Недостатки мотивации

В среду министр экономики областного правительства Елена Пожигайло провела фактически экстренную пресс-конференцию. Её главной целью было объяснить, почему же регион наш в рейтинге социально-экономического развития, составленного Минрегионразвития страны, занял «почётное» 11-е с конца место. Подобное поведение — резкая и зачастую не очень обдуманная реакция на внешние раздражители, в первую очередь имеющие PR-характер, появляющиеся в СМИ, является одной из отличительных особенностей внутренней политики нынешнего правительства. Сегодня в газете выходит статья, а завтра же, не продумав и не просчитав последствия действий, правительственные чиновники, сломя голову, принимаются что-нибудь заявлять, делать, куда-то идти, в сопровождении камер телеканалов, получающих оплату из бюджета по конкурсам.

Ну, естественно, в позиции, которую занял регион в рейтинге Минэкономразвития, власти наши ни на каплю не виноваты. Всему причиной — методика подсчета, использовавшаяся специалистами ведомства. Понятное дело, пагубная. Нехорошая такая статистика. Она, по словам Пожигайло, была разработана во время кризисного периода. И не учитывала «объективных особенностей» нашего региона. В котором те показатели, которые имеют наибольший удельный вес при подсчете общего балла, не очень-то хороши. И всю картину, которая в умах местных чиновников должна быть радостной, портят, сволочи.

На все у Елены Пожигайло нашлись свои объяснения. Низкие показатели в сельском хозяйстве? Индекс роста всего 100,1% против среднероссийских 122%? Так то ж из-за засухи в 2010 году, которая обусловила «низкую базу» для всей страны, и общероссийский рост в 2011 по отношению к этой базе был таким серьезным, что наши, пусть и неплохие показатели по сравнению с федеральными слишком ничтожны. В ситуации с прибылью предприятий ситуация схожая — у нас была «высокая база» в 2010 году в связи со сделками «ЛУКОЙЛа», а в 2011 году подобных не было, и индекс — не ахти. И всё портит несчастная «КД авиа» со своими долгами по зарплате.

Эта ситуация, кстати, тоже случается не впервой. Много раз уже Калининградская область оказывалась не на самых завидных местах в различных рейтингах разнообразных федеральных ведомств. На закономерные вопросы журналистов министры, не моргнув глазом, отвечали — ничего-то вы не понимаете, рейтинги эти составляются не так и не теми, а у нас — всё волшебно, лидируем по СЗФО, да и по всей стране мы по всем показателям впереди. Во всех регионах люди только и говорят — вон, мол, какой Калининград-то завидный, а ну-ка, бросим всё, да и поедем поскорей туда. Правда, с каждым подобным объяснением веры в слова чиновников остаётся всё меньше. Ну, по крайней мере, у тех, кто еще задает какие-то вопросы.

Вообще, интересно, почему же эта ситуация повторяется из года в год? Почему наши эмиссары в федеральном центре — депутаты Госдумы, сенаторы Совфеда, разнообразные кураторы, от экс-спикера парламента Бориса Грызлова, до, опять же, бывшего вице-премьера (кстати, курировавшего именно социальный сектор) Александра Жукова никак не могут объяснить те особенности Калининградской области, которые надобно учитывать, дабы мы в рейтингах министерств не скатывались на самое дно? Может, не такие они и кураторы-эмиссары? А, может быть, попросту не хотят?

С другой стороны, если недочеты при составлении рейтингов действительно настолько значительны, если показатели наши в данных рейтингах такие не благодаря, а вопреки субъективной роли местной власти — разве это не дополнительный способ доказать, что к нам нужен особый, уникальный подход? Может быть, тогда, наконец, бывший вице-премьер, а теперь вице-спикер Госдумы Александр Жуков перестанет обещать возглавить рабочую группу по разработке специального закона о нашем статусе, а возьмет, да и возглавит её?

Правда, ходят слухи, что никакого закона о Калининградской области в Москве видеть не хотят. Якобы именно этим объясняется последовательное дистанцирование дважды уже согласившегося возглавить процесс работы над проектом закона Жукова. В таком случае всё достаточно логично. Не стоит ожидать, что без внешнего куратора, без твердой руки и суровой координации свыше, в результате жарких дискуссий, ныне развернувшихся на различных площадках — в Торгово-промышленной палате, в Балтийском деловом клубе, в правительстве, на планерках в предприятиях, во время обедов в ресторанах и за бокалом виски по вечерам, родится некий одновременно удовлетворяющий всех здесь и не вызывающий отторжения в столице вариант если не законопроекта, то хотя бы концепции, которая должна быть в нем отражена. Слишком сложна ситуация, в которой оказалась региональная экономика, слишком различны пожелания и необходимости сторон, занятых в этих дискуссиях. Устраниться и предложить вначале решить всё самим — очень выгодный подход для метрополии, которая не хочет давать не в меру рьяным колониям особых привилений. «Разделяй и властвуй». Принцип старый, принцип верный.

