Вечерний @Калининград: ювелирная отработка и задний архитектурный ум

Важные события среды: визит федерального замминистра промышленности в регион принёс много обещаний поддержки и мало её конкретных механизмов; бывший главный архитектор Калининграда и области внезапно обнаружил пустующий центр города и выступил с критикой градостроительной политики своих преемников.

3022016_1.jpg

Ювелирная отработка

В течение двух последних дней к развитию промышленности в Калининградской области наблюдается повышенное внимание чиновников. В среду в регион прибыл заместитель федерального министра промышленности и торговли Дмитрий Овсянников. Накануне же о мерах поддержки промышленных проектов рассказывал решивший, наконец, выйти в свет глава местного минпрома Рустем Гизатуллин. Особой радости и откровений не принесли ни тот, ни другой.

Вполне ожидаемо заявления федерального замминистра были полны фраз настолько же оптимистичных, насколько и неконкретных. В частности, Овсянников заявил, что Минпромторг РФ «готовит ряд мер, чтобы поддержать калининградские предприятия после 1 апреля 2016 года». Подобные заявления стали уже определённым ритуалом; федеральные чиновники по крайней мере заучили эту дату, хотя вряд ли доподлинно понимают её значение. Которое, если очень упрощать, сводится к росту себестоимости, производимой предприятиями, пользовавшимися таможенными льготами, раза этак в полтора.

«Сегодня мы увидели, каким образом мы должны адаптировать наши инструменты, чтобы после 1 апреля 2016 года мы могли поддержать отрасли», — сообщил Овсянников журналистам в среду после встречи с губернатором. Сердца местных промышленников, конечно же, должны наполниться от такой новости радостью. За два месяца до отмены положений переходного периода и, соответственно, льгот, Минпром увидел, как надо адаптировать инструменты. 

Но министр чётко дал понять: сейчас у его ведомства нет обособленных преференций для конкретных регионов. Хоть Калининград и занимает, по словам Овсянникова, особое место в федеральной повестке «в силу того, что с такого рода задачами другие субъекты РФ не сталкивались». Также весьма своевременное наблюдение.

Среди тех самых инструментов, которыми, вероятно, должны пользоваться местные промышленники, Дмитрий Овсянников называл Фонд развития промышленности, готовый различными способами софинансировать проекты в регионах. И даже создавать соответствующие региональные фонды. Впрочем, направлена деятельность фонда на поддержку более крупных инициатив и предполагает довольно серьёзное изначальное финансирование инвесторов. 

Тем не менее Овсянников заявил и о поддержке малого и среднего бизнеса. Уже привычная программа поддержки по линии Минэкономразвития в свете нынешнего кризиса федеральным центром радикально сокращается. Как заявлял в январе директор департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития Максим Паршин, сокращение составляет 40 процентов, объем помощи оценивается всего 11 млрд рублей на все регионы. В 2015 году Калининградская область получила менее 1 процента от суммы федеральной поддержки, ожидать радикального роста в нынешнем году довольно сложно. 

Частичной компенсацией может стать инициатива Минпромторга. «Программа будет направлена не на крупнейшие предприятия, а на малые и средние. И тут мы готовы софинансировать данную программу. В этом году впервые этот механизм запускаем», — заявил в среду Овсянников. Можно предположить, что речь здесь идёт о той же программе, с которой накануне предпринимателей знакомил местный министр промышленности Рустем Гизатуллин. Она была названа пилотной, и объем финансирования, которое выделяет Минпромторг на «модернизацию и развитие» промышленности в регионах, как-то очень скромен: всего 150 млн рублей на всю страну. Областной бюджет готов добавить ещё около 30 млн, при этом от федерального «пирога» Гизатуллин с коллегами рассчитывают отщипнуть не менее 20 млн. Даже если это каким-то счастливым образом случится, говорить о серьёзной модернизации и масштабном развитии промышленности при помощи 50 млн рублей бюджетной поддержки могут только очень большие оптимисты.

«Рынков достаточно много. Есть и африканские, и азиатские, и американские — не с точки зрения Америки, а с точки зрения континента. Для этого есть возможности, и мы договорились с Минпромторгом — обязательно поучаствуем в форуме, который будет в ближайшее время в Японии. Уже сейчас ищем партнеров. Также у нас намечены поездки в Китай, Вьетнам и Корею. Мы рассчитываем получить как инвесторов для региона, так и возможные рынки сбыта», — сообщил губернатор.

Таковым, судя по сегодняшним заявлениям, был и остаётся губернатор Николай Цуканов — судя по его заявлениям. Он поддержал мнение Овсянникова, сообщившего, что область должна стать привлекательным местом для инвесторов, ориентированных на европейский рынок. 

Почему она не стала таким местом за последние 5 лет его деятельности, глава региона не уточнил. Зато сообщил, что размениваться на мелочи не стоит, замахиваться надо не только на европейский рынок (в самом деле, какая мелочь), а на рынки Африки, Азии и Америки. Отчего в широкий экспортный кругозор губернатора не попали Австралия и государства Океании, также остаётся неизвестным.

