Важные события среды: в Калининграде решено дать МУП «Калининградтеплосеть» бюджетные гарантии под кредит на выплату долгов за газ; в регионе становится все больше смертельно беспечных граждан, гуляющих по шпалам; а областные власти выделили из бюджета 400 тыс рублей на то, чтобы сделать первый шаг к будущей застройке исторического центра города, однако вокруг самого проекта пока больше вопросов, чем ответов.
Газпром на наш дом
ОАО «Газпром», который
на 50,002% принадлежит государству и издавна всячески себя позиционирует как «национальное достояние», решил, что не может больше терпеть. Как сообщил сегодня председатель горсовета Калининграда Александр Пятикоп, газовый монополист счел, что Калининград — это та же Украина, и пригрозил
закрутить вентиль, если МУП «Калининградтеплосеть» не погасит свои долги за уже полученный газ.
А долгов у нас много. Все-таки нужно признать: мы платим неохотно. Тому же МУП калининградцы должны без малого миллиард рублей. К концу прошлого года жители всей Калининградской области должны были за услуги
ЖКХ около
1,2 млрд рублей. И ситуация становится только хуже. Тарифы
растут быстрее наших зарплат, да и общая обстановка как-то не слишком стимулирует принимать всякие повышения безропотно. И работа ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург», поставляющего нам газ, у многих
вызывала нарекания, приводившие к довольно крупным штрафам еще тогда, когда компания звалась
«Петербургрегионгаз».
Но если вернуться к «Газпрому», то просто невозможно не вспомнить любимую мантру этой компании: «Газпром» —
социально ответственная компания. Она заботится просто обо всех, всегда и везде. Правда, структура этой заботы не всех умиляет. Конечно, детские спортшколы, конкурсы юных талантов, социальные гранты — дело хорошее. Миллиарды рублей на футбольный клуб «Зенит», как планируемые миллиарды уже не рублей на чемпионат СНГ по футболу, — уже как-то не столь приглядны. Потому что, как недавно напомнил наш сенатор
Николай Власенко, оплачиваются все эти затеи из нашего кармана. Это не человек-благотворитель, получив зарплату, дивиденды, премию или еще какие-то персональные бонусы, решил ими так распорядиться, а мы, россияне, в том числе и калининградцы, оплатили всю эту социальную ответственность. Конечно, при участии и зарубежных покупателей нашего газа. Но ежегодное «не более чем»
15%-е повышение тарифа на газ и эти социальные траты как-то плохо рифмуются. Все-таки мы в массе своей к зажиточным людям не относимся, да и неприятно как-то — кто-то за тебя решает, что ты обязан что-то оплатить, пусть даже и очень нужное и безусловно хорошее.
Между прочим, не так давно на встрече с редакторами региональных СМИ руководство «Газпрома» довольно много говорило о том, что
перспективы развития региона требуют новых решений для обеспечения энергетической безопасности региона. Для этого строится газохранилище, рассматриваются новые пути поставок газа в область.
И на этом фоне довольно удивительно и даже как-то обескураживающе слышать, что нам
могут перекрыть газ. Причем сейчас, когда весна у нас пришла только по календарю, а так на улице
настоящая зима, которая, по некоторым прогнозам, уйдет только в середине апреля, да и то не сразу.
Татьяна НОВОЖИЛОВА, корреспондент
Клуб ж/д самоубийц
В регионе участились случаи ЧП с участием железнодорожного транспорта. Наверное, в этом нет ничего странного, учитывая ряд обстоятельств.
Во-первых, это мода слушать музыку в наушниках — где бы то ни было. В автобусе, на пешеходном переходе, на железнодорожных путях. 7 октября в Калининграде из-за этого электричка сбила 15-летнего подростка: мама послала сына за продуктами, он не нашел ничего лучше, как отправиться за ними по шпалам. Такая же трагедия произошла месяц назад: машинист пригородного поезда заметил переходившего рельсы 14-летнего мальчика, на сигналы подросток не реагировал. Поезд затормозил, но было поздно. Как выяснилось позже, он тоже был в наушниках.
Во-вторых, это пьянство — конечно, не повальное, но впечатляющее (по мнению главного врача областного наркодиспансера Юрия Скалина, число алкоголиков в регионе приближается к ста тысячам человек, поскольку люди не становятся на учет до последнего, боясь ограничения в правах). Во вторник утром электричку, следующую из Светлогорска, пришлось останавливать из-за молодого мужчины, который, по сообщению пресс-службы КЖД «был в состоянии сильнейшего алкогольного опьянения и не понимал, где он находится и что делает».
И таких случаев полно. В середине февраля неподалеку от Светлого смертельно пьяный мужчина лежал в железнодорожной колее — когда ехавший там грузовой поезд смог остановиться, мужчина оказался под десятым (!) вагоном. Его, с тяжелыми травмами, доставили в больницу. В октябре 2012 года сотрудники транспортной полиции задержали пьяного подростка, разгуливающего у железнодорожных путей на перегоне Калининград — Луговое.
Ну и, наконец, последнее обстоятельство — просто тупая, непонятная беспечность. 9 октября пригородный поезд, следовавший из Чкаловска на Северный вокзал, сбил внезапно выехавшего на железнодорожные пути скутериста. От полученных травм мужчина скончался на месте происшествия. Через 10 дней в районе поселке Рощино на 9 пикете 32 километра ж/д-перегона «Зеленоградск — Пионерский Курорт» погиб шедший по шпалам мужчина.
