Газпром на наш дом, клуб ж/д-самоубийц и путь к «Сердцу города»


Важные события среды: в Калининграде решено дать МУП «Калининградтеплосеть» бюджетные гарантии под кредит на выплату долгов за газ; в регионе становится все больше смертельно беспечных граждан, гуляющих по шпалам; а областные власти выделили из бюджета 400 тыс рублей на то, чтобы сделать первый шаг к будущей застройке исторического центра города, однако вокруг самого проекта пока больше вопросов, чем ответов. 

gaz.jpg Газпром на наш дом
ОАО «Газпром», который на 50,002% принадлежит государству и издавна всячески себя позиционирует как «национальное достояние», решил, что не может больше терпеть. Как сообщил сегодня председатель горсовета Калининграда Александр Пятикоп, газовый монополист счел, что Калининград — это та же Украина, и пригрозил закрутить вентиль, если МУП «Калининградтеплосеть» не погасит свои долги за уже полученный газ.

А долгов у нас много. Все-таки нужно признать: мы платим неохотно. Тому же МУП калининградцы должны без малого миллиард рублей. К концу прошлого года жители всей Калининградской области должны были за услуги ЖКХ около 1,2 млрд рублей. И ситуация становится только хуже. Тарифы растут быстрее наших зарплат, да и общая обстановка как-то не слишком стимулирует принимать всякие повышения безропотно. И работа ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург», поставляющего нам газ, у многих вызывала нарекания, приводившие к довольно крупным штрафам еще тогда, когда компания звалась «Петербургрегионгаз».

Но если вернуться к «Газпрому», то просто невозможно не вспомнить любимую мантру этой компании: «Газпром» — социально ответственная компания. Она заботится просто обо всех, всегда и везде. Правда, структура этой заботы не всех умиляет. Конечно, детские спортшколы, конкурсы юных талантов, социальные гранты — дело хорошее. Миллиарды рублей на футбольный клуб «Зенит», как планируемые миллиарды уже не рублей на чемпионат СНГ по футболу, — уже как-то не столь приглядны. Потому что, как недавно напомнил наш сенатор Николай Власенко, оплачиваются все эти затеи из нашего кармана. Это не человек-благотворитель, получив зарплату, дивиденды, премию или еще какие-то персональные бонусы, решил ими так распорядиться, а мы, россияне, в том числе и калининградцы, оплатили всю эту социальную ответственность. Конечно, при участии и зарубежных покупателей нашего газа. Но ежегодное «не более чем» 15%-е повышение тарифа на газ и эти социальные траты как-то плохо рифмуются. Все-таки мы в массе своей к зажиточным людям не относимся, да и неприятно как-то — кто-то за тебя решает, что ты обязан что-то оплатить, пусть даже и очень нужное и безусловно хорошее.

Между прочим, не так давно на встрече с редакторами региональных СМИ руководство «Газпрома» довольно много говорило о том, что перспективы развития региона требуют новых решений для обеспечения энергетической безопасности региона. Для этого строится газохранилище, рассматриваются новые пути поставок газа в область.

И на этом фоне довольно удивительно и даже как-то обескураживающе слышать, что нам могут перекрыть газ. Причем сейчас, когда весна у нас пришла только по календарю, а так на улице настоящая зима, которая, по некоторым прогнозам, уйдет только в середине апреля, да и то не сразу.

Татьяна НОВОЖИЛОВА, корреспондент

кжд_5.jpg Клуб ж/д самоубийц
В регионе участились случаи ЧП с участием железнодорожного транспорта. Наверное, в этом нет ничего странного, учитывая ряд обстоятельств.

