6 октября исполняется два года с тех пор, как
Как выяснилось впоследствии, решение президента не было эксклюзивным — Алиханов оказался первым в длинной череде чиновников из пула первого замглавы администрации президента Сергея Кириенко, которых начнут назначать в неродные им регионы и станут называть коллективным термином «молодые технократы». «Новый Калининград» вспоминает основные инициативы Антона Алиханова на посту главы региона и показывает, чем они закончились.
Алиханов на некоторое время фактически стал живым брендом проекта Кириенко. Часто появлялся в федеральном эфире, давал многочисленные интервью федеральным изданиям,
Оценивать работу губернаторов всегда сложно. Но не
Таким образом, говоря об итогах двухлетней губернаторской работы Антона Алиханова, логично сосредоточиться на инициативах, которые он или его окружение провозглашали как авторские.
Магнит для инвестиций
Алиханов позиционировался как человек, который станет приятным интерфейсом для вхождения инвестиций в регион, том числе и зарубежных — было даже записано англоязычное обращение чиновника к инвесторам. В качестве потенциальных проектов заявлялись заводы Arc International, Kronospan и другие бренды. Говорилось о приближении запуска строительства завода BMW в Калининграде.
На деле проекты Arc International и Kronospan не пошли. Строящийся в Черняховске на областные деньги индустриальный парк лишился не только якорного инвестора. Сегодня там нет даже предполагаемых крупных интересантов. В итоге работы в парке было решено притормозить.
Со вторым индустриальным парком, расположенным в более оживленной западной части области неподалеку от аэропорта «Храброво», ситуация сложилась не намного лучше. Согласно отчетности Корпорации развития Калининградской области, летом там было подписано два договора аренды земельного участка. Один — с калининградской компанией, производящей трубы из нержавейки. Название второй компании не раскрывается.
Отдельно стоит отметить эпизод с проектом завода BMW. Изначально предполагалось, что он расположится на базе «Автотора» под Калининградом, но Алиханов вступил в многолетнюю борьбу с «Автотором» на стороне своего бывшего работодателя — Минпромторга. Теперь строить завод планируется на государственной промплощадке в Храброво, но BMW дает понять, что размышлять будет еще долго.
Слабые показатели инвестиционной интенсивности «тонули» во «взрывной» статистике. «Бумажные» инвестиции росли
Неплохую инвестиционную активность при Алиханове показывало сельское хозяйство. Но,
Говорить о масштабных инвестициях в IT
Под конец двухлетнего срока губернаторства Алиханова без четкого объяснения причин покинул свой пост глава Корпорации развития Калининградской области Владимир Зарудный. Ему не удалось реализовать ни одного из предложенных им в момент начала исполнения полномочий логистических проектов.
При Алиханове были приняты поправки к закону об ОЭЗ, дающие льготы по соцотчислениям на «новые рабочие места». Но здесь нужно отметить, что концептуально данная норма начала прорабатываться для всех предприятий области еще при Цуканове. В «эпоху» Алиханова был принят закон, значительно ограничивающий применение данных льгот: как по времени, так и по составу организаций.
Сейчас сложно сказать, есть ли
Алиханов показал очень скромные результаты по работе с инвесторами, явно не соответствующие ожиданиям на этапе его назначения. Тем не менее стоит отметить, что Россия еще никогда не находилась в такой международной изоляции, как в период губернаторства Алиханова. В целом положение дел в стране в части экономики нельзя было назвать благоприятным для коммерческих инвестиций: покупательная способность населения систематически падала.
Реформатор контроля
В числе основных инициатив, которые губернатор реализовывал на протяжении последних двух лет, была реформа регионального контроля. Она подразумевала консолидацию в одном министерстве большинства контрольных полномочий. Началась реформа со странного решения — руководить министерством назначили Елену Серую, которая и так много лет являлась главным контролером правительства. При ней был допущен провал строительства самого дорогого в истории области газопровода (газопровод был полностью оплачен, но не достроен) и исчезновение в банке «Огни Москвы» трети миллиарда рублей (их «Новый Калининград» позднее, видимо, нашел).
Суперминистерство начало работать в типичной аппаратной логике: если появляется ведомство для решения проблем, оно обеспечивает себе эти проблемы. В итоге число проверок в 2018 году выросло в два раза (внеплановых — более чем в два раза). Министерство создавалось под предлогом и во имя защиты интересов бизнеса, на деле же даже суды начали классифицировать действия суперминистерства как «неоправданно карательные».
Иногда разоблачения Елены Серой выглядели довольно экстравагантно. В мае она заявила, что власти Калининграда с 2015 года скрывали долги по аренде на 290 млн руб. Как оказалось, в министерстве неправильно интерпретировали отчетность, которую ему подавали власти Калининграда — они давали данные только по долгам, не подкрепленным решениями судов об их взыскании. Если бы контролеры запросили всю отчетность, то «скрытых» долгов, вероятно, бы и не возникло.
Хозяин стройки
Пожалуй, самой громкой инициативой регионального правительства при Алиханове стало изъятие градостроительных полномочий у муниципалитетов, то есть, по сути, одной из главных функций городов. Реформа «продавалась» населению как рецепт избавления от бездумной точеной застройки (например,
В итоге после передачи полномочий у калининградского бизнеса возникли серьезные сложности с получением разрешений на строительство. Сама же система выдачи разрешений была организована у Алиханова довольно непрозрачно: причины массовых отказов были не ясны. Кроме того, перестали публиковаться собственно сами разрешения в виде документов — вместо них появилась сводная таблица, в которой встречаются ошибки.
