Эдуард Батанов: транспортный налог повышать надо, но делать этого мы не будем

Эдуард Батанов.
Все новости по теме: Налоги

Первый вице-премьер Эдуард Батанов и министр финансов Виктор Порембский в четверг встретились с журналистами, чтобы поговорить о бюджете, налогах и финансовой политике правительства. Разговор длился почти два часа. «Новый Калининград» публикует выдержки из беседы.

О срыве программы приватизации

 — Правительство год назад заявляло, что намерено получить 1,8 млрд рублей за счет продажи имущества и земли. Что пошло не так?

Эдуард Батанов:  — Много факторов. Те же самые минобороновские 600 га в Светлогорске. Всё замечательно, но обнаружилось, что забыли одну маленькую вещь. Земля не может быть передана бесплатно. Поэтому только недавно решение суда в силу вступило — на этой неделе. За разумные деньги мы это получим. То есть фактически обнаружилось, что есть такие вещи. И давайте так по-честному. Та стоимость, которая зачем-то была нарисована перед передачей нам, она вообще нежизненная.

111.jpg

Лопухи в правительстве: что случилось с программой приватизации имущества

Рынок сейчас — не то чтобы берут всё и ура-ура, всё как пирожки расходится. Про гольф-клуб (землю в Светлогорске на месте бывшего совхоза предполагается использовать под проект гольф-клуба — прим. «Нового Калининграда») новость уже созрела, мы ее озвучили. То, о чем мы говорили в прошлом году, — чтобы не было там череды коробок из стекла и бетона… То есть точка притяжения обозначилась.

На самом деле у нас не хватает точек притяжения. Я приехал год назад, все говорили про аквапарк. Сколько проектов было? Много. Где они? Вот такие точки (как гольф-клуб) — они интересны. Они внесезонные, оживляют пространство. И с их появлением мы не будем видеть картину, которую наблюдаем в курортных городах, когда в квартирах огни горят с середины июня до середины сентября, а потом тишина, ветер и запустение.

Ну, не продали. Чего горевать? Потеряли мы что-то? Нет. Мы невозобновляемый источник продажи имущества сейчас почти полностью заместили возобновляемым источником дохода, которым у нас является налог на прибыль.

 — Земля в Светлогорске будет продаваться или планируется передать ее инвестору?

Э.Б. — Мы с Порембским точно ничего продавать не планируем. Я так это вижу для себя — пришел инвестор, мы получим какие-то налоги. Если кто-то прилетит на голубом вертолете и купит её задорого — мы точно не будем его пугать. Какую-то концепцию развития этой территории мы видели, но это не наш вопрос.

Виктор Порембский:  — Две трети из 1,8 млрд рублей планировалось получить за счет продажи имуществу, одну треть — за счет продажи земли. Имущество — это Региональная энергетическая компания, военные городки, еще ряд объектов — к примеру, особняки на ул. Кутузова и мемориальный комплекс в пос. Холмогоровка. Пока ничего не продано. Идут пока процедуры. Нужно было определиться — продавать военные городки как имущественные комплексы или освободить их от строений и продавать как земельные ресурсы. В Калининграде, к примеру, на ул. Артиллерийской есть такой объект. Что лучше — снести старые казармы и продать именно участок? Но это затратно. Оценка активов с точки зрения рынка как раз планировалась в рамках реализации программы приватизации. Когда мы увидели поступление доходов, задача у нас не так влияла на исполнение бюджета. Поступлениями налога на прибыль мы покрываем большую часть программы приватизации.

 — В этом году будут какие-то поступления, удалось что-то реализовать из имущества?

В.П.: — Мы ожидаем, что в этом году будут поступления от приватизации объектов в Калининграде. Скорее всего, это будут особняки по ул. Кутузова и комплекс в Холмогоровке (военно-мемориальный комлекс «Командный пункт 43-й армии»). Объект в Холмогоровке защищен законодательством о культурном наследии.

Э.Б.: — Объект на Артиллерийской может быть вообще не выставлен на продажу. Потому что есть проблема с дольщиками, которую мы должны решать.

О дополнительных миллиардах налога на прибыль

 — Откуда такой существенный рост налога на прибыль — на 1,2 млрд? Не говорит ли это о плохом прогнозировании ситуации со стороны министерства экономики?