Во-первых, это мода слушать музыку в наушниках — где бы то ни было. В автобусе, на пешеходном переходе, на железнодорожных путях. 7 октября в Калининграде из-за этого электричка сбила 15-летнего подростка: мама послала сына за продуктами, он не нашел ничего лучше, как отправиться за ними по шпалам. Такая же трагедия произошла месяц назад: машинист пригородного поезда заметил переходившего рельсы 14-летнего мальчика, на сигналы подросток не реагировал. Поезд затормозил, но было поздно. Как выяснилось позже, он тоже был в наушниках.

Во-вторых, это пьянство — конечно, не повальное, но впечатляющее (по мнению главного врача областного наркодиспансера Юрия Скалина, число алкоголиков в регионе приближается к ста тысячам человек, поскольку люди не становятся на учет до последнего, боясь ограничения в правах). Во вторник утром электричку, следующую из Светлогорска, пришлось останавливать из-за молодого мужчины, который, по сообщению пресс-службы КЖД «был в состоянии сильнейшего алкогольного опьянения и не понимал, где он находится и что делает».

И таких случаев полно. В середине февраля неподалеку от Светлого смертельно пьяный мужчина лежал в железнодорожной колее — когда ехавший там грузовой поезд смог остановиться, мужчина оказался под десятым (!) вагоном. Его, с тяжелыми травмами, доставили в больницу. В октябре 2012 года сотрудники транспортной полиции задержали пьяного подростка, разгуливающего у железнодорожных путей на перегоне Калининград — Луговое.

Ну и, наконец, последнее обстоятельство — просто тупая, непонятная беспечность. 9 октября пригородный поезд, следовавший из Чкаловска на Северный вокзал, сбил внезапно выехавшего на железнодорожные пути скутериста. От полученных травм мужчина скончался на месте происшествия. Через 10 дней в районе поселке Рощино на 9 пикете 32 километра ж/д-перегона «Зеленоградск — Пионерский Курорт» погиб шедший по шпалам мужчина.

Чуть больше недели назад в районе «Сельмы» под поезд едва не попала женщина в возрасте около 50 лет — она потом объяснила, что «просто прогуливалась». И, наконец, история, чудом не завершившаяся большой бедой: водитель микроавтобуса, разгружавшегося у продуктового магазина на улице Харьковская, 19 февраля слишком сильно сдала назад, машина скатилась на рельсы и перевернулась. «При худшем развитии событий последствия были бы даже не трагичными, а супертрагичными, это черта города, в этом направлении идут грузовые поезда к нефтеперевалочным терминалам, а возят они не спички», — сказал тогда начальник отдела корпоративных коммуникаций КЖД Александр Першин.

Железной дороге в этой ситуации остается только «проводить профилактическую работу». Жалко, что на плакатах с призывами соблюдать осторожность ей самой приходится соблюдать эту самую осторожность. А как было бы, наверное, действенно написать: граждане, хватает других способов самоубийства: <…>, <…> или <…>, не подвергайте опасности чужие жизни. Но распространять информацию об этих способах в связи с защитой детей нынче строго запрещено. Поэтому — еще немного, и психически здорового машиниста нужно будет искать с телескопом.

Оксана ОШЕВСКАЯ, корреспондент

fa3354d1e768d92af7dc2465d8131b7d (1).jpg Путь к «Сердцу города»
История с проектом «Сердце города», похоже, наконец-то сдвинулась с мертвой точки. В среду стало известно, что областное правительство объявило открытый конкурс на право провести исторические изыскания на месте исторического центра Калининграда. В исторический центр, по замыслу новых авторов проекта, должны входить территории Королевской горы, набережная Московского проспекта вдоль Преголи, остров Кнайпхоф, известный в народе как остров Канта, территория около Нижнего озера, включая не так давно заслуживший дурную славу «Каскад». 