«Соответственно, задачей для нас и для вас становится создание площадок с инфраструктурой, чтобы инвестор мог прийти и в короткие сроки начать работать. Это является составляющей инвестиционной привлекательности — сокращение сроков выдачи разрешений, инфраструктура, точки подключения и т. п.», — очертил задачу Дмитрий Овсянников. О том, как создаются площадки, каковы сроки выдачи разрешений и подключений и в какие сроки инвестор может работать, без обиняков рассказал в опубликованном накануне интервью «Новому Калининграду.Ru» четвёртый по счёту за последние четыре года гендиректор Корпорации развития области Павел Фёдоров. В настоящий момент он пытается, в частности, решить проблему подключения 150 кВт, которого инвестор в Багратионовском районе ждёт уже полтора года.

В общем, в заявлениях чиновников наблюдался серьёзный дефицит конкретики. Рассказать, вернут ли бывшим резидентам ОЭЗ льготы, которые у них отобрали под давлением лоббистов в Москве, замминистра промышленности и торговли не смог, да и вряд ли о таких мелочах знал. А губернатор кроме планов по завоеванию рынков Африки призвал «ювелирно отработать выплату так называемых субсидий». Говоря, видимо, о субсидировании таможенных платежей за счёт федеральных средств с 1 апреля. Консультировать предпринимателей, ориентирующихся в этом вопросе с трудом, но субсидии получать желающих, министр экономики Анастасия Кузнецова намеревалась ещё с декабря минувшего года. На дворе — февраль, но в части информирования минэк ограничился публикацией постановления, регулирующего механизм выплат. Результаты общественного обсуждения этого механизма, равно как и заключение эксперта, аккредитованного на проведение антикоррупционной экспертизы, в правительстве публиковать испугались.

Учитывая, что политика, а точнее — политтехнологии, шагают в Калининградской области далеко впереди экономики, ожидать вменяемости и открытости в вопросах распределения субсидий не приходится. Впрочем, возможно, и этому есть оправдание. Согласно исследованию «Ромир», опубликованному в среду, 33 процента россиян испытывают экономический оптимизм и ожидают настоящего процветания в 2016 году. В целом эта наивная электоральная база в полном выборов разных уровней году вполне полезна. А строить планы за пределами ближайших выборов у провинциальных политтехнологов никогда не было в моде.

3022016_3.jpg

Задний архитектурный ум

Сумрачный гений калининградской архитектуры, попробовавший себя на всех уровнях власти — районном, городском и областном — и удалившийся куда-то прочь, Александр Башин вновь проявил интерес к градостроительной политике. Показав тем самым, что задним умом крепок не только простой русский мужик, но и творческая, утончённая натура.

Процесс общественного обсуждения нового Генплана Калининграда добрался и до архитектурного сообщества. Накануне на встрече с заместителем мэра по строительной части Артуром Крупиным солировал как раз Александр Башин. Он подверг нынешнюю градостроительную политику и будущие начинания, выраженные в Генплане, масштабной критике, если не сказать обструкции.

«В центре когда-нибудь какое-нибудь движение начнется при нашей жизни? По центру города что-нибудь начнется, реализация каких-либо объектов? Или это опять отложенный какой-то долговечный объект? Вторая проблема города и градостроительства, что у нас город развивается как-то дисперсно в сторону районов, при этом центральная часть города не строится. Это некомфортно для горожан, для туристов некомфортно — жить с дырой в середине города. Когда какие-то начнутся движения и инвестиции в эту сторону? Хотя бы в улично-дорожную сеть? Это как-то спланировано Генпланом или нет? Или мы вечно будем жить мечтой о светлом будущем?» — заявил Александр Башин.

Судя по новостным сообщениям, вышедшим по итогам встречи, Башину не нравится решительно всё. Пустующий центр города и акцент на развитии районов. Чересчур крупное развитие транспортной сети и странное зонирование территорий. И даже идея строительства в Калининграде ипподрома. От неё теперь все открещиваются настолько рьяно, что складывается ощущение, будто идея устраивать в Калининграде тотализатор на конных бегах самозародилась.

Говорил Башин так вдохновенно, столь эмоционально сожалел о жизни с вечной мечтой о светлом будущем, что не знакомый с его биографией человек мог бы решить, что гневный критик — простой архитектор. Тяжело болеющий душой за судьбу города, его облик и начинку. 

Это, конечно, не совсем так. Башин успел поработать как главным архитектором города Калининграда (с 2005 по 2008 годы), так и заместителем главы Светлогорска по городскому развитию. На обеих этих должностях Башин проявлял изрядную активность в вопросах градостроительства. Не только в рамках должностных обязанностей, но и в частном порядке. Он возил на международные выставки проекты стремящихся к небу башен вокруг Дома Советов, запускал проект «Сердце города». Тем временем созданная им архитектурная мастерская проектировала один за другим появлявшиеся в Калининграде и на побережье объекты.

В должности главы агентства по градостроительству и архитектуре в составе правительства Калининградской области Башин проработал целых 5 лет, приложив руку к таким знаковым проектам первого срока Николая Цуканова, как Театр эстрады и променады в курортных городах. И в 2015 году бросил чиновничью карьеру, решив сконцентрироваться на «девелопменте и проектировании».

Гневные возгласы Башина образца зимы 2016 года, его критика отсутствующей, по факту, в Калининграде градостроительной политики, конечно же, справедливы. Глядя на сегодняшний центр города, редкий вменяемый человек не произносит куда более резкие фразы. Но насколько уместны они из уст именно Башина, учитывая, что у бывшего главного архитектора всего, чего только можно, имелись в своё время все рычаги для её создания? Избавиться от навязчивого вопроса «а где вы раньше-то были?» ну никак не получается.

Текст — Алексей МИЛОВАНОВ, фото — из архива редакции.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.