Э.Б.: —  Универсального ответа нет. Это многофакторная модель. Во-первых, пошёл переток из спецрежимов. Многие, мягко говоря, упрощали себе жизнь, находясь на спецрежимах. В том числе действовали в тех отраслях, в которых он для меня, мягко говоря, удивителен. В строительстве, например. Во-вторых, кто-то начал платить больше. Все-такикакая-то результативность есть нашей совместной работы — комиссии по повышению налогового потенциала, и налоговая наша молодцы. Некоторые результаты просто приятны глазу — когда компания, не платившая вообще ничего, начала платить существенные деньги, выражающиеся десятками миллионов рублей. Такая работа тоже свой камушек вложила.

_NEV9238.jpg

 — То есть это дополнительные изъятия у бизнеса?

В.П.:  — Это не дополнительные изъятия. Это дополнительная прибыль предприятий. У нас растет экономика, в том числе. ВРП в абсолютном выражении растет. Прибыль получается за счет курсовых разниц, рентабельность больше, расходы на проценты, обслуживание кредитов меньше. Прибыль вообще имеет синусоиду. То в рост идет, а потом в определенной ситуации в минус. Сейчас она на подъеме. Обычно это бывает после кризисных явлений. Это одна из характеристик, что экономика все же выходит из стагнации.

Сколько в валовом региональном продукте будет прибыли — вообще вещь малопрогнозируемая. У нас значительная доля прибыли — до 60% — идет за счет консолидированных групп налогоплательщиков и от филиалов организаций, у которых прибыль формируется на территории всей России. То есть в целом поработали хорошо банки, больше заплатил «Сбербанк». Хорошо поработала РЖД — мы получили. Энергетики — мы получили. Больше прибыли от производства, судостроительного завода.

У нас очень диверсифицированные поступления. 80% прибыли формирует порядка 10 отраслей, даже больше. Мы не зависим только от нефтянки или только от металлургии, как некоторые регионы. По налогу на прибыль банки заняли третье место после обрабатывающей промышленности. У нас торговля ежегодно большую долю имеет. И особенно по УСН — около 40%.

Э.Б.: — Налог на прибыль — вероятностный доход. В вашем вопросе звучало, не надо ли наказать минэкономики за то, что оно не может спрогнозировать доходы от прибыль… Не надо. Не стреляйте в пианиста, он играет по нотам — они тоже ориентируются на прогноз большого Минэка. Если честно, я был бы рад, если бы в структуре доходов бюджета Калининградской области большую бы роль играли НДФЛ (налог на доходы физических лиц) и имущественные налоги. Это было бы стабильнее, прогнозируемо, справедливей.

О транспортном налоге

 — Один из имущественных налогов — транспортный. Как вы считаете, надо ли его повышать?

Э.Б.: — Мое личное мнение — повышать надо. У нас большая часть машин — меньше 100 лошадей. Ставка налога 2,5 рубля. Даже если это 100 лошадей… Умножаем на 2,5 рубля, получаем 250 рублей! Это шесть литров бензина! Это ни о чем вообще!

Коллеги из минфина сделали анализ, сколько занимает транспортный налог в содержании автомобиля. Стоимость владения складывается из технического обслуживания, бензина… Кредит тоже, но пока без него считали. Что такое транспортный налог в 250 рублей? Это пшик! Я озвучиваю свою позицию как финансиста. Понятно, что все эти истории про транспортный налог в Калининграде я слышал и уже год слушаю. Но согласитесь, что 250 рублей — это, мягко говоря, не деньги сейчас.

В. П.: — При этом у нас транспортный налог формирует дорожный фонд. За счет доходов он формируется на уровне 3,8 млрд, из них 1,2 млрд — транспортный налог, 2,6 млрд — акцизы на нефтепродукты. В этом году вы увидите расходов больше, потому что мы вынуждены добавлять к тем налогам, которые закреплены за дорожным фондом, от совокупного покрытия. Мы могли бы их направить на какие-то другие нужды — социальные, строительство школ и так далее. Но направляем в дорожный фонд, потому что там есть ряд объектов, которые нужно обязательно строить, обслуживание дорог тоже нужно.

Э.Б.: — Отвечая на вопрос, надо ли повышать транспортный налог… Надо! Но не будем. Но на самом деле, если мы даже сейчас приняли вдруг закон о повышении налога, физически платить надо было бы до 1 декабря 2019 года. Прошло бы еще два года, инфляционная составляющая вымыла бы эти 250 рублей. Горстями мелочи пришлось бы его платить, если мелочь к тому времени еще будет.

