и значительная часть средств - на содержание объектов РПЦ, некогда принадлежащих государству.  

2. Политическое реноме. Забота об облике России на мировой арене, безусловно, похвальна. Правда, облик страны от массовой передачи огромного количества зданий одной конфессии станет только монструозней. На фоне президентских позывов к модернизации, "воцерковление" объектов культурного наследия, как минимум, вызывает непонимание. Государство сбрасывает с себя целый пласт обязательств по сохранению памятников истории и культуры в стране, де-факто передавая свои полномочия в этой сфере церкви. И всем хорошо: власть избавляется от затратных обязательств, церковь приобретает огромное количество имущества, все больше встраиваясь во властную вертикаль. Ну, а нас с вами - калининградцев, атеистов, работников культуры - граждан страны - в очередной раз не спросили. И этот аргумент, надо полагать, и есть причина такого массового недовольства планами по передаче собственности РПЦ.

Имидж в глазах избирателей и налогоплательщиков ни власть, ни церковь не беспокоит. В 2010 году на средства бюджета в двух из пяти спорных субъектов завершается ремонт. На ремонт областного театра кукол потрачено 30 млн рублей, а на ремонт филармонии - 60. К слову, из наших с вами налогов. Налогов, которые взимаются вне зависимости от конфессиональной принадлежности. Может быть, в дискурсе передачи зданий РПЦ для этих самых налогоплательщиков, избирателей и попросту граждан важнее оказался бы не ремонт будущего подарка, а строительство еще одной школы, детского сада, парковки или детской площадки.  
 
3. Защита прав православных - бесспорно, социально важное мероприятие. Вот только не хотелось бы, чтобы в свете защиты интересов группы верующих страдали интересы всех остальных граждан. На данный момент все объекты, на которые претендует церковь, принадлежат государству. Не католикам, православным, мусульманам или атеистам, а гражданам Российской Федерации. Никто не оспаривает тот факт, что большинство населения в области - православные. Вот только отметка в социальной сети "православие" или крестик на шее вовсе не означает готовность к столь щедрым подаркам. Да и атеисты или последователи других религиозных верований вряд ли оценят по достоинству столь накладную борьбу за права православных.   

В Калининградской  епархии шаткость своих аргументов осознают. Виктор Васильев утверждает, что РПЦ добивалась отдельных  положений для региона при  принятии законопроекта. Но, как констатировал Васильев, голос православных не был услышан. Правда, какого-либо официального подтверждения обращения церкви как по поводу особенности «янтарного края», так и по поводу Кафедрального собора - не найти. Разве что только в пресс-релизах самой Калининградской епархии. Да и то, появившихся за два дня до решающего заседания облдумы. Почему РПЦ предпочитает оповещать все СМИ о наступлении Спаса загодя, а говорить о проблемах, затрагивающих интересы региона чуть ли не задним числом - неизвестно. В церкви утверждают, что попыток вразумить государство они не оставляют. Теперь речь идет о просьбе внести до нового года Кафедральный собор на Острове в списки особо ценных памятников культуры РФ, не подлежащих отчуждению из госсобственности. Почему в список наравне с Кафедральным собором не вошли здания филармонии, кукольного театра и других "яблок раздора"? Да и, к тому же, благие намерения РПЦ обнародуются за пару недель до заседания в Госдуме о принятии законопроекта и за день до заседания областной Думы по передаче спорных объектов. Если даже мнение населения кого-то интересовало, то гражданскому обществу оставили как-то не по-божески мало времени для его высказывания. 

Почему губернатор Николай Николаевич Цуканов, так активно ищущий поддержки населения, не поднимет клич и не выступит с предложением о поправках в готовящийся законопроект? Почему вместо просьбы о помощи мы слышим от калининградского губернатора в беседе с президентом слова "ситуация меняется к лучшему", "в частности - успокоились протестные настроения", а "все общество ждет неких перемен, движения вперед" и "от политики перешли к реальным вещам"?  

Казалось  бы, в пору и областной Думе озаботиться  своим имиджем. Мосгордума, к примеру, уже нашла способ проявить государственное мышление, выступив с поправками к законопроекту. А в Калининграде о региональном парламенте и его жизнеспособности ходят анекдоты: "Хулиганы позвонили и сказали, что в областной Думе заложен смысл. Приехали специалисты и убедились: в Думе смысла нет". Впрочем, тут уместно вспомнить и депутатов Госдумы, которые делегированы от области именно ради того, чтобы растолковать своим коллегам калининградские особенности. Для представления интересов региона у нас и сенаторы есть. Но мы их, в большинстве своем, не знаем. Они нас - тоже. В самую пору рядовым калининградцам и местным политикам задуматься об ультимативной важности каждого выбора: и на избирательном участке, и в депутатском кресле.
[x]