Бойня за землю: что мешает развиваться «Мираторгу» в Калининградской области

Все новости по теме: Сельское хозяйство

Первый, а может быть, и единственный вопрос, возникающий у калининградцев, видящих на прилавках магазинов говядину от «Мираторга»: почему так дорого? Что-то они там, московские бизнесмены, не договаривают. Наверняка есть какое-то звено в производственной цепочке, которое и делает мясо для стейков таким недоступным. Корреспондент «Нового Калининграда. Ru», побывав в полях и на фермах агропромышленного холдинга, узнал, что его сотрудников волнует ответ на совсем другой вопрос.

За последние полгода «Мираторг» не раз оказывался в центре внимания региональных СМИ. При обсуждении бюджета Калининградской области на 2016 год часть депутатов хотела лишить его 90 млн дотаций, объясняя это тем, что компания не имеет на территории региона производства полного цикла. В марте он был упомянут в связи с агрессивной политикой по скупке земли холдингом братьев Долговых. По версии губернатора, они забрали, хоть и в честной конкурентной борьбе, те наделы, на которые рассчитывала «Калининградская мясная компания».

Потом глава региона вновь напомнил руководству «Мираторга» о необходимости строительства бойни для выращенного на калининградских полях и фермах скота. Эта же тема была затронута журналистами во время визита в регион министра сельского хозяйства страны Александра Ткачева. Во всех случаях ответы руководства московской компании о причинах, мешающих ее развитию в регионе и переносе части производственного цикла в Брянскую область, были довольно схожи.

«Когда у нас поголовье в Калининградской области достигнет 100 тысяч голов, а мы думаем, это произойдет через 2–3 года, мы рассмотрим вопрос о строительстве перерабатывающего комплекса здесь. Но мы, как инвесторы, должны производить качественный продукт по минимальной себестоимости. Если мы построим сейчас, загрузить его будем нечем. Мы будем банкротами или мясо будет еще дороже, чем сейчас», — рассказывал журналистам в апреле этого года президент «Мираторга» Виктор Линник.

_NEV3065.jpg

Предел земли

С земли и ценообразования продукции начинаем разговор с технологом «Калининградской мясной компании» Евгением Милютиным.

«Выходит, что качественное мясо, выращенное по всем правилам, не может быть дешевым?» — спрашиваю собеседника, который в этот момент управляет микроавтобусом.

«Нет. Давайте, вместе разбираться. Начнем с земли. В Калининградской области цена гектара достигает 30 тыс рублей. При этом она совершенно не готова для выпаса скота или сева специальных кормовых трав. Для того чтобы привести в порядок этот гектар, нужно еще около 40 тысяч рублей. В Брянской или Тульской областях мы можем купить гектар за 18 и 20 тысяч», — поясняет главный технолог компании.

Мы едем в Неманский район, где недавно компания приобрела 14 тысяч гектаров земли. До первой остановки полчаса по грунтовой дороге мимо военного полигона и песчаного карьера и полей, заросших кустарниками.

«Вот такую землю нам приходиться покупать и возвращать в сельхозоборот. 25 лет ей никто не занимался. О мелиорации я вообще молчу. В хороший дождливый день здесь воды по пояс. Поэтому приходится начинать „с нуля“, проводить древесно-корчевальные работы. Сами видите, что здесь происходит. Все в кустах, ямах, рытвинах. Через месяц — полтора здесь уже будет другая картинка, — рассказывает Милютин.

И тут же упоминает о еще одной проблеме — отсутствии „свободной земли“ в регионе. „Нет ни одного свободного гектара. Вся земля в чьих-то руках. Поэтому когда узнают, что землей интересуется „Мираторг“, стоимость одного га увеличивается до нереальных цифр. А знаете, кто самый крупный владелец необрабатываемой земли в регионе? УФСИН. В свое время они получили большой объем земли, но по факту она не используется и попросту зарастает. Региональные чиновники с этим ничего не могут сделать. Это федеральная структура. Вот мы и мыкаемся. Поэтому поддерживаем инициативу по введению более высокого налогообложения для тех, кто землей не занимается. Такое отношение к земле должно быть невыгодно“, — подытоживает он.

Тем временем мы едем к ферме, где работники „Мираторга“ ремонтируют оставшиеся с советских времен мелиоративные каналы. По пути останавливаемся на еще двух полях компании. На первом — недалеко от поселка Канаш Неманского района — пасутся несколько сотен коров с телятами.

„Сейчас молодняк на свободном выпасе. Ест свежую траву, пьет мамкино молоко. Так до 6 месяцев. При этом на каждую корову с теленком нужен один гектар земли. Поэтому на тех 53 тысячах гектаров, которые есть у компании, мы можем разместить только 40 тысяч голов, — объясняет Евгений Милютин.- Большие площади нужны и для того, чтобы самостоятельно выращивать корма для наших животных. В первый сезон многолетние травы, потом покос. Потом однолетние. Снова чередуем“.

Еще 10 минут, и мы оказываемся возле строящейся фермы „Канаш“ в Неманском районе. Здесь работают мелиораторы из „Калининградской мясной компании“ и Белоруссии.

„За сезон мы обязаны проложить 140 км мелиоративных каналов и 50 км дренажа. Прокладываем там, где уже есть система отвода воды. Частично ремонтируем, но в большинстве случаев меняем на новые трубы с мембранными фильтрами“, — рассказывает мелиоратор Владимир Башкатов.

После запуска дренажа животным, кормам и технике на новой ферме не будет угрожать подтопление.