О муниципалитетах, которые должны выбивать налоги

 — В прошлом году вы ввели практику стимулирования муниципалитетов — предложили им работать с должниками по транспортному налогу, обещая взамен дополнительную финансовую помощь. Только Нестеровскому району удалось погасить долги. Один из глав пошутил, что глава Нестеровского района лично оплатил все эти долги…

В.П.: — Ну и получил 4,5 млн рублей…

 — Да, но вы признаете эту практику успешной? Она будет продолжаться?

Э.Б.: — На самом деле то, что у нас есть муниципалитет, который смог это сделать (ликвидировать долги по транспортному налогу — прим. ред.)… Много мы слышали и от депутатов муниципальных, и от сочувствующих им лиц, что это не их полномочия, не их администрирование… Всё, конечно, правильно. Только нашелся тот, кто сделал. Пусть даже сам заплатил. Но в итоге он получает деньги на погашение чуть ли не 2/3 долгов муниципалитета. И еще свободные деньги, которые может по своему усмотрению платить. Плохо? Нет. И я слышу от глав: «Ах, это не полномочия, эти люди не живут у нас». А потом они мне тут же говорят: «Да я его видел недавно!». Я понимаю прекрасно, что эти люди знакомы в лицо. И подтверждение того, что это была правильная идея, — то, что у нас нашелся победитель. Есть еще муниципалитеты, которые близки к достижению результата.

Губернатор, честно говоря, нам следующее поручение дал — программу сохраняем, но условия ужесточаем. Кто хочет — тот добьется. Я же никого не неволю. Морковку спереди мы повесили. Не хотите? Ну, не хотите. С ужесточением сейчас определимся.

Нам сначала говорите: «Ах, дайте». Мы дали. Нам не поверили, что мы так лихо сделали. Хорошо… Вы что-то сделали? Реально, по жизни? Вот есть победитель. И еще двое — один прямо скоро-скоро близок.

_NEV9212.jpg

О бюджетной политике 

 — На заседании комитета по социальной политике вы сказали весёлую фразу. После неё некоторые вспомнили анекдот про цыгана, который приучил лошадь не есть. Вы сказали, что мы в прошлом году срезали минздраву за неидентифицированное население 20 млн рублей и ничего не случилось, поэтому давайте снова срежем. У нас сложилось впечатление, что в регионе в принципе так бюджетная политика строится — давайте срежем и посмотрим, что получится. Если никто на улицы не вышел, ничего не случилось — давайте дальше резать.

Э.Б.: — У вас сложилось впечатление, не соответствующее действительности. Оно отличается от того, что на самом деле. Нет у нас такого. Но в прошлом году, когда от мадам Сиглаевой услышал, что это неидентифицированные вызовы скорой помощи. И потом я начинаю считать, получается, что это 500 неидентифицированных вызовов в день! Верю ли я в это? Нет, не верю. Поэтому я с легким сердцем и срезал 20 млн. Сейчас коллеги из фонда ОМС мне передали табличку, посмотрю, проанализирую. Спокойнее надо к этому относиться. Коллеги, наверное, не ожидали, что я сяду с калькулятором и начну считать.

Да, это может быть несколько составляющих — бомжи, граждане СНГ, которых мы лечим, а полисов у них нет. Поэтому мы согласились увеличить бюджет на чемпионат мира. Но вопрос — надо ли продолжать в 2019–2020 годах? Мы с министром здравоохранения проговорили, он разберется с этим вопросом, мы с ним потом определим.

 — Это не может быть двойная бухгалтерия — что счета за таких пациентов сначала предъявляют по линии обязательного медстрахования, а потом по неидентифицированным?

Э.Б.: — ... Поэтому информатизация в медицине — это острый вопрос, за который, к счастью, коллега Баринов (вице-премьер по социальным вопросам) и Александр Кравченко (министр здравоохранения) хорошо взялись. Там есть где поработать. И над чем.

 — Много у наших министерств и ведомств таких странных расходов?

Э.Б.: — Много везде. Опять же — у нас уровень информатизации, цифровизации не очень высокий, поэтому мы многие вещи знаем только по рассказам. Когда мы будем видеть первичку, платежи и так далее — тогда будет более взвешенный подход. Что касается здравоохранения, очень много отдано на уровень учреждений. Поэтому там очень много интересных вещей везде.

