Вечерний @Калининград: автобус идёт в депо, секвестр близко и всё за рейтинг


Важные события четверга: действия властей Калининграда, строящих новую систему общественного транспорта, больше напоминают пасы напёрсточника; урезание федерального бюджета обретает формы, а деньги, обещанные Калининградской области, выглядят всё менее защищёнными; губернатор между тем одержал уверенную победу в пиар-рейтинге, а какими средствами — неважно.

_32Z2879.jpg

Автобус идёт в депо

Радужная картина будущей системы общественного транспорта Калининграда понемногу обрастает деталями. И далеко не все они позитивны. Так, в четверг источник в мэрии города сообщил, что власти решили довольно оригинально обойтись с мнением населения по поводу новой маршрутной сети общественного транспорта. Этот подход напоминает действия напёрсточника, на глазах у расслабленной новогодним бездельем публики крутящего шарик, как ему заблагорассудится.

Движение первое. Чтобы выполнить требования законодательства, предполагающего обязательное общественное обсуждение подобных реформ, осенью минувшего года на сайте городской администрации был опубликован «сводный перечень перспективных маршрутов городского пассажирского транспорта общего пользования». Список маршрутов и довольно детальная карта, изучать которую, дабы понять, кто, как и куда поедет, можно было долго. Автобус — синеньким, троллейбус — зелененьким, трамвай — красненьким.

Движение второе. Аккурат накануне Нового года пресс-служба городской администрации передала «Новому Калининграду.Ru» другую схему, теперь уже без разноцветных стрелочек и шариков. Как ни парадоксально, эта схема весьма сильно отличалась от предыдущей, якобы выставленной для обсуждения. «Маршруток» стало меньше, автобусы поехали иначе, народ стал буйствовать, не обнаружив привычных маршрутов около своих домов и офисов. Однако обсуждать было уже поздно: к тому моменту соответствующее постановление за подписью мэра Ярошука уже было опубликовано в газете «Гражданин», а следовательно, новая схема вступила в силу.

Движение третье. В четверг источник в мэрии сообщил, что никаких изменений в эту окончательную (но фактически никем не обсуждённую) схему вноситься не будет. Маршруток будет меньше, трамвай поедет на вокзал, а троллейбус — по новому мосту на Сельму. Именно эта схема использована для розыгрыша маршрутов среди желающих участвовать в обслуживании города перевозчиков. Соответствующий конкурс был объявлен перед Новым годом, его итоги будут подведены до 1 мая.

Необходимо отметить, что в отличие от странной предварительной схемы окончательная и принятая на сайте мэрии так и не появилась. Так что желающие получить информацию о том, куда поедут автобусы весной, из первоисточника должны искать неизвестно где экземпляр «Гражданина» за 30 декабря или лезть в конкурсную документацию. Ну, или зайти на «Новый Калининград.Ru».

Ключевым участником нового конкурса по новой схеме с маршрутами, разбитыми на 15 лотов, как уже известно, станет «Калининград-ГорТранс». Большая часть критериев, по которым будут определяться победители, относится к состоянию транспортного парка перевозчиков. И тут муниципальное предприятие явно рассчитывает быть «на коне» за счёт новых автобусов. Их, напомним, город закупает 100 штук аж на 1,5 млрд рублей. Закупка была «изящно» разбита на два конкурса, дабы избежать так нелюбимого властями города общественного обсуждения. И в обоих конкурсах победу одержало некое ООО «Национальный оператор общественного транспорта», обещающее поставить в лизинг городу 100 автобусов «Волжанин» фирмы «Volgabus».

Донских и его коллеги по бизнесу пожаловались Владимиру Путину на действия городских властей: мэра Александра Ярошука, его первого зама Светлану Мухомор и её мужа, возглавляющего МКП «Калининград-ГорТранс». В письме на имя Путина фигурируют такие термины, как «рейдерский захват», «травля» и «очернение», «расточительность» и «коррупция», «кормушка» и «отмывание миллиардов». В послание депутата и перевозчиков первому лицу государства внимательно вчитывался корреспондент «Нового Калининграда.Ru».

Закупка оказалась сомнительной: в четверг глава «ГорТранса» и по совместительству муж замглавы города Анатолий Мухомор сокрушался: мол, и автобусы похуже, чем ранее приобретавшиеся МАЗы с мерседесовскими двигателями, и производственные мощности «Волгабаса» не позволили им выполнить в срок предыдущие контрактные обязательства перед Тольятти — чего уж говорить о Калининграде, куда 100 автобусов должны прибыть до начала марта. Однако необходимые для победы в конкурсе баллы при помощи хотя бы части новых автобусов «ГорТранс» наверняка сможет получить.

О необходимости новой маршрутной схемы общественного транспорта и обновлении осточертевших всем чадящих и ломающихся автобусов городские власти говорили бесконечно долго. Полтора миллиарда рублей — это очень большие для Калининграда деньги. Особенно в нынешних кризисных условиях, когда крайне рискованно рассчитывать на субсидирование из вышестоящих бюджетов.

Ситуация, в которой чиновники не могут ни проконсультироваться толком с жителями по поводу нужных им маршрутов, ни купить на эти огромные средства подходящий транспорт, выглядит совершенно абсурдной. Особенно учитывая то, как отчаянно мэр Калининграда цепляется за чету Мухоморов, считая их, вероятно, крайне ценными для жизнеобеспечения города специалистами. Остаётся лишь ожидать ответного хода коммерческих перевозчиков. Впрочем, они ранее уже жаловались на Мухоморов и прочих городских деятелей самому Путину. Теперь, кажется, можно лишь молиться Богу.

