Хуже, чем хотелось бы, съехали с темы и славно погуляли


Важные события понедельника: большое интервью министра финансов РФ Антона Силуанова «Ведомостям» заставляет предположить, что дела в нашем государстве обстоят куда хуже, чем хотелось бы; калининградские перевозчики просят повысить цену на проезд в автобусах до 20 рублей, но при этом всячески уходят от ответов на вопросы о повышении качества обслуживанияа Калининград оценил последствия массовых народных гуляний — страшного ничего, но и гордиться нечем. 

gerb.jpg Хуже, чем хотелось бы
Министр финансов РФ Антон Силуанов в большом интервью «Ведомостям» подтвердил информацию, которая появилась еще на прошлой неделе. Правительство РФ действительно рассматривает вариант повышения налоговой нагрузки. Речь идет об увеличении налога на доходы физических лиц, налога на добавленную стоимость, введении налога с продаж и плоской шкалы для страховых взносов в ФОМС. В интервью газете министр открыто намекнул, что решение пока не принято, но неизбежно.

При этом основная причина вероятного повышения нагрузки на коммерческий сектор — рост зарплат в бюджетной сфере, увеличение пенсий и оборонных расходов. «НДФЛ полностью идет в регионы, распределяясь между региональными и местными бюджетами. Мы видим, что ситуация с бюджетами регионов особенно острая. Регионы сегодня 38% своих расходов тратят на зарплату. Буквально 3–4 года назад это было на 10 процентных пунктов меньше. Соответственно, сокращаются инвестиционные расходы. Если сейчас не среагировать, дальше мы можем довести ситуацию до банкротства регионов, придется вводить временную администрацию, принимать экстренные антикризисные меры. Этого допускать нельзя», — заявил министр. На вопрос журналиста о том, не проще ли было бы правительству страны признать, что все его обещания невыполнимы, Силуанов ответил отрицательно. По его словам, нельзя отказываться от важных социальных обязательств.

Интервью стоит почитать полностью — любопытных моментов в нем масса. Но следует обратить особое внимание на некоторые. Так, министр уверен, что увеличение налогов на ценах в магазинах не скажется. «Если увеличиваются косвенные налоги, то может произойти следующее: во-первых, может быть повышена цена или сокращена маржа торговли — сегодня она колеблется от 5 до 25% от цены товара; во-вторых, торговые сети могут снизить свои издержки, тогда и маржа, и цены практически не изменятся. На конкурентном рынке тот, кто захочет в полном объеме включить налог в цену, может оказаться в худшем положении. Поэтому повышение цен при повышении косвенных налогов не будет заметным так, как, например, в годы неурожая в сельском хозяйстве», — полагает министр.

И еще один любопытный штрих к портрету министра: он утверждает, что индекс потребительских цен в 2014 году составит около 6%, в то время как заработные платы вырастут более высокими темпами. «Например, по бюджетникам — на 15–20%. То есть в реальном выражении рост зарплат все равно будет высоким», — сказал Силуанов.

По всей видимости, министр, делая такие заявления, на чем-то основывался. Вероятно, что на цифрах знаменитой официальной статистики. Но даже она, как мы отмечали ранее, утверждает, что в Калининградской области рост цен на продукты только за последние полгода составил 5,9%. При этом индекс потребительских цен на мясо и птицу составил 117,5%. За один только последний месяц эта категория продуктов подорожала на 1,7%. Колбасные изделия и продукты из мяса и птицы выросли в цене на 13,6%. Конечно, можно предположить, что цены вдруг застынут и по итогам года не превысят отметки в 6%. Но это уже из области фантастики. Хотя вполне реальный вариант, если дать соответствующую отмашку Росстату.

Другой вопрос — повышение зарплат. В бюджетной сфере действительно отмечается существенный рост, который как раз и связан с исполнением «майских указов Путина», требующих увеличения зарплат для врачей, учителей, воспитателей и работников культуры. И год назад, и сейчас это повышение связано с серьезными трудностями для бюджетов регионов и муниципалитетов, преодоление которых, собственно, и требует от правительства РФ увеличить налоговую нагрузку.