В.П.: — Вопрос, как они хозяйствуют, до сих пор не понятен. Как они закупают, эффективно или нет, правильные ли закупочные процедуры, нет ли лишних закупок? Например, минздрав декларирует, что лекарства закупались неэффективно, поэтому в этом году возникла необходимость выделения дополнительных средств. Не только потому, что не хватает для обеспечения населения. Но и потому, что закуплено было то, что не востребовано.

О налоге на движимое имущество

 — Госдума приняла закон о возвращении налога на движимое имущество, в 2018 году ставка составит 1,1%. Он будет уже в следующем году?

В.П: — Да, уже в 2018 году нужно будет платить. Там авансовые платежи. Надо помнить, что 80% налога идет в областной бюджет и 20% — в муниципальные. Мы оценивали поступления от налога порядка 800 млн рублей при ставке 2,2%. Соответственно, при ставке 1,1% это будет 400 млн рублей. Значит, порядка 300 млн рублей поступит в областной бюджет. Но можно даже не этими цифрами оперировать. У нас льгота по этому налогу в 2016 году составляла 945 млн рублей, в этом оценивается в сумму больше миллиарда. Какое будет значение в следующем году — зависит от амортизации имущества и инвестиций. Но при этом это не повод увеличивать расходы, потому что нам надо помещаться в ограничения по долгу.

О государственном долге

 — Государственный долг составляет 27,29 млрд рублей. Откуда он взялся?

Э.Б.: — Это хороший, вопрос, кстати! Вроде какие-то инопланетяне пришли и оставили долги. Мы же это сделали в соответствии с законами о бюджетах предыдущих лет! В 2010 году у Калининградской области коммерческий долг был ноль!

В.П.: — В последние годы мы в рамках президентских указов повышали зарплаты, строили детские сады и ликвидировали очереди детей от трех лет, мы построили значительное количество школ, активно строили дороги, газифицировали области. А сколько нам пришло дополнительных полномочий! Да, трудность состоит в том, что трудно балансировать между доходами и расходами. Тем более вы начали с того, можно ли повышать транспортный налог, с налога на движимое имущество. Спрашиваете, выросла ли налоговая нагрузка, но не вспоминаете о тех предприятиях, которые платят 1% с оборота, зарплату официальную в 6 тысяч рублей — об этом вы как-то редко говорите.

Про урезание социальных выплат

 — Вы говорите, что несколько сот миллионов на обслуживание государственного долга — не такие великие деньги в масштабах бюджета. Стоило ли срезать 100 млн рублей с компенсаций за детский сад? Вот сейчас, спустя год, можете сказать — оно того стоило?

В.П. — Подождите. Ну, давайте по сути вопроса. Что мы компенсируем, кому вы отдаете деньги? Давайте даже не 100 млн рублей, давайте даже 10 млн рублей. Государство вам предоставляет услугу — детский садик для вашего ребенка. Там есть две составляющие — за обучение ребенка платит государство, есть за присмотр и уход. Что такое плата за детский сад — это обеспечение питания, какие-то хозяйственные нужды. Мало того, что государство через налоги обеспечивает бесплатное обучение в детском саду для ребенка, а муниципалитет берет на себя только питание. Государство еще говорит — давайте будем компенсировать эту плату, то есть в принципе помогать вам кормить ребенка в детском саду. То есть без разбора — состоятельный или нет.

111.jpg

Каждому своё: как власти регионов Северо-Запада помогают семьям с детьми

 — Мне писали люди, рассказывали, что у них трое детей и у них в доходах лишняя тысяча рублей, поэтому их не признают малоимущими. В итоге они лишаются любой помощи. Конечно, люди рожают не ради пособия. Но почему-то другие регионы не пошли по этому пути, федеральный центр не пошёл — он платит всем. Нужно ли было в принципе это делать? Ведь мы стали четвертым регионом на Северо-Западе, который пошел по этому пути.

В.П.: — Давайте мы будем как-то меры социальной защиты выстраивать, которые обеспечиваем из налогов.

Э.Б.: — Виктор Ярославович вам транслирует правильную мысль — мы не можем за все платить. И вот оттуда именно и появляются расходы, в том числе на обслуживание долга.

 — То есть мы входим в число четырех регионов СЗФО, включая Ненецкий автономный округ, которые живут по средствам и не могут позволить себе платить всем семьям эту «копеечную» для бюджета компенсацию общией суммой 100 млн рублей?

В.П.: — Давайте в комплексе смотреть. Есть у нас еще полная компенсация работникам на селе, которые закупили уголь на обогрев 600-метрового дома. И мы должны ему всё компенсировать. Вот как вы считаете, мы должны это делать? Должны ли мы компенсировать субсидии на ЖКХ?

