Бег по кругу: когда и почему закончатся пробки в районе площади Василевского

Фото — Алексей Милованов, «Новый Калининград.Ru».

В ближайшее время, по мнению властей Калининграда, пробки в районе площади Василевского должны резко сократиться или даже вовсе исчезнуть. Это произойдет сразу после установки системы «умных» светофоров. Деньги на её разработку и ввод в эксплуатацию предусмотрены в бюджете на следующий год. «Новый Калининград.Ru» разбирался в истории вопроса, ответ на который тысячи автомобилистов областного центра хотят получить минимум дважды в день.

Время пробок

За время после введения кольцевого движения в районе площади Василевского пыл автомобилистов, критикующих городские власти за вечные пробки, угас. Сразу после запуска социальные сети пестрели выражениями в духе: «Что они там делали там два месяца, Черняховского как стоит, так и стоит» или «Фокус-покус: чтобы получить настоящее волшебство, надо обязательно дунуть. Наша администрация ДУНУЛА — и вуаля, аттракцион „площадь Василевского“ открыт». Высказывал свое недовольство тогда даже губернатор Николай Цуканов, который, назвав ситуацию на площади «критичной» из-за постоянных пробок, собрал велосипед и попытался ездить на нем на работу. Потом, правда, быстро перестал пытаться.

После появления новых светофоров, переноса пешеходных переходов и остановок общественного транспорта дорожная ситуация стала постепенно улучшаться. В ежедневных утренних сообщениях в социальных сетях в профильных сообществах все реже фигурирует развязка в районе площади Василевского, и все чаще — Московский проспект. По-прежнему автомобилисты продолжают жаловаться на пробки рядом с Музеем янтаря в вечернее время. По данным статистики сервиса «Яндекс. Пробки», действительно, основные заторы на прилегающих к площади Василевского образуются с 8:30 до 9:00 и с 17:30 до 19:00. В остальное время движение, если нет ДТП, не затруднено.


пробка в 18.00.jpgпробка в 8.jpgпробка на 17.jpg

Сейчас самые большие пробки на этом перекрестке случаются даже днем, особенно на ул. Черняховского. Одна из проблем — это остановка напротив Музея янтаря. О необходимости ее переноса говорили еще в далеком 2007 году специалисты из Белоруссии, которые презентовали перед городскими властями оборудование для запуска «Зеленой волны». «Есть на улице Черняховского, как, впрочем, и на других городских дорогах, свои „занозы“ — остановки, нерегулируемые пешеходные переходы, несанкционированные стоянки. Всё это в разы снижает желаемое и предполагаемое стопроцентное улучшение обстановки на проезжей части после внедрения автоматики», — сообщал тогда представитель Белоруссии Юрий Важник.

Необходимость заезда в остановочный карман на улице Черняховского часто приводит к аварийным ситуациям. Это не скрывает и директор «Калининград-ГорТранса» Анатолий Мухомор. «Так водители пытаются не выбиться из графика движения. Если он будет в правой полосе идти, он не сможет этого сделать. Иногда это случается, и с этим мы категорически боремся. Бывали случаи, но у наших я не видел», — рассказал Анатолий Мухомор. 

В ближайших планах городских властей переноса этой остановки нет, то есть водители и дальше с 17:00 до 18:45 будут проводить лишнее время в пробках, уворачиваясь от трамваев и потока опаздывающих муниципальных автобусов. 

MIL_8400.jpg

Скоро поедет

То, что Василевского и улицы, примыкающие к площади, должны поехать быстрее, замглавы города Сергей Мельников накануне подтвердил корреспонденту «Нового Калининграда.Ru», комментируя информацию о сроках проведения конкурса на закупку и наладку необходимого оборудования.

«Сейчас откорректируем проект, потому что там были предусмотрены детекторы видео, они требуют постоянного обслуживания, а у нас в этом месте достаточно частые дожди, туманы. И есть альтернатива — индуктивные петли, которые монтируются в асфальт. Но есть сложности с тем, что у нас трамвайный путь и его тоже используют автомобилисты, и будет достаточно сложно его оборудовать. Возможно, будет какая-то комбинация. Думаю, что в первом квартале 2017-го уже будет объявлен конкурс, чтобы улучшить транспортную обстановку в этом узле. Ну, или в конце этого года», — отметил Мельников.