Чуть больше недели назад в районе «Сельмы» под поезд едва не попала женщина в возрасте около 50 лет — она потом объяснила, что «просто прогуливалась». И, наконец, история, чудом не завершившаяся большой бедой: водитель микроавтобуса, разгружавшегося у продуктового магазина на улице Харьковская, 19 февраля слишком сильно сдала назад, машина скатилась на рельсы и перевернулась. «При худшем развитии событий последствия были бы даже не трагичными, а супертрагичными, это черта города, в этом направлении идут грузовые поезда к нефтеперевалочным терминалам, а возят они не спички», — сказал тогда начальник отдела корпоративных коммуникаций КЖД Александр Першин.
Железной дороге в этой ситуации остается только «проводить профилактическую работу». Жалко, что на плакатах с призывами соблюдать осторожность ей самой приходится соблюдать эту самую осторожность. А как было бы, наверное, действенно написать: граждане, хватает других способов самоубийства: <…>, <…> или <…>, не подвергайте опасности чужие жизни. Но распространять информацию об этих способах в связи с защитой детей нынче строго запрещено. Поэтому — еще немного, и психически здорового машиниста нужно будет искать с телескопом.
Оксана ОШЕВСКАЯ, корреспондент
Путь к «Сердцу города»
История с проектом «Сердце города», похоже, наконец-то сдвинулась с мертвой точки. В среду стало известно, что областное правительство объявило открытый конкурс на право провести исторические изыскания на месте исторического центра Калининграда. В исторический центр, по замыслу новых авторов проекта, должны входить территории Королевской горы, набережная Московского проспекта вдоль Преголи, остров Кнайпхоф, известный в народе как остров Канта, территория около Нижнего озера, включая не так давно заслуживший дурную славу «Каскад».
Правительство
выделило 400 тыс рублей на то, чтобы в течение двух недель были проведены изыскания и подготовлен соответствующий альманах, повествующий о том, что именно находилось на этой территории до 1944 года. Авторам изыскания предстоит определить, какие элементы «Сердца города» могут представлять историческую ценность, какие следует возвести полностью, а какие — частично. Как ранее сообщала пресс-служба правительства области, на основе этих данных будет формироваться техническое задание для концепции застройки исторического центра. Саму же концепцию предполагается выбрать
в ходе международного конкурса.
Напомню, что несколько лет назад проект «Сердце города» планировал реализовать девелопер, бывший депутат облдумы Юрий Находкин, однако мэрия Калининграда отсудила у него выделенный под этот проект земельный участок в историческом центре. Также стоит напомнить, что свою руку к проекту «Сердце города»
приложил нынешний главный архитектор области Александр Башин и нынешний «любимый архитектор» губернатора Николая Цуканова Артур Сарниц.
Не так давно областные и городские власти решили объединиться в реализации этого грандиозного проекта, провести исторические изыскания, чтобы застраивать территорию по образу и подобию довоенного Кенигсберга. Идея, на мой взгляд, весьма неплохая: как в свое время рассказывал журналистам генконсул Польши в Калининграде, примерно по такому же принципу восстанавливали польские города. Была выработана концепция, которая предусматривала застройку «по образу и подобию» прежнего города, причем использовать под жилищное строительство девелоперы могли только верхние этажи зданий, нижние предназначались под кафе, музеи и офисы. Инвесторы, получавшие участки, должны были
строго следовать концепции, никакой самодеятельности.
Наверное, если такой же проект будет реализован в Калининграде, это будет только плюсом. Потому что до сих удивительно, как Гданьск, который по численности населения сопоставим с Калининградом, в разы интереснее и привлекательнее него. Но наверняка найдутся противники «новодела». Да и не совсем понятно, как новые пряничные домики будут гармонировать со страшными многоэтажками Острова и огромным домом на Старопрегольской. Что, в конце концов, будут делать с Домом советов, который известный датский архитектор Ян Гейл
предложил просто снести. Напомню также, что несколько лет назад идею восстановления на этом месте Королевского замка
поддержал Владимир Путин.
В принципе, восстановление старого центра не совсем соотносится с последними
заявлениями Александра Ярошука о том, что историческое наследие в виде брусчатки нам не так уж сильно нужно. Вероятно, «Сердце города» преследует иные цели? Ясное дело, что проект этот весьма привлекателен с точки зрения жилищной застройки территории, которая находится буквально в двух шагах от настоящего центра города. Тем более, в свете приближающегося ЧМ-2018 в этом районе планируется существенно модернизировать инфраструктуру, дороги и мосты.
Другой вопрос — как все это будет реализовываться, каким образом будут распределяться участки, какие обременения получат застройщики.
Весьма амбициозный и грандиозный проект может привести к очередным конфликтам между финансово-промышленными группами, заинтересованными получить на этом свою прибыль. Но пока что, увы, правительство области и городские власти так и не раскрыли информацию о дирекции проекта «Сердце города», хоть это было обещано не раз. Отсутствие прозрачности в таких вопросах, в свою очередь, вызывает определенные сомнения в том, что все там будет честно.
Кстати, стоит напомнить и еще один перл губернатора Николая Цуканова, который глава региона выдал в ходе презентации эскиза стадиона к ЧМ-2018. Он посетовал, что исторический центр в Калининграде маленький и застроенный и на Острове можно было бы
создать новый. Вероятно, Николай Цуканов просто по традиции оговорился, не к месту добавив слово «исторический». Во-первых, историческим центр может быть только с исторической точки зрения, и Остров таковым станет, наверное, только для наших потомков. Во-вторых, как тогда объяснить его желание собственноручно заняться проектом застройки этого самого центра, который на самом деле пока что ничем не застроен?
Оксана Майтакова, старший корреспондент
Фото из архива «Нового Калининграда.Ru»