Вечерний @Калининград: как фанера над «Платоном» и деньги на ЗОЖ


Важные события четверга и не только: Калининградская область ожидаемо и бодро пролетела мимо средств на дорожный ремонт, собранных при помощи системы «Платон»; минздрав региона презентовал новую стратегию развития здравоохранения, которая согласуется с последними заявлениями премьер-министра РФ.

IMG_2688.jpg

Как фанера над «Платоном»

Калининградская область ожидаемо и бодро пролетела мимо средств на приведение в порядок дорог, распределённых между российскими регионами из «котла», сформированного за счёт платежей дальнобойщиков-большегрузов в скандально известную систему «Платон». К сожалению, это не первый и, видимо, далеко не последний случай, когда регион оказывается в стороне во время делёжки федерального «дорожного пирога».

Как следует из опубликованного на сайте федерального правительства распоряжения, подписанного премьер-министром Дмитрием Медведевым, всего в число регионов, получающих средства, собранные системой «Платон» за проезд по федеральным трассам грузовиков тяжелее 12 тонн, вошли 24 субъекта федерации. Для них в бюджете запланированы 10,85 млрд рублей.

Наибольшие объемы «иных межбюджетных трансфертов» на ремонт дорог выделяются Омской области (750 млн рублей, 500 млн из них — на дороги в самом Омске), Республике Карелия (700 млн рублей), Волгоградской, Саратовской и Самарской областям (по 650 млн рублей). При этом, как отмечает газета «Ведомости», есть регионы, где средства, собранные «Платоном», пойдут сугубо на ремонт дорог в областных центрах. Среди них — Екатеринбург (450 млн руб. на ремонт 300 000 кв. м дорог), Ростов-на-Дону (400 млн руб. на 336 000 кв. м), Сыктывкар (350 млн руб. на 272 000 кв. м), Калуга (200 млн руб. на 135 000 кв. м), Орел (150 млн руб. на 150 000 кв. м), отмечает издание. Калининграда среди этих городов нет, как и Калининградской области.

О том, что деньги из «Платона» пойдут на восстановление дорог в регионах, Медведев заявил в самом начале мая, после совещания по вопросу улучшения состояния региональных и муниципальных дорог. «Одобрить направление из федерального бюджета 10 млрд рублей за счет средств от взимания платы с транспортных средств разрешенной массой более 12 тонн на предоставление трансфертов субъектам Российской Федерации на решение неотложных задач по восстановлению и приведению в нормативное состояние региональных, межмуниципальных и городских автомобильных дорог и (или) улично-дорожной сети», — подчеркнул в своём решении глава федерального правительства.

Судя по результатам распределения средств «Платона», неотложных задач в части приведения в порядок дорог нет ни в Калининградской области, ни в её столице. Будто бы часть федеральной трассы из Калининграда на восток не выстлана до сих пор немецкой брусчаткой, обход Черняховска давно построен, разбитые песковозами дороги в западной части региона не зияют огромными дырами, а бюджет областного центра не трещит по швам, отчего власти столицы вынуждены экономить каждый рубль на дорожном ремонте. Но всё это на самом деле не так. А куда печальнее.

Есть, возможно, и иная причина тому, что регион остался без денег «Платона». В феврале Росавтодор заявлял о том, что региональные власти получат федеральные средства лишь в том случае, если к моменту осуществления трансферта полностью используют по назначению все собственные ресурсы. «Будет введено в качестве предусловия полное использование всех собственных ресурсов. Я имею в виду доходы из установленных источников, таких как акцизы, транспортный налог и прочие. Неполное их использование или направление их не на дорожное хозяйство повлечет приостановку поддержки из федерального бюджета», — заявлял чиновник.

С использованием имеющихся в регионе дорожных фондов и в самом деле всё не очень-то хорошо. Иначе зачем бы в середине октября 2015 года министр развития инфраструктуры региона Елена Дятлова рекомендовала муниципалитетам активнее использовать деньги дорожных фондов для погашения долгов перед компаниям, ведущими работы по строительству и реконструкцию дорог.

«Пролёт» Калининградской области с «Платоном» был в целом ожидаем. В середине апреля прибывший в регион глава Северо-Западного филиала «РТ-Инвест Транспортные системы» (оператор системы «Платон») Евгений Пепеляев на заседании комитета по транспорту Калининградской торгово-промышленной палаты фактически прямым текстом заявлял, что собранные в том числе и с калининградских дальнобойщиков средства пойдут на «новые инфраструктурные проекты». К примеру, на строительство обхода города Хабаровска.

Впрочем, как отмечает газета «Ведомости», первоначальный сценарий по расходованию собранных в «Платоне» средств на проекты в режиме государственно-частного партнёрства пришлось отложить. В Минтрансе посчитали, что подготовка эффективных проектов ГЧП требует высокого качества проработки. И регионы, претендующие на софинансирование из этих средств, будут подавать заявки на 2017 год. А уже собранные средства решили пустить на неотложный ремонт, но только вот не в Калининградской области.

Эта ситуация — уже не первый случай за последнее время, когда Калининградская область остаётся без федеральных средств на ремонт и строительство дорог.

Так, в апреле стало известно, что Правительство РФ распределило между регионами 6,8 млрд рублей субсидий на строительство сельских дорог. Которые в нашем регионе также находятся в, мягко говоря, не самом прекрасном состоянии. Но из этой масштабной суммы Калининградской области досталось… 14 с половиной миллионов рублей. 0,2 процента.

