Осторожный оптимизм, фасадная имитация и смешно, но здраво

Важные события вторника: не отказавшийся от возможности совмещать служебное положение и агитационную кампанию глава Калининграда проявляет сдержанный оптимизм в предвыборных обещаниях, власти вновь вернулись к многострадальным городским фасадам, а губернатор выступил с весьма инновационным предложением — привлечь к решению проблем янтарной индустрии «черных копателей».

1.jpegОсторожный оптимизм
Александр Ярошук, зарегистрированный во вторник кандидатом на пост главы города, как известно, решил не уходить в отпуск во время предвыборной кампании. Он, кажется, наоборот, увеличил частоту участия во всевозможных общественных мероприятиях, которые дают ему возможность не просто пообщаться с горожанами, но и «светиться» на телеэкранах и в газетах. Причем «светиться», в том числе и за счет городского бюджета. Ведь не случайно казна пустила на PR городской администрации и окружного Совета во втором полугодии более 12 млн рублей.

Во вторник Александр Ярошук побывал на городском родительском собрании в Рыбной деревне, потом — на общественном форуме в Доме искусств. До этого в течение августа он обсуждал вместе с общественностью судьбу Королевского замка, до этого обещал многодетным помочь с земельными участками, проводил еще великое множество всевозможных встреч с всевозможными слоями населения Калининграда — потенциальными избирателями. Кстати, многодетные пришли и на городское родительское собрание во вторник и напомнили Ярошуку, что он еще 3 августа пообещал им в течение недели подумать над введением бесплатного проезда или льготного проездного для детей из многодетных семей. Ярошук тогда взял на раздумья неделю, пообещав просчитать экономику.

Спустя три недели после того обещания выяснилось, что ответа пока еще нет.«Ничего вам пока сказать не могу. Считаем. В бюджете этого года точно это предусмотрено не будет. По поводу будущего года смотрим», — сказал Ярошук во вторник. Такие заявления, с одной стороны, не особо укладываются в концепцию предвыборной кампании какого-либо кандидата. Хотя в ситуации с многодетным глава пока не сказали ни «да», ни «нет». Этакий осторожный оптимизм, который оставляет надежду на положительное решение вопроса… когда то, после выборов.

В любом случае, Александру Ярошуку еще предстоит много встреч и много обещаний вдобавок к тем, которые он уже дал за последнее время. И, с другой стороны, радует хотя бы то, что он не кивает всем направо и налево, а где-то все же отказывает и отказы свои обосновывает. В этом аспекте его предвыборные вояжи куда выдержаннее, чем предвыборные обещания губернатора Николая Цуканова образца конца 2010-начала 2011 года, когда он сыпал обещаниями направо и налево, к примеру, говорил про необходимость введения льготного визового режима для жителей Калининградской области — что получать визы они должны на весь срок действия паспорта и без приглашений.

Помнится, тогда в кулуарах глава региона признавался журналистам, что в Москве ему дали карт-бланш — разрешили обещать перед выборами любые вещи. Правда, когда выборы прошли, и свое слово, наконец, сказал экс-премьер Владимир Путин, отказавшийся делать какие-либо исключения для Калининградской области, внезапно оказалось, что ничего такого про преференции калининградцам Цуканов не говорил, а всю жизнь только и поддерживал путинский тренд. Впрочем, сегодня, наверное, уже мало кто помнит вал тех обещаний. Впрочем, и партия власти, в пользу которой давались обещания, не показала особого успеха на последних выборах.

Нежелание Ярошука говорить про то, что он в принципе не готов сделать, тоже внушает осторожный оптимизм. Есть надежда, что он не пойдет по пути обещания золотых гор и заранее невыполнимых вещей. Вероятно, это связано с тем, что в случае возможной победы ему придется отвечать за все лично, ведь глав муниципалитетов у нас не назначают, а избирают. Но использование мощного административного ресурса в виде оплаченного времени на ТВ и площадей в газетах во время предвыборной кампании все равно не очень красиво.

Оксана МАЙТАКОВА, старший корреспондент

2.jpgФасадная имитация
Если примерно раз в полгода говорить об одном и том же, раздавая новые поручения и обещая что-нибудь уже ранее обещанное, то может получиться неплохая имитация бурной деятельности. Вот посмотрите: сколько раз уже поднималась тема неприглядности городских фасадов домов, и сколько раз предлагалось сделать их красивыми? И вроде бы ничего не меняется, зато благодаря всевозможным рабочим группам, обсуждениям и новым предложениям кажется, что наша власть только о фасадах и думает.