По его словам, запуск этой системы в районе кольца на Василевского невозможен без регулирования движения на прилегающих улицах. «Естественно, он должен быть связан со светофорным пешеходным объектом в районе БФУ и на перекрестке Куйбышева-Невского. Возможно, потребуется еще и ограничение левых поворотов на Александра Невского, на ряде улиц. Мы постепенно должны системами адаптивного регулирования разрешить вопрос с пробками на Московском проспекте в районе „Сити-центра“ — обустройством движения по Литовскому валу только направо, для того, чтобы понять, как изменится транспортный поток. Потому что есть возможность попасть на Московский проспект, допустим, по 9 Апреля, там развернуться и ехать, не используя Литовский вал с левым поворотом, который тормозит весь поток на Московском. Ну и в том числе мы смотрим сейчас и перепробеги, которые будут возникать, смотрим экологические последствия», — пояснил замглавы города.

Установка интеллектуальных систем по управлению автомобильным трафиком шла бы гораздо быстрее, по мнению Сергея Мельникова, если бы городские власти могли бы направлять средства, взимаемые в виде штрафов с калининградских автомобилистов, в местный бюджет. «Сегодня этот доход мы не администрируем, его администрирует правительство области. А где-то 5 лет назад это были денежные средства, которые шли в казну города Калининграда. Поэтому, я думаю, это предмет для переговоров с правительством на уровне интересов города», — отметил глава комитета городского хозяйства.

По информации дирекции МКУ «Безопасный город», только за 11 месяцев в автоматическом режиме было зафиксировано 190 тысяч превышений скоростного режима. При этом общая сумма наложенных в течение этого периода штрафов составила 106 миллионов 257 тысяч 500 рублей.

При этом на покупку оборудования для кольца на площади Василевского потребуется около 18 млн рублей. Эту сумму утвердили при рассмотрении бюджета Калининграда на 2017 год и плановый период 2018–2019 годы во втором чтении. «Предлагается направить на закупку 8 остановочных павильонов, расположенных вдоль протокольных маршрутов, 20 млн рублей, оборудования для улучшения транспортной обстановки в районе площади Василевского — 18 млн рублей», — сообщила заместитель главы города Наталья Дмитриева 24 ноября на заседании горсовета.

ad5a9f89ca40b2252f92e36c25272d2f.jpg

Цена вопроса

В прошлом году при рассмотрении бюджета-2016 городские власти направили те же 18 млн рублей на ремонт тротуаров. Это произошло практически сразу после того, как глава города Александр Ярошук сам побывал в районе кольца на Василевского и оценил утренний автомобильный трафик. «Сейчас 8:50, все едет. Поэтому, думаю, мы не будем использовать здесь, как раньше хотели, интеллектуальные светофоры. Если понадобится, то позже поставим. То, что есть сейчас — это временная схема. Размещение светофоров на постоянной основе еще предстоит согласовать с ГИБДД», — рассказал журналистам 26 ноября калининградский градоначальник. Вечером того же дня кольцо «встало» — и с разной степенью частоты стояло весь год.

Единства в мэрии не было — за день до этого тот же Сергей Мельников в эфире передачи «Главный час» заявил, что городские власти еще рассматривают вопрос об установке на новой развязке по улице 9 Апреля адаптивной системы управления светофорными объектами.

Он же в течение всего года последовательно отстаивал позицию о необходимости закупки и установки подобной системы. Дважды на горсовете: в феврале и июле. Неоднократно он, рассказывая журналистам о причинах пробок в городе, сбоях в работе общественного транспорта, указывал на отсутствие оборудования, позволяющего запускать так называемую «зеленую волну».

«В Калининграде нет никакой „зеленой волны“, потому что нет такого оборудования, которое может её регулировать. Его просто нет. Вопрос возникновения возможного адаптивного регулирования при помощи детекторов всевозможных может возникнуть на территорию города, если появится для этого финансовая возможность. Пока её нет», — заявлял Мельников в апреле 2016 года.

Спустя три месяца Мельников на одном из заседаний транспортной комиссии представил компьютерную модель транспортных потоков в районе кольцевой развязки на площади Василевского до и после установки необходимых датчиков и специальных светофоров. Проводил саму презентацию генеральный директор компании «Итекс» Олег Петренко.

«Что касается конкретных данных, то согласно расчетам сегодня время ожидания транспорта на въезд на кольцо составляет 80 секунд в час пик, а средняя скорость составляет 21 км/ч. После введения адаптивной системы время ожидания будет сокращено до 46 секунд, а скорость увеличится до 30 км/ч. Кроме того, снизится время ожидания для пешеходов. Вместо 55 секунд ожидания с новой системой людям придется стоять в ожидании зеленого сигнала лишь 30 секунд», — сообщил тогда Петренко.