Но вернемся к пресс-конференции Елены Пожигайло. Кроме пресловутого рейтинга, её волнует еще и тема так называемых «серых зарплат». Ей была посвящена целая часть мероприятия, и Пожигайло произнесла речь, достойную цитирования. Причиной наличия этого пагубного для местной, да и вообще любой экономики, по мнению министра, является... менталитет. Наш, родной, российский менталитет — то есть, перефразируя известную пословицу, причина плохих дорог — дураки. А есть ведь и другие менталитеты, другие страны, где дураки не столь пагубно влияют на дороги. «Вы представьте себе кого-нибудь не на территории России, а, например, в Европе, чтобы ему зарплату дали в конвертиках. И люди никогда этого не примут», — заявила Пожигайло.

Приятно, конечно, когда наши чиновники хотят сделать всё здесь, как в счастливом «там». Глава ЦИК Владимир Чуров хочет смешать агитацию и информирование перед выборами, как «в США». Елена Пожигайло — замотивировать работников на «белые» зарплаты, как в Европе. Но, впрочем, Елена Анатольевна изрядно лукавит. Ведь причина того, что большинство работников в стране не требуют «белых» зарплат, а соглашаются на «серые», кажется, вовсе не в том, что они — такие вот забитые мыши, не могут возвысить голос при получении очередного конверта и приструнить злодея-работодателя. Скорее, они просто не уверены в том, что смогут потом прожить на одну пенсию, даже если ее и будут начислять с «белой зарплаты». К примеру, одна моя хорошая знакомая, последние несколько лет усиленно трудившаяся за весьма высокую «белую зарплату», получила от Пенсионного фонда «письмо счастья», в котором ей сообщили, что за 15 лет работы на ее пенсионном счету накопилось меньше 100 тыс рублей. Нехитрые подсчеты дают понять, что к пенсии эта сумма не превысит 200-250 тыс, на которые придется жить всю оставшуюся жизнь.

Оказавшись по случайности участником экспертного совета при местном минфине, совета, призванного следить за тем, как правительство будет тратить 53 миллиона наших с вами рублей на повышение финансовой грамотности, я ознакомился с интересными статистическими данными. Не буду приводить их полностью, но некоторые цифры достаточно объемного и весьма профессионально выполненного Калининградской социологической службой исследования, все же, приведу. Да, все, в той или иной степени, рассчитывают после достижения формального предельного рабочего возраста на выплаты со стороны государства. У многих родители уже этого возраста достигли — и своим примером показали, что прожить на эти выплаты, называемые пенсией, очень сложно. Что же думают делать в пожилом возрасте респонденты?

Подавляющее большинство — почти 67 процентов респондентов сообщили социологам, что намерены продолжать работать. 18 процентов пока не думают об этих отдаленных перспективах. 14,5 процентов рассчитывают на помощь детей, 10 процентов — на поддержку супруга. 14 процентов думают, что смогут скопить нужную сумму «под матрацем», 5 процентов планируют продавать выращенное на приусадебном участке. На негосударственные пенсионные фонды свои надежды возлагает лишь 5 процентов опрошенных. Буду честным перед собой и читателями — я себя вижу именно в этих 67 процентах, хоть в опросе участия и не принимал. Правда, по другой причине; из нашей профессии люди обычно не уходят на пенсию, их уносят вперёд ногами.

То, что более двух третей респондентов планируют пахать аки кони и в преклонном возрасте, наводит на мысль о том, что вообще немного наших сограждан в той или иной мере надеются на помощь государства в сложную минуту/час/день/год. Кстати, всё те же результаты социсследования Калининградской социологической службы говорят нам, что схожее число респондентов — 64,6% — не пользуются никакими страховыми услугами. Процент тех, кто пользуется ими, выходит за пределы погрешности исчисления только в случае ОСАГО — ну а попробуй не застраховать свой автомобиль, доедешь только до ближайшего инспектора ГИБДД.

