Попытка номер три: как калининградский янтарный труп аукционами оживляют

Все новости по теме: Янтарь

0NV_4677.jpg

У аукционов по продаже сырья, которые проводит Калининградский янтарный комбинат, не очень счастливая судьба. Первый завершился скандалом, последний — провалом. Причем сокрушительное фиаско случилось всего лишь два месяца назад. Однако комбинат собрался с силами и объявил новый. О причинах этого упорства, истории падений и о том, какие перспективы у очередной попытки насытить сырьем региональный рынок, — в материале «Нового Калининграда.Ru».

Хотя о необходимости проводить аукционы для местных переработчиков говорилось со времен царя Гороха, первый прошел всего лишь год назад с небольшим. И вызвал небывалый ажиотаж — но не только потому, что наконец исполнилось то, о чем так долго мечтали. Рынок тогда шел вверх, янтарь пользовался в мире большим спросом. Как рассказывал «Новому Калининграду.Ru» один из участников тех торгов, состоявшихся в октябре 2015 года, первые лоты включали янтарь фракции +32 мм (более 32 мм, весом не более 50 граммов). 

Начальная цена лотов составляла 2 млн 192 тыс 440 рублей за каждый, то есть по 21,924 тыс рублей за килограмм янтаря. В ходе торгов (они велись на повышение) цена янтаря взлетела в 6,5 раз, сырец продавался уже по 140 тысяч рублей за килограмм. 

«Конечно, набросились, — комментирует сегодня результаты первого аукциона глава Янтарного союза Василий Симонов. — Это нормально для голодающих — драться за корку хлеба. Поэтому и „уходил“ янтарь с ростом в 500, 600%».

Правда, потом оказалось, что ожидания многих покупателей оказались жестоко обмануты. Например, глава региона Антон Алиханов, который тогда занимал пост областного вице-премьера, рассказывал, что после аукциона переработчики оказывались «с инфарктами в больницах». «Они купили 100 кг, заплатили 15 млн рублей, открыли — а там половина шлака, который ни во что не перерабатывается. Они в минусах на миллионы рублей, и куда с этим идти — непонятно».

_NEV2986.jpg

Во многом по этой причине вторые торги, которые состоялись — точнее, не состоялись — два месяца назад, было решено вести «на понижение», с шагом в 5%. По замыслу руководства комбината, уже одно это должно было решить если не все, то большую часть проблем. С оставшимися предполагалось разобраться путем выставления особых требований к участникам аукционов — чтобы отсечь перекупщиков. Вице-президент региональной Ассоциации производителей и переработчиков янтаря Игорь Емельянов и вовсе мечтал о том, чтобы в будущем заявителям пришлось предоставлять информацию о том, что ими было произведено из янтаря после аукциона предыдущего, «в каких формах и объемах».

Но будущее это весьма отдаленно. Как выяснилось, участников нужно вовсе не отсекать, а заманивать всеми возможными способами. Из 71 лота, выставленного на второй аукцион, состоявшийся в декабре 2016 года, были реализованы… четыре. Янтарный комбинат предоставил для этих торгов 15 тонн сырья на 223 млн рублей, а продал — 200 кг за 3 млн 48 тыс 500 рублей. Причиной провала, по мнению Василия Симонова, стала завышенная стартовая цена, которая оказалась больше той, что значилась в прейскуранте комбината, на 10 и более процентов. Янтарщикам участвовать в аукционе оказалось просто невыгодно.

Все это происходило на фоне скукоживания мирового рынка янтаря, который после недавнего бурного роста рухнул вниз. Еще в октябре прошлого года, когда в Светлогорске проходил Первый янтарный форум, янтарщики в один голос твердили о том, что ценовая политика янтарного комбината слишком неповоротлива. «Спрос падает в геометрической прогрессии, но дна мы пока не почувствовали», — предупреждал тогда Емельянов и говорил о том, что комбинат «слишком долго раскачивается»: если рынок «падает» на 40% за месяц, то комбинат реагирует на это в два-три раза дольше.

_NEV2606.jpg

Возможно, именно со всем этим связаны не слишком очевидные успехи на бирже «Санкт-Петербург», которая по договору с Калининградским янтарным комбинатом проводит сделки по продаже его продукции. При том, что выход на биржу позиционировался (и являлся таковым) как вывод отрасли в прозрачную плоскость. За первые три месяца торгов была зарегистрирована 61 сделка по продаже янтаря-сырца, добытого комбинатом; всего тогда реализовали 3 тонны 25 кг сырья. Потом вроде дело пошло на лад, и по итогам торгов 3 ноября прошлого года пресс-служба биржи уже сообщала, что зафиксированы «рекордные показатели по количеству и объему сделок с янтарем»: за один день было заключено 22 сделки по продаже 2,1 тонны камня на 21 млн рублей, в торгах принимали участие 69 предпринимателей и юрлиц. Всего по итогам ноября было продано на бирже почти 8 тонн янтаря, в декабре — 5 тонн. А уже в январе 2017 года — лишь 680 кг, в феврале — 1 тонна 125 кг.

Судя по тому, что говорит Василий Симонов, это неудивительно: так как комбинат оказался не в состоянии чутко реагировать на колебания рынка, сейчас калининградский янтарь в Калининграде стоит…дороже, чем в Китае. Азиатский рынок оказался перенасыщен, и теперь, констатирует Симонов, приходится рассчитывать только на региональный. А массовый российский покупатель «не будет приобретать кулон за 60 тысяч рублей». Усугубляет ситуацию, по его словам, конкуренция на мировом рынке со стороны украинского янтаря, который часто и дешевле, и качественнее.

В связи со всем этим перспективы легендарного, а лучше сказать — мифического трехлетнего контракта янтарного комбината с китайцами ориентировочно на 10 млрд рублей, заключенного под занавес прошлого года, выглядят все более туманными. Калининградские переработчики и вовсе убеждены, что зверек умер, едва родившись. Вкупе с громадными инвестиционными планами, по которым технически устаревший комбинат должен был удариться оземь и превратиться в добра молодца.

_NEV7419.jpg

Получается, что комбинату ничего не остается, как поворачиваться лицом к калининградским янтарщикам. Станет ли показательным в этом плане предстоящий, третий по счету аукцион? Как рассказал Василий Симонов, за два месяца, которые прошли после предыдущих торгов, переработчики несколько раз собирались за столом переговоров с руководством предприятия, чтобы убедить в необходимости снижения стартовой цены. 

 «Цена у нас — по действующему прейскуранту. Пожелания представителей отрасли учтены в том объеме, в котором это возможно: с их участием формировались лоты, все их пожелания приняли во внимание», — прокомментировала ситуацию пресс-секретарь комбината Анна Манахова. По ее словам, ценообразование на предприятии «выстраивается по результатам торгов на бирже „Санкт-Петербург“».«Оперативно мы не можем реагировать: по закону комбинат только раз в квартал имеет право пересматривать цену. И там есть ограничения по проценту понижения, то есть мы не можем взять и сразу на 50% понизить цены, мы должны руководствоваться действующим законодательством». 

Ждать ответа на вопрос, «замогилит» ли действующее законодательство увлекательные планы скрестить янтарный труп с радужным пони, в принципе, осталось недолго — аукцион пройдет в конце марта.

Фото — Виталий Невар, «Новый Калининград.Ru»

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Текст: Оксана Ошевская

[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.