В понедельник во время заседания совместной рабочей группы правительства области и горадминистрации тема эта снова была поднята. Слово за слово, и в итоге пришли к прописной истине: за обликом домов нужно следить. Губернатор Николай Цуканов припомнил главе Калининграда Александру Ярошуку его заявления в СМИ о необходимости принятия закона о фасадах и этажности. Мол, вы посмотрите, что в «Ялтинском парке», например, построили, — «просто жуткие дома». Тут Ярошук успокоил губернатора: по его словам, уже 15 сентября в городские Правила землепользования и застройки будут внесены изменения, касающиеся ограничения этажности.

Но дело-то не столько в высоте домов, сколько в том, как они выглядят. Сейчас в Калининграде нет ни единого образца, ни требований по цвету, ни по ширине балконов, ни по качеству краски. Наляпал, как душе угодно, и любуешься, а власть ничего сделать не может, потому что такие правила, потому что это бизнес, а его «кошмарить» запрещено. Глава агентства по градостроению Александр Башин предложил было регламентировать внешний вид зданий посредством паспортов фасадов, которые необходимо утверждать на ранней стадии, да вот только Ярошук сказал, что на застройщиков горвласти даже этими способами повлиять не могут.

Вот здесь мы обращаемся к проблеме, о которой талдычат уже не первый месяц, а то и год. В умах местных архитекторов давно созрела мысль облагородить фасады зданий (хотя бы в центре города), раскрасив их в разные цвета. В итоге Калининград должен приобрести несколько цветных районов, где каждый дом будет радовать глаз и сердце. Еще в сентябре прошлого года градостроительный совет Калининграда обсуждал концепцию колористики областного центра, потом в начале февраля городская администрация вместе с инициативной группой по сохранению брусчатки решила создать рабочую группу, которая бы рассматривала архитектурные вопросы. В марте Светлана Мухомор, будучи тогда сити-менеджером, поручила председателю комитета архитектуры и строительства Сергею Мельникову (он, кстати, тоже уже сменил должность) обратиться к собственникам и застройщикам жилья в новых районах с предложением придерживаться единой цветовой гаммы в фасадах домов. И что? И ничего. Воз и ныне там: в конце июля стало известно, что управление главного архитектора Калининграда до сих пор не подготовило проект цветового решения квартала жилой застройки в Южном микрорайоне.

А тем временем «главные» в городе и области продолжают хмурить брови и обещать. Вот, например, Александр Ярошук: он считает, что в центре Калининграда нужно делать дорогие фасады. «То, что происходит сегодня — это издевательство над городом, горожанами и городскими властями. Поэтому нам нужна такая бумажка, как в том фильме, „броня“!» — говорил он в понедельник. А Николай Николаевич ему в ответ: законопроект о фасадах будет разработан и вынесен на рассмотрение Облдумы 28 сентября», «надо, чтобы он был принят сразу во всех чтениях». Сказали, и довольны: вон как работаем!

К слову, с обрушения фасада здания на Ленинском проспекте, в котором находится стейк-хаус «Лимузин», прошло ровно полгода. Мы, помнится, тогда писали, как актуальны скоро будут строительные каски на головах пешеходов. Введение новой моды не за горами, потому о программе по массовому ремонту городских фасадов пока не говорится. И, кстати, где тот миллиард рублей, планируемый на ремонт зданий в муниципалитетах? В лучшем случае, он будет предусмотрен в бюджете области на 2013 год, потому что программа по капремонту, в том числе фасадов, еще разрабатывается и должна быть представлена этой осенью.

Сейчас же ни старое целенаправленно не латается, ни к новому общих конкретных требований не предъявляется. Вот так и живем — застройщики креативят, власть обещает, а мы ждем. Причем уже не понятно чего ждем-то ли исполнения обещаний, то ли доведения ситуации с имитацией бурной деятельности до полного абсурда.

Мария БОЧКО, корреспондент

3.jpegСмешно, но здраво
Янтарная отрасль продолжает будоражить умы чиновников, причем на самом высоком уровне. Президент Владимир Путин поручил губернатору Николаю Цуканову и вице-премьеру Игорю Шувалову разработать программные документы по развитию отрасли. Николай Цуканов, который с самого начала своего правления постоянно позволял себе крайне неоднозначные высказывания об этой отрасли, заявил, что готов обсуждать стратегию развития отрасли, в том числе, с нелегалами. Прежде чем «кидать тапки» в губернатора за очередное неоднозначное высказывание, эксперты предлагают разобраться в самой структуре бизнеса, связанного с солнечным камнем, который, увы, большей частью в тени и не только по вине предпринимателей.

