Вечерний @Калининград: Мистер Противоречие и туризмом по бюджету


Важные события четверга: противоречивые заявления главы Калининграда по поводу переговоров со строптивыми коммерческими перевозчиками свидетельствуют о том, что до точки в этом конфликте ещё далеко; усилия властей региона, в очередной раз вкладывающих бюджетные средства в продвижение туристических возможностей области за её пределами, выглядят пока что грустно.

IMG_0633.JPG

Мистер Противоречие

История вокруг протеста калининградских перевозчиков, конечно же, не могла закончиться накануне — и продолжилась в четверг. Чередой заявлений первого лица, в равной степени красочных и противоречивых. Показывающих, что стратегии в плане переговоров с коммерческими перевозчиками так и не прибавилось.

Так, мэр Александр Ярошук довольно решительно заявил, что не намерен идти на уступки коммерсантам. Вообще ни на какие, градоначальник так и сказал: «Нет, никаких уступок». В первую очередь он вёл речь о тарифе: перевозчики требовали дать им возможность в ближайшие 5 лет самостоятельно устанавливать тариф на перевозку пассажиров. На взгляд Ярошука, это сделает калининградцев заложниками частного бизнеса. Отношение к которому перевозчики показали в минувшую среду, попросту не выпустив свои автобусы на маршруты.

Но Ярошук не был бы Ярошуком, если бы спустя буквально минуту не заявил практически противоположное. Он сообщил журналистам, что власти Калининграда готовы пойти на изменение уже разработанной и утверждённой новой транспортной сети по требованию частных перевозчиков. «Я говорю — пожалуйста, не я составлял эту сеть, составлял институт. Могут быть ошибки, давайте ее сейчас корректировать. Я не хочу, чтобы вы, выиграв конкурс, не зарабатывали. Понятно, есть водители, семьи, все должны зарабатывать. <…> Давайте сегодня прямо садимся и корректируем, как вы считаете. И после конкурса вы по откорректированной сети ездите», — заявил журналистам Ярошук.

Областная власть также продолжает изображать деятельное участие в разрешении конфликта между муниципалитетом и коммерческими структурами. Так, вице-губернатор Александр Рольбинов в четверг принялся читать морали.

В частности, он глубокомысленно заявил, что монополии на рынке пассажирских перевозок быть не должно. Что как-то не очень сочетается с наполеоновскими планами Ярошука по доведению доли муниципального общественного транспорта в Калининграде до 60 процентов. Рольбинов полагает, что сформировавшийся в течение десятилетий рынок частных перевозок разрушать не стоит, но высокие требования предъявлять к нему необходимо. Правда, судя по нервной реакции перевозчиков, именно отсутствие каких-либо требований к ним и есть главная черта этого рынка.

Губернатор Николай Цуканов, который накануне грозно требовал наказать виновных, к четвергу как-то утих. Всё, что он смог рассказать журналистам после встречи с женщинами-активистками общественных организаций (на которой губернатор цвёл пышным цветом) — что так поступать нельзя и он был вынужден лично вмешаться. А также — что ситуация дошла до точки конфликта потому, что между мэром Ярошуком и депутатом Донских было что-то «личное». На самый любопытный вопрос — каким образом всё же удалось убедить перевозчиков вернуться на линии и подписать 4-месячные соглашения, какой инструмент давления на Сергея Донских оказался эффективным, Цуканов ответить не смог. Но заявил, что город обязан выплатить долги перевозчикам — речь идёт о средствах на оплату льготных пассажиров. «Бизнесу нельзя шантажировать власть», — подчеркнул губернатор. Можно ли власти шантажировать бизнес, он не уточнил.

Как бы то ни было, впечатление общей невнятности, сложившееся после того, как перевозчики заявили в среду о возвращении на маршруты, в четверг лишь укрепилось. На какое-либо решение проблемы то, до чего договорились мэр и перевозчики, не похоже. Что даёт лишний повод вспомнить вчерашнее, возможно сделанное в запальчивости, но всё же заявление Александра Ярошука о том, что если он не решит проблему, то уйдёт в отставку. В отличие от сегодняшних противоречивых заявлений, оно прозвучало весьма однозначно. С другой стороны, даты ухода хитрый мэр не назвал.