Вряд ли об этих грандиозных успехах по привлечению в регион средств на дорожное строительство и ремонт говорилось на весёлом празднике, посвящённом 70-летию дорожной отрасли, с размахом прошедшему на минувшей неделе. Вице-премьер Александр Рольбинов почему-то говорил не о фиасков в части доступа к федеральным средствам, а о том, что «в дорожной отрасли трудятся профессионалы, которым любая задача по плечу». А министр развития инфраструктуры Елена Дятлова обращала внимание вовсе не на недостатки в работе с дорожными фондами, а о том, что «сейчас в арсенале дорожников современные знания и передовые достижения науки и техники, а задачи остаются прежними».

Регион раз за разом остаётся в стороне от масштабных денежных потоков на приведение в порядок существующей и создание новой транспортной инфраструктуры. Чиновники же лишь блещут улыбками, изображая невероятные успехи во всём, к чему прикоснутся. К сожалению, практика показывает, что «профессионалов, которым любая задача по плечу» среди них нынче маловато.

_NEV9471.jpg

Денег нет, но есть ЗОЖ

Минздрав региона презентовал новую стратегию развития здравоохранения в Калининградской области, которая на первый взгляд выдержана в соответствии с последними заявлениями премьер-министра РФ Дмитрия Медведева «денег нет, но вы держитесь».

Министр здравоохранения Калининградской области Людмила Сиглаева представила новую стратегию на суд общественного совета при министерстве накануне. Новая стратегия весьма объемна — занимает больше 50 страниц машинописного текста. Значительную часть в ней занимает описание демографической ситуации, структуры смертности и заболеваемости, а также анализ проблем и пути их решения.

Основная концепция стратегии обозначена в самом начале документа — она предполагает изменение парадигмы в области общественного здравоохранения. Основные акценты теперь будут перенесены на задачи улучшения здоровья и создания условий для его сохранения. Правда, на что именно были направлены основные акценты системы здравоохранения ранее, и по сравнению с чем они будут меняться, не совсем понятно.

Документ любопытен с той точки зрения, что в нем сотрудники министерства под руководством назначенного полгода назад министра четко обозначили круг проблем — в первую очередь это отсутствие экономически эффективных механизмов управления в медицинских организациях, недостаточность финансовых средств для реализации программы госгарантий, а также отсутствие экономически целесообразной тарифной политики, которая позволила бы формировать мотивацию для организации медпомощи пациентам и т. п. и т. д.

Кроме того, минздрав обозначил еще целый букет проблем, среди которых — серьезный кадровый дефицит (в регионе не хватает 626 медиков), отсутствие у врачей возможности получать нормальное образование и повышать свой профессиональный уровень, отсутствие жилья и что удивительно — низкая оплата труда в сфере государственного здравоохранения.

Надо признать, что подобные заявления — весьма серьезный шаг со стороны министерства здравоохранения, поскольку последние годы мы регулярно слышим от региональных властей, что зарплаты у врачей хороши, в служебные квартиры медикам выдают направо и налево. Но, по всей видимости, на самом деле все оказалось не так хорошо, как оно презентовалось ранее.

Минздрав предложил целый комплекс мер, которые позволили бы изменить ситуацию в сфере здравоохранения, в том числе — структурные изменения в больницах и поликлиниках. Чиновники от медицины предлагают, наконец, сделать акцент на профилактическую работу с пациентами и формирование у них здорового образа жизни. Делается это для того, чтобы жители Калининградской области начинали беречь здоровье смолоду и могли ходить в поликлинику на ранних стадиях заболевания, а не когда процесс болезни уже требует, как говорится, хирургического вмешательства.

Однако проблема в том, что для усиления профилактического звена необходимо достаточное число медработников, которым нужны соответствующие зарплаты, жилье и прочие преференции. Иначе, как признавала сама министр, выпускники медицинских вузов в регион особо ехать не хотят.

Напомним, что из 197 служебных квартир, которые были выделены медикам с 2010 по 2013 год, 50 квартир получили медики из федерального кардиоцентра. Конечно эти специалисты крайне необходимы региону. Но понятно, что педиатрами и участковыми терапевтами в обычные районные поликлиники они работать не пойдут. А проблема — именно в них, участковых врачах, которые по идее должны знать каждого пациента в лицо и вовремя реагировать на его чих или кашель. Однако в нынешних условиях, когда на одного терапевта приходится до 3 тысяч пациентов, а на одного педиатра — больше тысячи детей, рассчитывать на серьезные сдвиги в сфере профилактики не приходится.

Стратегия развития здравоохранения Калининградской области, вне всяких сомнений, — документ очень полезный и даже смелый. Но в нем, увы, нет информации о том, как будут решаться проблемы медицины — та же жилищная — с финансовой точки зрения. Вероятно, за стратегией должна последовать какая-то программа, в которой уже будут указаны конкретные цифры.

Учитывая, что премьер-министр Дмитрий Медведев буквально пару дней назад озвучил новую парадигму российской действительности, рассчитывать на серьезные финансовые вливания не стоит. «Денег нет сейчас, найдем деньги — сделаем индексацию. Вы держитесь здесь, вам всего доброго, хорошего настроения и здоровья», — сказал Дмитрий Медведев пенсионерам в Крыму, когда те пожаловались на низкие пенсии.

По всей видимости, региональному минздраву все же придется делать ставку на то, что особых финансов не требует — а именно, призывать население вести здоровый образ жизни и обращаться к врачам только в крайнем случае. Держаться, проще говоря.

Подробнее о стратегии читайте в публикациях «Нового Калининграда.Ru» в пятницу.

Текст — Алексей МИЛОВАНОВ, Оксана МАЙТАКОВА, фото из архива редакции.

Комментарии к новости


Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.