Янтарная тематика была любимой темой для разговора многих губернаторов Калининградской области. Так же, как и туризм, янтарь «вот-вот» должен был принести нам миллионные дивиденды и всемирную славу. Последние два губернатора не обходились и без одиозных идей по части развития этой отрасли. Например, Николай Цуканов предлагал вывести на IPO Янтарный комбинат, который на тот момент являлся стратегическим предприятием. И Боос, и Цуканов предлагали создать янтарную биржу при том, что этот полудрагоценный камень на самом деле биржевым товаром, как выяснилось, не является.

Те же, кому приходилось работать с янтарем каждый день, ждали от власти более прагматичных и скучных шагов: решения вопросов с таможней, с разрешениями на вывоз ювелирных изделий с янтарем, создания, как бы это банально не звучало, стратегии и программы развития отрасли. Стратегии вроде даже какие-то писались, но, увы, были достаточно далеки от реального положения дел в этой сфере экономики.

В понедельник стало известно, что поставить все точки над «i» в янтарной проблеме поручил аж целый президент, к которому, кстати, перед выборами обращались с подобной просьбой. «В Ассоциацию переработчиков янтаря входят не все производители. Наша задача — максимальное количество людей, которые сегодня работают с янтарем как легально, так и нелегально, вовлечь в эту работу (работу по созданию программных документов по развитию отрасли — прим. „Нового Калининграда. Ru“). Нелегалов, которые нелегально обрабатывают янтарь, все-таки легализовать и поддержать их, чтобы они создавали новые и новые рабочие места, чтобы производили уникальные изделия, которые, как мы видим, продаются во всех странах, по сути дела», — сказал Цуканов.

На первый взгляд, заявление кажется абсурдным. «Нелегалы», по сути, те люди, которых полиция ловит на карьерах за незаконной добычей солнечного камня, те люди, которые незаконно вывозят янтарь за рубеж и в большую Россию. Вроде бы забавно, что глава региона предлагает посадить этих людей за стол переговоров, да еще и послушать их рекомендации по разработке программных документов.

Правда, это заявление кажется забавным лишь до тех пор, пока не вспомнишь историю развития отрасли. «Какое-то время не существовала законной возможности вывезти ювелирные изделия за пределы Калининградской области. Поэтому все, кто работал с ювелиркой вынуждены были или закрываться, или вывозить янтарные кольца-серьги нелегально. По сути, производители стали вне закона по вине государства», — считает исполнительный директор ассоциации переработчиков янтаря «Янтарный союз» Ольга Глинская.

Да и сейчас таможенные процедуры по вывозу настолько непросты, что, по словам представителей союза, владельцы мелких фирм по старинке вывозят «в черную». «В большинстве своем они закупаются легально, берут янтарь на комбинате, даже платят налоги с продаж. Налоговую ведь не интересует, где именно был продан янтарь. А так как вывезти легально — очень дорого и трудно, они провозят украшения незаконно», — отмечает Ольга Глинская.

Эксперты подтверждают, спрос даже на ту же продукцию «черных копателей» возник как раз из-за таможенных сложностей. Не все мелкие производители рискуют показывать товарооборот, провозя украшения нелегально, поэтому и сырье стараются легально не покупать. Разумеется, предпринимателям это особой чести не делает, но, увы, как констатируют эксперты, у малого бизнеса в этой сфере выбор небольшой: или разориться, или работать «в серую».

«Вы же знаете, что сейчас дано поручение разобраться и с таможенными сложностями. Если эти барьеры уберут, то многие пойдут на легализацию — так и налогооблагаемая база расширится, и продукция станет более конкурентоспособной, появится смысл развиваться», — уверена Глинская.

Кстати, по данным предпринимателей из «Янтарного союза»: для того, чтобы вывести украшения из янтаря, вне зависимости от размера партии, требуется месяц оформлять документы. Помимо этого материальные затраты на оформление продукции составляют до 50% себестоимости. Чем меньше партия — тем дороже в пересчете на изделие ее продажа. Таким образом, вести полностью легальный бизнес могут позволить себе лишь крупные предприниматели.

Впрочем, пока гарантий того, что после серьезного упрощения процедур бизнес захочет выйти из тени, нет. Равно как и нет гарантий того, что к мнению людей, работающих «в поле», чиновники из кабинетов прислушаются. Однако тот факт, что витавшие в прожектах чиновники областного правительства, наконец смирились со спецификой янтарной отрасли и перестали строить воздушные замки там, где пока только — нелегальные карьеры, уже радует. В конце концов, привести отрасль в здравый смысл возможно только тогда, когда не закрываешь глаза на самые абсурдные ее проявления.

Ирина САТТАРОВА, корреспондент

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.