_NVV3636.jpg

Секвестр близко

То, что ранее озвучивалось на уровне неназванных источников и оценочных суждений, в четверг стало печальной реальностью. Замглавы Минэкономразвития РФ Олег Фомичев подтвердил, что под секвестр федерального бюджета-2016 попадают все без исключения государственные программы. «Сокращение сейчас, я думаю, будет по всем госпрограммам, внутри госпрограмм уже будет сложнее — там будут сами исполнители для себя приоритеты определять», — цитирует слова чиновника правительственная «Российская газета».

«Сокращение сейчас, я думаю, будет по всем госпрограммам, внутри госпрограмм уже будет сложнее — там будут сами исполнители для себя приоритеты определять», — заявил Олег Фомичев.

Об этом Фомичев говорил на Гайдаровском форуме, где нынче заявления всё больше такой тональности, что непонятно, домового ли хоронят, ведьму ль замуж выдают. Тем не менее, по словам замминистра, ни одна государственная программа целиком остановлена не будет. Мол, все они важны и все они нужны, так что от каждой отрежем помаленьку, авось выдержим.

Уровень этого «помаленьку» ранее озвучивался министром финансов Антоном Силуановым. Бодро не исключив возможность повторения инфляционного угара образца 1998 года, он накануне призвал ведомства экономить. Профильные министерства, по словам Силуанова, должны будут самостоятельно «отсекать неэффективные траты», защищая нужное в Минфине. Общее сокращение должно составить около 10 процентов.

До сих пор остаётся неясным, как в этой атмосфере всеобщей экономии себя чувствуют калининградские затеи, деньги на которые зафиксированы в целой куче государственных программ. Начиная от более-менее всеобъемлющей ФЦП, заканчивая сугубо профильными, вроде строительства новых генерирующих объектов, призванных спасти нас от энергетических опасностей и вечной зимы.

Ещё интереснее ситуация с 67 миллиардами рублей, якобы закреплёнными в бюджете на поддержку экономики региона после 1 апреля 2016 года. Ни в одной отраслевой государственной программе они при этом не закреплены; соответственно, степень их безопасности в условиях секвестрирования становится ещё меньше.

На просьбу прокомментировать этот вопрос в пресс-службе правительства Калининградской области в четверг «Новому Калининграду.Ru» ответили фактическим отказом. Министр экономики Анастасия Кузнецова оказалась вне зоны доступа; по не подтверждённым официально данным источника в правительстве, новогодние каникулы министра удачно продолжились отпуском. Её руководитель, юный и амбициозный вице-премьер Антон Алиханов, по словам представителя пресс-службы, не сможет прокомментировать тему безопасности обещанных Калининграду миллиардов в течение ближайшей пары недель.

В своё время экс-губернатор Калининградской области Георгий Боос любил при случае говорить фразу «деньги любят тишину». Вероятно, исчезновение денег (пусть лишь обещанных) любит тишину ещё больше.

1ad84e7101ea43bbe0fdf1a7c0758fdc.jpg

Всё за рейтинг

Ну, а официально правительство области бодро рапортует об успехах. В сфере пиара. В четверг оказалось, что глава региона Николай Цуканов занял победное 10-е место в итоговом рейтинге глав субъектов РФ по данным системы «Медиалогия». В группе губернаторов Северо-Запада Цуканов вообще оказался на первом месте, обойдя по итогам года таких медийных тяжеловесов, как глава Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко. О чём правительство области не замедлило сообщить в оптимистичном пресс-релизе.

В 2014 году губернатор Калининградской области Николай Цуканов оказался на 9-м месте в рейтинге цитируемости глав регионов России, ведущих блоги. Причиной высокой позиции в рейтинге, составленном компанией «Медиалогия», стала запись Цуканова в Twitter о том, что у «Инвестбанка» не будет отозвана лицензия.

Дьявол традиционно кроется в деталях, точнее — в причинах лидерства в рейтинге. Система рейтингования «Медиалогии» базируется в первую очередь на количественных критериях, лишь затем — на качественных. Среди событий, позволивших Цуканову в 2015 году оказаться самым медийным в СЗФО губернатором, оказались весьма неоднозначные. В частности, развесёлая июньская история с отставкой, назначением врио губернатора и последовавшим опровержением отставки, что в Кремле объяснили «технической ошибкой». Также в список особо ярких инфоповодов вошёл стремительный старт и такое же молниеносное завершение сенаторской карьеры экс-главы РЖД Владимира Якунина. Все эти абсурдные события крайне активно освещались СМИ, имя Цуканова мелькало тут, там и повсюду, но есть большие сомнения в том, что эта коннотация была положительной.

Несомненно, в списке публикаций, вознёсших губернатора на вершину рейтинга «Медиалогии», были и более положительные, вроде открытия Театра эстрады и визита туда Владимира Путина. Правда, и там нашлось место ложке дёгтя; многие помнят, к примеру, брошенную непонятно зачем фразу по поводу населения Литвы, которое Цуканов походя ополовинил. Ну и, конечно, нельзя списывать со счетов убедительную победу Цуканова в ожесточённой борьбе с опасными конкурентами на выборах в сентябре.

Однако детали вместе с кроющимся в них дьяволом в вопросах государственного управления нынче играют совсем незначительную роль. Победа в рейтинге пиар-достижений губернаторов преподносится как нечто, явно улучшившее жизнь граждан. Но вот поможет ли Цуканову 10-е место по версии «Медиалогии» сохранить от сокращения федеральные средства для поддержки региона в кризисный год?

Текст — Алексей МИЛОВАНОВ, фото — из архива «Нового Калининграда.Ru».

Комментарии к новости


Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.