Правительство выделило 400 тыс рублей на то, чтобы в течение двух недель были проведены изыскания и подготовлен соответствующий альманах, повествующий о том, что именно находилось на этой территории до 1944 года. Авторам изыскания предстоит определить, какие элементы «Сердца города» могут представлять историческую ценность, какие следует возвести полностью, а какие — частично. Как ранее сообщала пресс-служба правительства области, на основе этих данных будет формироваться техническое задание для концепции застройки исторического центра. Саму же концепцию предполагается выбрать в ходе международного конкурса

Напомню, что несколько лет назад проект «Сердце города» планировал реализовать девелопер, бывший депутат облдумы Юрий Находкин, однако мэрия Калининграда отсудила у него выделенный под этот проект земельный участок в историческом центре. Также стоит напомнить, что свою руку к проекту «Сердце города» приложил нынешний главный архитектор области Александр Башин и нынешний «любимый архитектор» губернатора Николая Цуканова Артур Сарниц. 

Не так давно областные и городские власти решили объединиться в реализации этого грандиозного проекта, провести исторические изыскания, чтобы застраивать территорию по образу и подобию довоенного Кенигсберга. Идея, на мой взгляд, весьма неплохая: как в свое время рассказывал журналистам генконсул Польши в Калининграде, примерно по такому же принципу восстанавливали польские города. Была выработана концепция, которая предусматривала застройку «по образу и подобию» прежнего города, причем использовать под жилищное строительство девелоперы могли только верхние этажи зданий, нижние предназначались под кафе, музеи и офисы. Инвесторы, получавшие участки, должны были строго следовать концепции, никакой самодеятельности. 

Наверное, если такой же проект будет реализован в Калининграде, это будет только плюсом. Потому что до сих удивительно, как Гданьск, который по численности населения сопоставим с Калининградом, в разы интереснее и привлекательнее него. Но наверняка найдутся противники «новодела». Да и не совсем понятно, как новые пряничные домики будут гармонировать со страшными многоэтажками Острова и огромным домом на Старопрегольской. Что, в конце концов, будут делать с Домом советов, который известный датский архитектор Ян Гейл предложил просто снести. Напомню также, что несколько лет назад идею восстановления на этом месте Королевского замка поддержал Владимир Путин

В принципе, восстановление старого центра не совсем соотносится с последними заявлениями Александра Ярошука о том, что историческое наследие в виде брусчатки нам не так уж сильно нужно. Вероятно, «Сердце города» преследует иные цели? Ясное дело, что проект этот весьма привлекателен с точки зрения жилищной застройки территории, которая находится буквально в двух шагах от настоящего центра города. Тем более, в свете приближающегося ЧМ-2018 в этом районе планируется существенно модернизировать инфраструктуру, дороги и мосты. 

Другой вопрос — как все это будет реализовываться, каким образом будут распределяться участки, какие обременения получат застройщики.

Весьма амбициозный и грандиозный проект может привести к очередным конфликтам между финансово-промышленными группами, заинтересованными получить на этом свою прибыль. Но пока что, увы, правительство области и городские власти так и не раскрыли информацию о дирекции проекта «Сердце города», хоть это было обещано не раз. Отсутствие прозрачности в таких вопросах, в свою очередь, вызывает определенные сомнения в том, что все там будет честно. 

Кстати, стоит напомнить и еще один перл губернатора Николая Цуканова, который глава региона выдал в ходе презентации эскиза стадиона к ЧМ-2018. Он посетовал, что исторический центр в Калининграде маленький и застроенный и на Острове можно было бы создать новый. Вероятно, Николай Цуканов просто по традиции оговорился, не к месту добавив слово «исторический». Во-первых, историческим центр может быть только с исторической точки зрения, и Остров таковым станет, наверное, только для наших потомков. Во-вторых, как тогда объяснить его желание собственноручно заняться проектом застройки этого самого центра, который на самом деле пока что ничем не застроен?

Оксана Майтакова, старший корреспондент

Фото из архива «Нового Калининграда.Ru»

Комментарии к новости


Свои люди в облдуме

Заместитель главного редактора «Нового Калининграда» Вадим Хлебников о том, зачем бизнесмены на самом деле идут в депутаты.