Окончание двухлетнего срока у власти ознаменовалось двумя неоднозначными решениями: губернатор инициировал перевод большого земельного массива в Зеленоградске на первой линии под среднеэтажную жилую застройку и агентство по градостроению разрешило застройку коттеджами 20 га на побережье под Светлогорском.
Возможным следствием данной реформы стало падение к интереса к муниципальному самоуправлению как таковому. Отвечать за происходящее в городе и не иметь власти — не самая привлекательная конструкция.
Приватизатор
Еще одной идеей, авторство которой можно приписать Антону Алиханову, была масштабная приватизация. В бюджет на 2017 год заложили 1,8 млрд руб. доходов от приватизации. По факту регион выручил копейки. Как выяснилось, основной актив, который планировался к продаже — «Региональная энергетическая компания», — является крайне закредитованной структурой, продать которую можно только за символические деньги. В конце концов, вместо того чтобы заработать на данном активе, было решено вложить в него 277 млн руб.
Два потенциально дорогих актива — земля под Светлогорском в поселке Зори и территория острова Октябрьского — даже не предлагались к продаже, хотя об их реализации власти упоминали. В Светлогорске власти пока безуспешно ищут некого якорного инвестора, который вложит в территорию 209 млрд руб. Что касается Острова, то только во второй половине сентября команда Алиханова определилась, кто будет разрабатывать
С другой стороны, произошли две громкие приватизационные истории, которыми Антон Алиханов едва ли может гордиться. Из Корпорации развития области на основании непубличной процедуры за небольшие деньги были отчуждены земля в «Рыбной деревне — 2» и массив на выезде из города около магазина «Леруа Мерлен». Как выяснилось, выгодоприобретателем первой сделки стал
Эффективный менеджер
Рутина региональной госуправленческой жизни такова, что муниципалитеты крайне бедны и при первой финансовой необходимости обращаются в областное правительство за деньгами. Губернатору Антону Алиханову показалось, что он может научить муниципалитеты зарабатывать самостоятельно. Резервом для сбора дополнительных доходов была масштабная задолженность по транспортному налогу. Гипотеза была такова, что муниципалитеты знают, кто не платит транспортный налог, и могут помочь его собрать — в обмен им спишут долги перед областью. В итоге основные муниципалитеты не вовлекались в эту игру и инструмент остался практически невостребованным. В августе и сентябре 2018 года поступления транспортного налога впервые за долгое время показали рост. Но, как оказалось, налоговая просто раньше разослала уведомления о необходимости оплатить налог, и люди начали оплачивать его раньше, чем в прошлом году.
Не увенчались успехом попытки Антона Алиханова привлечь частные инвестиции в ЖКХ. Концессионное соглашение о строительстве котельных в Балтийске было фактически провалено по естественной причине — магистральный газопровод к Балтийску так и не достроили. Строить газовые котельные без газа — бессмысленно.
Возникли проблемы и у единственного крупного концессионера в сфере ЖКХ, который вошел в этот бизнес еще при Николае Цуканове. Ему пришлось останавливать котельную, отапливающую Советск,
На эпоху губернаторства Антона Алиханова пришелся, возможно, самый крупный штраф, которым Москва
Это был не единственный крупный штраф, наложенный на область Москвой при Алиханове. Также 104 млн руб. власти выплатили за неисполнение условий по привлечению инвестиций в строительство гостиниц в обмен на госфинансировние строительства променада в Светлогорске. Впрочем, в качестве гостиницы власти включили в программу скандальный
Наконец, Антону Алиханову так и не удалось ввести в эксплуатацию Дом Советов, о котором он немало говорил. Даже окна, которые были вставлены вместо разбитых перед Чемпионатом мира по футболу, оказались не настоящими, а нарисованными на баннерах. Лишний раз напоминать об этом поражении молодому губернатору нет нужды. У него в кабинете стоит макет Дома Советов, который, вероятно, не дает ему забыть о невысокой результативности работы в данном направлении.
Алиханов не нашел возможности оперативно встретиться с корреспондентом «Нового Калининграда» и прокомментировать итоги его двухлетней работы на посту главы региона для данного материала.
Благоприятный фон
Помимо сравнительно негативной экономической конъюнктуры губернаторство Алиханова сопровождалось довольно неплохим общим фоном. В Калининграде состоялся Чемпионат мира по футболу, сопряженный с большим объемом работ по благоустройству в городе и непродолжительным ростом выручки отрасли гостеприимства.
Кроме того, федеральные власти запустили программу «Безопасные и качественные дороги». Она предполагала, что центрам почти четырех десятков агломераций с населением свыше 500 тыс. человек федералы дают половину средств на ремонт основных дорог. Благодаря ей удалось отремонтировать несколько центральных улиц Калининграда.
Отчасти к общему фону можно отнести и решение Федерации дать денег на строительство онкоцентра. Изначально в команде Алиханова было неоднозначное отношение к данному проекту. Озвучивалось мнение, что объект может быть малоэффективен в провинции. Однако мощный запрос населения на окноцентр был услышан в Кремле.
Впрочем, главным элементом положительного фона является тот факт, что Калининградская область остается одним из немногих регионов России, где растет численность населения. Правда, растет она не за счет высокой рождаемости, как в регионах Кавказа, а благодаря нарастающей миграции из других российских регионов.
Текст — Вадим Хлебников, фото — Виталий Невар, Алексей Милованов, «Новый Калининград»
Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав
Ctrl+Enter