Единственным негативным последствием, по его словам, станет проезд через перекресток трамвая. Если сейчас он проезжает с ожиданием в 20 секунд, то с адаптивной системой это время увеличится в два раза.

«Кроме того, результаты моделирования показали, что время задержки автомобилей снизится более чем в 2 раза, средняя скорость вырастет более чем в полтора раза, маневры станут безопасными, что приведет к снижению количества ДТП, а также количество остановок транспорта снизится в 3–5 раз (автомобилям не придется много раз трогаться и останавливаться), что приведет к снижению выхлопов и шума», — отметил Олег Петренко.

«Мы выслушали, была презентация проекта интеллектуального светофора, который бы в реальном времени видел образующиеся пробки и регулировал траффик. Мы поддержали администрацию, главу города, чтобы в самое ближайшее время такая работа была начата», — отмечал тогда по итогам заседания глава комиссии Олег Мигунов.

Сразу после этого депутаты действительно обратились к властям областного центра с просьбой принять меры по обустройству кольца на площади Василевского. «Решений пока никаких, есть рекомендация администрации Калининграда разработать меры по обустройству этого перекрестка в связи с тем, что сегодня это место является большой городской пробкой. И не только мы это видим, граждане к нам обращаются. И мы выходим с обращением к администрации, чтобы в ближайшее время были приняты меры», — сообщил председатель горсовета Андрей Кропоткин.

В ответ власти города ограничились переносом пешеходных переходов, а также изменением графика работы уже установленных светофоров.

MIL_8413.jpg

Предупреждали все

О том, что калининградские автомобилисты встанут в утренних и вечерних пробках после появления кольцевой развязки в районе площади Василевского, предупреждали многие. Об этом, например, говорили городским властям представители регионального управления ГИБДД.

«Мы знали, что так будет, и предупреждали городские власти еще до начала всех работ, на этапе проектирования подавали свои предложения и рекомендации. Нас заверили, что все будет учтено, что установят необходимое количество светофоров, и не только на улице Невского — и в других местах все будут отрегулировано», — рассказал летом 2016 года рассказал начальник отдела надзора управления ГИБДД Николай Потапчук.

О том, что мэрии нужно повременить со строительством круговой развязки, сообщали и ученые из БФУ им. И.Канта. В конце апреля прошлого года и сам Александр Ярошук признавался , что решение вводить круговое движение на площади Василевского было необдуманным.

«Только товарищи из ГИБДД, общественность 2 года назад ставили свои подписи за его введение, а сейчас их осенило. Где они были раньше, я задаю им вопрос. Когда мы 2 года переделывали этот проект. Я говорю: чего вы подписи свои ставили? Чего у вас сейчас произошло за эти 1,5 года, помутнение какое?» — возмущался градоначальник. Он пояснил, что остановить этот проект сейчас — значит потерять федеральное финансирование.

Строительство, которым занималась компания депутата горсовета Сергея Григоренко, власти замораживать не стали, корректировать проект тогда тоже никто не взялся.

Тем не менее средства на исправление последствий неудачного проектного решения были найдены. В мае при перераспределении дополнительных доходов бюджета депутаты горсовета предусмотрели выделение 15 млн рублей на светофоры в районе будущей кольцевой развязки на площади Василевского.

«Конкурс разыгрывался таким образом, что, к сожалению, регулирование этого не было учтено в конкурсной документации. Вы же знаете, это у нас два „горлышка“ на въезд в город — со стороны Гагарина и со стороны Александра Невского, и если не поставить эту систему регулирования, то само кольцо без регулирования, оно может все-таки „встать“», — пояснял глава горсовета Андрей Кропоткин.

Те же депутаты горсовета в конце 2015 года по рекомендации главы города переголосовали за перераспределение этих средств в пользу ремонта дворов и тротуаров. Чтобы спустя год снова согласиться с администрацией и согласовать выделение тех же 18 млн рублей на установку «умных» светофоров в районе площади Василевского. Есть ощущение, что пробка нынче расположена не только в окрестностях площади, но и в головах городских чиновников. И от дополнительных миллионов она вряд ли рассосётся.

Текст — Станислав Пахотин, фото — Алексей Милованов, «Новый Калининград.Ru»

Текст: Станислав Пахотин

Комментарии к новости

Что осталось по наследству

Главный редактор «Нового Калининграда» Денис Туголуков о крахе надежд в отношении «Балтики».