_NEV3101.jpg

Все свое

Всего на данный момент в Калининградской области у „Мираторга“ 6 ферм, к концу 2017 года их будет 7. На увеличение поголовья скота и строительство новых ферм планируется потратить за два года 1,6 млрд рублей. За каждой фермой закреплено примерно 5 тысяч гектаров и порядка 50 работников: технологи, ветеринары, операторы, механизаторы. Они отвечают за выпас, профилактику заболеваний животных, кормление, подготовку к отправке в Брянск для дальнейшего доращивания.

„Сейчас у нас период, когда мы со всех ферм свозим телочек для осеменения. Это порядка 4000 животных. Перевозку осуществляет также структурное подразделение „Мираторга“ „Фрио логистик“. Это очень ответственный участок работы, поэтому компания не может его доверить случайным перевозчикам. Это к вопросу о затратах“,- продолжает знакомить нас с тонкостями производства Евгений Милютин. — Мы отказались от закупки абердин-ангусов за рубежом. Все животные выращены на наших фермах, мы ими заселяем новые объекты. Например, наша новая ферма „Канаш“ в Неманском районе. На нее отправим 4000 голов своего молодняка».

Первые в этом году 4000 подрощенных телят отправятся в Брянскую область уже в этом месяце.

«До Брянска они едут в специальных фургонах опять-таки нашей логистической компании. В фурах поддерживается специальный температурный режим, у животных есть корм и вода. Если не будет проблем при прохождении границы, то животные окажутся на территории комплекса в Брянске через 14 часов», — уточняет Евгений Милютин.

Интересуюсь, насколько увеличивают стоимость продукции такие перевозки и не выгодней ли построить бойню у нас в области.

«Нет, пока, не выгодней. Доставка добавляет к стоимости в пересчете на одну голову 125 рублей. Повторюсь, для откормки по всем технологиям необходимы помимо существующих полей дополнительные площади и объемы. Их пока в Калининградской области нет. С учетом развития компании — открытия ферм в Тульской, Смоленской, Курской областях, с учетом сложностей по покупке земли здесь, это вопрос не ближайшей перспективы. Нужно как минимум 25 таких ферм, как „Канаш“ или „Жилино“, для открытия бойни. В регионе же их пока 6», — поясняет технолог.

_NEV3190.jpg

Инвестиции в людей

Фермы агропромышленного холдинга «Мираторг» в Озерском и Неманском районах для многих жителей сел — единственно возможное место работы. Сегодня на них работают механизаторами или операторами калининградцы в возрасте от 21 до 40 лет.

«Вы видели много пожилых аграриев на наших фермах? „Опытные колхозники“ со старыми привычками не поспевают за теми темпами и технологиями, которые есть на фермах. Поэтому приглашаем молодежь, учим, она дает результаты», — рассказывает Милютин.

Действительно, за время посещения нескольких ферм праздно шатающихся и рассуждающих о смысле жизни сотрудников встречено не было.

Сам главный технолог «Калининградской мясной компании» приехал в регион из Брянска. Уже пять лет он работает в холдинге. Прибыл практически с первой партией абердин-ангусов в июне 2011 года. Сейчас он отвечает за бесперебойное функционирование всех технологических и производственных процессов на предприятии, а также за запуск новых ферм. «В свое время в Брянске после сельхозтехникума пришел в „Мираторг“ обычным оператором, скакал на лошади, смотрел за животными. Потом набрался наглости и сказал, что хочу быть администратором. Руководство доверило. Потом пошел по карьерной лестнице. Теперь вот главный технолог, и это нормально для нашей компании», — поделился он фактами своей биографии.

О других примерах и особенностях кадровой политики «Мираторга» беседуем с сотрудником службы персонала Алексеем Ивановым.

«У нас есть специальная программа „Поколение „Мираторг““. Она предполагает оплачиваемые стажировки для студентов местных вузов и ссузов. Приглашаем тех, кто учится на технологов, ветеринарных врачей, агрономов, механизаторов, зоотехников. Прохождение стажировки повышает шансы на трудоустройство в компанию. Есть другие способы привлечения квалифицированных кадров. Если же говорить о региональной специфике, то мы, конечно же, отдаем предпочтение местным кадрам. Их много как на заводе „Мираторг Запад“, так и на фермах. Если же какие-либо позиции вакантны, то приглашаем из других регионов. Например, тот же руководитель фермы „Жилино“, он тоже из Брянска», — рассказывает он.

По словам кадровика, компания «Мираторг» находится не только под пристальным вниманием российских проверяющих органов, но специалистов по качеству, технологов международных компаний-партнеров. «Мы поставляем продукцию MсDonalds, Burger King, KFC, IKEA. Для них чрезвычайно важно, в каких условиях трудятся сотрудники, участвующие в производстве продуктов для их клиентов. Поэтому они направляют к нам свои инспекции на предмет соблюдения всех заявленных стандартов качества и условий сотрудничества. Недавно приезжал представитель главного офиса McDonalds в Калининград с проверкой», — отметил сотрудник службы персонала.

О персонале, социальной политике, перспективах развития компании мы продолжили говорить уже на обратном пути в Калининград. Выяснилось, что основные производственные мощности «Мираторга» находятся далеко за его пределами.

За пределами понимания большинства покупателей продукции «Мираторга» остаются и бизнес-процессы, которые в конечном счете приводят к ее появлению. Для них остается пока загадкой, зачем надо возить коров через две границы и полстраны или скупать тысячами гектары земельных угодий в небольшой Калининградской области.

Среди таких недопонимающих есть и чиновники областного правительства, депутаты регионального парламента, периодически отпускающие колкие популистские фразы в адрес агрохолдинга и словно не замечающие очевидные проблемы, с которыми сталкивается «Мираторг».

А пока суть да дело, за дефицит квалифицированных кадров, земельного фонда и энергетических мощностей приходится, увы, платить потребителю.

Фото — Виталий Невар, «Новый Калининград.Ru»


Текст: Станислав Пахотин

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.