Э.Б.: — Речь идет об адресности.

 — Еще несколько лет назад я могла принести справку, что я малоимущая, хотя я езжу на машине, живу в большой квартире.

Э.Б.: — Это да, это неправильно. Да, к сожалению, справки рисовались. Но постепенно мы от этого отойдем. Будьте спокойны.

 — Вопрос в том, насколько было правильным урезать социальные выплаты именно в кризисные времена, бежать впереди паровоза и принимать настолько непопулярные решения. Можно было подождать, когда эти времена закончатся.

Э.Б.:— Вот когда закончатся и мы снизим государственный долг, тогда и поговорим. Когда начнем каждый платить полноценным рублем. А то у нас получается, что половина работодателей платят меньше минимальной зарплаты. Это нормальная история? <…> Я предлагаю так — мы тему обсудили, ходим по кругу. Рассказы о том «снизьте налоги — получите больше» я слышу 20 лет, которые работаю в бюджетной системе. Никаких расчетов я ни разу в жизни не видел.

_NEV9206.jpg

О политике в отношении муниципалитетов

 — В понедельник проект бюджета обсуждался на заседании комитета по местному самоуправлению, где присутствовали главы районов. Было жарко.

Э.Б.: — Нормально. Я в прошлом году коллегам высказал, что мне скучно было в облдуме. Сейчас я вижу, что разгораются дискуссии. Если они задают вопросы власти — это хорошо. Я могу констатировать, что еще много нужно учиться всем. Но хотя бы начались обсуждения, а не просто подъем рук. На самом деле это нормальная история, ничего плохого в этом нет. А давайте разберемся, что там было! Только говорить, что мы тут всё наворотили и это стало вдруг, не надо. Этот процесс является совокупностью всех предыдущих действий и деяний. Но вот то, что я увидел сейчас — началась нормальная политическая дискуссия. Это просто хорошо!

111.jpg

Красной тряпкой перед дохлой коровой: как главы с министром бюджет обсуждали

По муниципалам. Транспортный налог мы обсудили. Что будет еще реализовано? Мы будем выставлять муниципальным образованиям условия разного калибра. Во-первых, единичные и неединичные факты, что у муниципальных образований, казенных и бюджетных учреждений существует задолженность по уплате налогов и страховых взносов — это возмутительно. Такого в принципе быть не должно. Это критерий, который должен исполняться неукоснительно.

Дальше. Мы будем при предоставлении субсидий и дотаций предусматривать условия. Федеральный центр нам выставляет достаточно серьезные условия, и мы будем выставлять муниципалитетам. Это будут разного рода условия, но все они относятся к повышению ответственности муниципалитетов. Возвращаясь к транспортному налогу. Почему не было интересно муниципалитетам (гасить долги). Это был предвыборный год. Проще было кандидату в губернаторы сказать — мол, у нас есть проблемы, помоги. Ну это сыграло роль, если по-честному. Зачем суетиться «на земле», если можно попросить денег и легко их получить. Но это не может быть бесконечно, поэтому будут условия, которые будут касаться задолженности предприятий и учреждений, собираемости налогов и сборов. К примеру, арендные платежи за землю. Когда не стесняясь глава говорит: «Да там же стройка идет, они построят и компенсируют нам арендную плату». Нормальная история?! Коммерсантов вы бесплатно кредитуете, а сами идете в банк или минфин просить деньги! Вот этим истории будут каждому муниципалитету транслированы в соглашении с жесткими параметрами. Я подозреваю жаркие дискуссии с вице-премьером Александром Торбой, как представителем муниципалитетов. Но обсудим, к какому-то консенсусу придем. Эти условия будут у каждого муниципального образования.

Мы уверены, что муниципалитеты на местах все эффективно делают? Нет. Мы уверены, что задействованы все возможности с точки зрения собираемости прямых налогов, которые они администрируют? Не уверены. Что хозяйствование в МУПах эффективное? Где эффективный контракт, который должен быть введен давно? За все платим мы с вами. Это все наши с вами деньги с точки зрения налогообложения. Будем выставлять критерии, потому что мы имеем право это сделать. И губернатор уже будет иметь право посмотреть не только с ленинским прищуром, но и со сталинским блеском в глазах.

Записала Оксана Майтакова, фото — Виталий Невар, «Новый Калининград»

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.