Однако основные налогоплательщики — представители коммерческого сектора — вероятно, с такой постановкой вопроса вряд ли будут согласны. Некоторые компании уже вовсю идут на сокращение издержек и даже увольнение сотрудников. Говорить о росте зарплат в них даже и не приходится. Как будет коммерческий сектор в таких условиях выдерживать повышение налоговой нагрузки, очень большой вопрос. Более того, как и отмечал Силуанов, значительная доля доходов бюджетов «проедается» — расходуется на зарплаты, инвестиционной составляющей остается все меньше, а это путь в никуда. Свежи еще в памяти воспоминания 20-летней давности, когда для выплат зарплат бюджетникам городские депутаты продавали детские сады и другое муниципальное имущество. Зарплаты проели, имущества лишились.

Честно говоря, интервью министра финансов совершенно четко демонстрирует тот факт, что правительство РФ оказалось в крайне сложной ситуации: денег все меньше, расходы все больше, а нефть и газ не могут вечно продаваться по высоким ценам. Но при этом после мега-затратной Олимпиады стране еще предстоит проводить мега-затратный Чемпионат мира по футболу, Универсиаду и вкладываться в Крым. Выдержит ли всю эту гонку коммерческий сектор, страшно подумать. Не получилось бы так, что после финиша загнанную лошадь просто пристрелят, а остальных пустят по миру.

Оксана МАЙТАКОВА, старший корреспондент

bus_3.jpg Съехали с темы
20 рублей. Именно столько хотят получать калининградские транспортники за проезд в автобусах. Со времен последнего роста цен на билеты в автобусах и маршрутках в декабре 2012 года нет-нет, да и начинались разговоры о повышении цен на билеты в общественном транспорте, но конкретных цифр никто не озвучивал. Сегодня же ценовое молчание было нарушено. Логика транспортников ясна: цены давно не индексировались, топливо дорожает. Да и обновлять парк, по их словам, из-за небольшой цены не выходит. 

К слову, в последние годы новый общественный транспорт в городе приобретается за счет бюджета. А появление новеньких трамваев и троллейбусов превращается чуть ли не в общегородской праздник с гуляниями и визитами первых лиц, которым дают порулить в кабине и первыми опробовать мягкость сидений. Нареканий же почти у каждого жителя Калининграда к транспортникам хватает. И дело не только в скрипящих, как старая телега, автобусах и маршрутках, курсирующих по калининградским улицам, в которые иногда страшновато заходить из-за тяжелого запаха, впитавшегося в сиденья. И даже не в мысли «доедем ли до конечной», которая возникает, когда «микрик» под управлением лихого водителя, весело дребезжа, подскакивает на брусчатке или трамвайных путях.

Едва ли не каждый первый хотя бы раз в месяц не мог попасть домой поздним вечером, понадеявшись успеть на автобус в 10 часов вечера. Об этом и попытался сегодня сказать транспортникам депутат Андрей Шумилин, сославшись на жалобы жителей Сельмы, добраться до которой поздним вечером, равно как и уехать оттуда, весьма проблематично. Но тут представители транспортного цеха сослались на пробки. В 10 часов вечера, ага. А затем и вовсе вернулись к предыстории сотворения Кёнигсберга-Калининграда: «Надо отдать должное предкам, куда дорога бы ни шла, она все равно пройдет через площадь. Винить перевозчика было бы неправильно. Это другое заседание должно быть. Я хотел бы направить вас по нужному руслу и рассмотреть нынешнее обращение. Хотим решить наболевший вопрос», — перевел тему депутат и по совместительству перевозчик Сергей Донских. 

Когда же Шумилин снова поинтересовался о том, дадут ли перевозчики гарантии повышения качества обслуживания горожан в случае положительного для транспортников решения вопроса повышения тарифов, то получил непревзойденный по своей логичности и емкости ответ от представителей общественного транспорта. «Вы сейчас говорите о каких гарантиях? Никто не понимает, о чем вы», — «включили дурачка» руководители предприятий.