0NVV4518.jpg

Туризмом по бюджету

Министерство туризма Калининградской области известило сегодня СМИ об очередном прорывном шаге в деле продвижения региона среди потенциальных путешественников из Санкт-Петербурга и Москвы. Оно объявило тендер на право демонстрировать рекламно-информационный видеоролик в салонах «Сапсанов». Ведомство хочет, чтобы весь май пассажиры этих скоростных поездов засматривались минутным роликом о красотах и достопримечательностях янтарного края. Обойдется это продвижение бюджету в 1,8 млн рублей.

В феврале министерство проводило также конкурс на организацию участия региональной делегации в 4 крупных европейских и российских туристических выставках. За эти услуги из бюджета чиновники готовы были отдать 2,2 млн рублей. Информацию о том, сколько область потратила на массовую презентацию туристической привлекательности Калининградской области для московских компаний в «Президент-отеле» 12 февраля, на портале госзакупок найти не удалось. Может, эта встреча организовывалась при поддержке Ростуризма, глава которого выступал на мероприятии, может, этот вояж оплатили туроператоры области, представлявшие свои маршруты крупным федеральным игрокам? Неизвестно.

Однако после той же встречи заместитель Федерального агентства по туризму, а некогда вице-премьер Калининградской области Роман Скорый в интервью «Ленте.ру» не сказал ни одного слова про великолепные туристические перспективы самого западного региона России. Севастополь, Сочи, Карелия, «Золотое Кольцо» — это интересно, но только не Калининградская область. То есть ликвидировавшийся из кабинета министров в полном соответствии со своей фамилией чиновник всё же обиделся на регион, поступивший с ним так негостеприимно. Что вряд ли прибавляет нам шансов на огромную поддержку Ростуризма.

При этом начальник министра туризма Андрея Ермака Николай Цуканов периодически сомневается в эффективности бюджетных трат на продвижение туристического потенциала региона. Потому что уверен, что подлинные причины повышенного интереса туристов к Калининграду — это и падение доходов населения, и закрытие массовых направлений: Турции и Египта. При этом каких-либо оригинальных рекламных ходов и фишек он подчиненным за последнее время не предлагал. Он чаще креативит на счет форматов и содержания отдыха 5 млн россиян и иностранцев, которые зачем-то и как-то, но приедут в регион. Рыцарский турнир, стрельбы на военных полигонах, туры в питомники цветов, байкерские слеты и реконструкции сражений Первой мировой войны — все это должно привлечь жителя Казани, Рязани или Магнитогорска на отдых в благодатный край кирх, «стаканов» и криминального янтаря.

В самом министерстве безусловно понимают необходимость применения современных маркетинговых технологий. Они понимаются как контекстная реклама в интернете, создание и продвижение специальных приложений для смартфонов, размещение рекламных и имидживых статей в бортовых журналах, презентационных роликов в «Сапсанах».

Однако, если взглянуть на статистику посещаемости того же сайта информационно-туристического центра региона, его промостраниц, то успехов в этом чиновники пока не достигли. В 2015 году на него зашло 189 тысяч уникальных посетителей. При том, что ведущие новостные порталы региона такое количество уникальных хостов имеют за 3–4 дня. Похвастаться большей популярностью могут сайты многих гостиниц и ресторанов областного центра. Говорить о том, как ужасающе выглядит сайт минтуризма с пародией на туристическую карту региона, даже не хочется. Если верить этой поделке, на территории области всего 26 кирх и соборов.

Всё это наталкивает на очевидные, но при этом не теряющие своей актуальности выводы, о том, что министерству туризма уже давно необходимо пересматривать не только стратегию продвижения калининградского туристического продукта, но и механизм своей работы. С этой задачей более эффективно и за меньшие средства справились рекламные компании. Они уже давно вывели бы в топ просмотров туристические предложения калининградских компаний, организовали пресс-туры, блог-туры, фестивали, работу коллцентра для туристов, «визит-центры Калининграда» в городах миллионниках, поправки в законы и проекты соглашений о сотрудничестве с авиакомпаниями, туроператорами и другими регионами. Сегодня современная мировая практика туристического маркетинга предлагает миллион эффективных и малобюджетных способов продвижения территории.

Нет, точно нет среди них советов и действий, которые бы диктовали отказ от проведения молодежного музыкального фестиваля на 100 тысяч посетителей за полтора месяца до дня его открытия. В Калининградской области такое возможно. Как и чиновники на зарплате, изображающие деятельность, предлагая россиянам поверить, что «отдых в Калининграде — это так же, как в Турции».

Текст — Алексей МИЛОВАНОВ, Станислав ПАХОТИН, фото из архива редакции

Комментарии к новости


Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.