Российский люд вообще мало кому доверяет. В первую очередь, ясное дело, власти. К сожалению, власть эта слишком мало заботится пресловутым изменением менталитета, о котором так красноречиво заявляла Елена Пожигайло. Опрометчиво считать, что все вокруг — идиоты, неспособные разглядеть беспрецедентные усилия, которые предпринимает власть для заботы о народе. Может быть, всё же, усилия эти не столь уж очевидны? Да и не только лишь во власти дело. Руководитель министерства финансов Виктор Порембский в ходе очередного заседания экспертного совета при программе повышения финансовой грамотности походя сказал, что, столкнувшись с этой самой программой, задумавшись об этой самой грамотности, первое, что сделал — поскорее закрыл все имеющиеся у него кредиты. То есть, даже разбирающийся в финансовых инструментах профессионально человек с сомнением относится к такому краеугольному камню современной экономики, как кредитование. Чего уж тут говорить о простых гражданах? Деньги — цоп, под матрац их, в чулок, и держать обеими руками.

Еще одним примером того является, опять же, очередной элемент состоявшейся в среду пресс-конференции. По словам министра экономики, «естественно, ведется работа по оптимизации налогообложения, хотя бы в части малого бизнеса». Тут нужно вернуться к событиям сентября минувшего года. Тогда членам калининградской делегации на межрегиональной конференции «Единой России» в Череповце, жадно внимавшим словам Владимира Путина, премьер, еще не выдвинувшийся в качестве кандидата в президенты, сообщил пренеприятнейшее известие. «В Архангельске и Калининграде до сих пор не принято решение о пониженной ставке налогообложения для малого и среднего бизнеса. Ситуация если и меняется, то очень медленно, для участников рынка почти незаметно. Поддержкой предпринимателей нужно заниматься постоянно, реально, а не на словах», — заявил премьер.

К сожалению, несмотря на пламенные призывы Путина, которому все наши чиновники оказывают день-деньской безмерную поддержку, как будучи членами его штаба, так и за его пределами, дальше слов дело не ушло. Губернатор Николай Цуканов сразу же после завершения конференции сообщил, что поднятый Путиным вопрос рассматривается. Та же Елена Пожигайло в интервью «Новому Калининграду.Ru» в октябре вновь сообщила, что варианты снижения ставки налогообложения для малого и среднего бизнеса «рассматриваются». Правда, перекинула ответственность на представителей этого бизнеса; от них, мол, пока что консолидированной позиции по данному вопросу не исходит. То есть, надо полагать, малый и средний бизнес не заинтересован в снижении налогов? Или, может быть, дело тут совсем в ином, может быть, мы имеем дело с тем самым подходом «разделяй и властвуй», о котором написано выше? Очень легко сидеть и ждать, когда же мелкие предприниматели, наконец, соберутся и договорятся, делегируют спикера, напишут общую бумажку — а до тех пор говорить, что, мол, в отсутствие спроса не стоит тратить силы на предложение? Ну и не забывать оказывать безмерную поддержку Путину.

Закончить же хочется еще одним, вполне жизненным примером. Почти одновременно с пресс-конференцией Елены Пожигайло, известный российский дизайнер Артемий Лебедев опубликовал у себя в «Живом журнале» очередной «фуршет». Это его изобретение весьма забавно. Одни комментаторы позиционируют себя в качестве экспертов, заявляя темы, на которые они могут дать ответы. Другие, соответственно, задают вопросы. «Все гости разбредаются группами по интересам. Это фуршет», — говорит автор блога.

Одним из экспертов нынешнего «фуршета» стал некий бухгалтер, скрывшийся под ником sennii. Десятки блоггеров тут же принялись задавать ему вопросы. И, что интересно, далеко не все они пытались получить консультации по уходу от налогообложения, переводу незаконно добытых средств в оффшоры или, наоборот, отмыванию «черного нала». Большая часть вопросов касалась способам борьбы с, не побоюсь этого слова, идиотическими особенностями российской системы налогообложения.

Каким наименее болезненным образом не-гражданин России может открыть тут ООО? Да никаким. Как не платить зарплату единственному сотруднику ООО, являющемуся, по совместительству, его директором? Да никак. Самым же интересным стал вопрос некоего предпринимателя, который решил поддержать уходящую вскоре в декрет сотрудницу путем увеличения ей официальной заработной платы (с минимально возможного, заметим, уровня). С, если это возможно, каким-либо возмещением от государства. Путем совместных консультаций выяснилось, что самым безболезненным для обоих сторон способом может стать банальная выдача денег на руки. «Если сейчас увеличить ей зарплату, один фиг за эти 8 месяцев до родов на налоги с зарплаты уйдёт больше, чем если ей просто отдать на руки 40% за полтора года», — резюмировал предприниматель. «Белая зарплата», Елена Анатольевна? Ну-ну.
[x]