Сам же руководитель транспортной комиссии, на которой сегодня рассматривался вопрос (и как уже упоминалось выше, руководитель одной из транспортных компаний Калининграда), депутат Сергей Донских в свою очередь считает, что винить транспортников нельзя. Они, дескать, хорошие, но движение в городе чудовищно неорганизованно, отдельная полоса для общественного транспорта не выделена, да и вообще спрашивать можно лишь после того, как компаниям будут созданы все условия для того, чтобы выполнять предъявляемые к ним требования. Только вот за последние несколько лет сами эти компании почему-то не сильно и продвинулись в своем желании обеспечивать комфортные поездки калининградцам, большинство из которых ежедневно сталкивается с «увлекательным» и малоприятным аттракционом «прокатись на общественном транспорте».

Алёна ПЯТРАУСКАЙТЕ, корреспондент

dengoroda_16.jpg Славно погуляли
Сегодня протрезвевший Калининград пытался оценить последствия массовых народных гуляний. Тем, кого негативные последствия общегородской попойки под названием «День города» обошли стороной, можно только позавидовать. По словам медиков, количество мелких травм, полученных нетрезвыми гуляками, по традиции зашкаливало. Начмед БСМП Сергей Казанцев даже заявил в сердцах, что калининградцы вели себя «безобразно».

Запрет на продажу крепких алкогольных напитков если и помог, то не сильно. Запасливые гуляки уже научились закупать горячительное впрок. Радует еще, что суррогатом никто не отравился, потому что некоторые торговые точки заготовили-таки к праздничным выходным разные сомнительные жидкости. Полиция, конечно, дежурила в усиленном режиме. Но любому, кто побывал в гуще событий, не стоит объяснять, что в людскую мясорубку стражи порядка забирались не слишком охотно, обеспечивая правопорядок в основном на тротуарах.

«Я ходил с дочкой на праздник и был шокирован, как пьяные родители подкидывали своих чад на мусорные баки, чтобы те увидели концерт Меладзе. Баки под мусор все прогнулись, а мусор выкинуть примерным горожанам не удавалось, и кидалось это все в ноги. Я делал замечание, и чуть не начался конфликт. Если бы не ребенок, то госпитализировал бы нескольких надолго. Свиньи калининградцы, как много быдла тут проживает», — поделился в комментариях к новостям один из читателей сайта «Новый Калининград.Ru» под ником Romkur. «Меня удивило только две вещи: 1. Из десяти чуваков в возрасте до 25-ти ровно половина была абсолютно пьяна. Как думаете, в чём проблема? Отсутствие воспитания/интеллекта/дурной пример родителей/деградация общества? 2. Почему доблестные стражи пропускали принявших на грудь за ограждение?» — удивился комментатор Riefenstahl. Впрочем, положительные отзывы тоже имеются, так что кому-то все понравилось. В том числе и аполитичный парад с логунгами в поддержку политики Путина.

Жалобы добропорядочных зевак, которые в довесок к морю позитивных эмоций получили во время праздничного салюта кусочками этого самого салюта по голове, остались, в общем, без ответа. Наследница «главного по фейерверкам» Владимира Хана, его дочь Евгения объявила, что такая ковровая бомбежка — штука, в общем, нормальная. Но извинилась за причиненные неудобства.

Чтобы не сгущать сильно краски, стоит отметить, что серьезных ранений было относительно немного — четыре сотрясения мозга, перелом ноги и одно ножевое в грудь. Но вот радоваться заявлению медиков приемного покоя, что это, в общем, средняя «выходная» норма для горожан, или не радоваться — непонятно. 33 человека, по пьяной лавочке угодившие в приемный покой за один уикенд, — не та норма, которой можно смело гордиться.

Алла Сумарокова, корреспондент 

Фото из архива «Нового Калининграда.Ru»

Комментарии к новости


Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.