Очередной воркшоп по публичным пространствам с участием городских общественников и специалистов КБ «Стрелка» в Калининграде сформировал общие очертания будущей работы архитекторов «по заказу» горожан. Горожане фонтанировали идеями над картами города, правительственные архитекторы отмалчивались в стороне, корреспонденты «Недвижимости Нового Калининграда» наблюдали, что же из всего этого получится.
Предыдущее «совещание» о том, как должен выглядеть город, после инициированной «Стрелкой» реформы, прошло в ином формате — тогда, в декабре прошлого года, слово давали специалистам. Активен был бывший главный архитектор города, тогда еще только переходивший в облправительство, Вячеслав Генне. Слово давали архитекторам из британской компании Barker Langham, которые пытались привнести западный взгляд на градопланирование Калининграда. В итоге в декабре, кажется, пришли к общему пониманию городского пространства, но конкретики так и не добились.
В январе «Стрелка» в Калининград вернулась, чтобы выслушать уже мнения условно простых горожан о том, как конкретно они хотят изменить улицы, набережные и переулки. В рабочих группах из активистов, объединившихся по своему разумению, «Новый Калининград» заметил культуролога и идеолога почившего проекта «Сердце города» Александра Попадина,
Технически обсуждение будущего городских пространств мало чем отличалось от любого другого семинара такого рода: деление на группы, мозговой штурм, фиксирование предложений, если они принимаются большинством, а затем короткая презентация для общей аудитории. Без длительного обсуждения, без расчетов с точки зрения архитектуры, экономики и юридических норм. Зато с подробными
Привокзальная площадь: убрать парковку и сделать сквер
Под привокзальной площадью специалисты «Стрелки», как выяснилось, подразумевают территорию площади Победы у Калининградского делового центра, в здании которого раньше был Северный вокзал Кёнигсберга. А если точнее — огромную парковку на этой территории, которую, уверены урбанисты, необходимо убрать (например, под землю).
Прозвучали предложения организовать «комфортную соразмерную человеку площадь», сделать парковку для туристических автобусов, открыть проход через здание КДЦ к Северному вокзалу и расчистить территорию от ларьков. В самом здании участники встречи предложили открыть
Вячеслав Генне выступил за оборудование полноценного пригородного автовокзала у Северного, где сейчас останавливаются автобусы в сторону побережья. «Там нужен навес, там нужно комфортное покрытие. Это самое посещаемое место в этой части, наверное, — пешеходный переход „Европа“-Черняховского и Северный вокзал. Всё, что происходит вокруг Макдоналдса, — это наш сложившийся пригородный вокзал, все направления — Зеленоградск, Светлогорск, люди стоят на одной ноге на тротуаре», — сказал он. По словам Генне, необходимо сделать нормальный пересадочный узел.
Небольшой спор возник по поводу проезда между КДЦ и парковкой — одни выступили за то, чтобы сделать эту зону полностью пешеходной, другие отметили, что это усугубит транспортную обстановку. Вопрос так и остался открытым.
Чтобы ознакомиться с предложениями горожан по Привокзальной площади, вы можете приблизить те или иные объекты на карте. Кликнув на зоны, обозначенные на карте голубым цветом, вы можете прочесть во всплывающем окне предложения по изменению пространства.
Ленинский проспект: безбарьерная среда, два сквера и благообразный курдонер
Обсуждение будущего Ленинского проспекта в свете недавней — и частично еще незавершившейся — реставрации, носило характер «исправления ошибок»: на что не обратили внимания авторы концепции
Историческую составляющую предложили использовать и в логике организации пространства. Писатель Александр Попадин обратил внимание участников воркшопа на то, что на Ленинском существуют парные скверы треугольной формы: между Ленинским и Житомирской — и между Ленинским и Театральной. В первом
Чтобы ознакомиться с предложениями горожан по Ленинскому проспекту, вы можете приблизить те или иные объекты на карте. Кликнув на зоны, обозначенные на карте красным цветом, вы можете прочесть во всплывающем окне предложения по изменению пространства.
Центральная площадь у Дома Советов: оживить площадь и открыть руины
О главной болевой точке города можно говорить бесконечно, но особого смысла в этом нет — десятилетняя история разнообразной активности вокруг этого места наглядно демонстрирует, что к общественности, в случае
«В ближайшее время вы увидите движение на этой территории, администрация будет готовить её к
Чтобы ознакомиться с предложениями горожан по Центральной площади, вы можете приблизить те или иные объекты на карте. Кликнув на зоны, обозначенные на карте красным цветом, вы можете прочесть во всплывающем окне предложения по изменению пространства.
Набережная Преголи: вид на Рыбную деревню, мосты на Кнайпхоф и причал у биржи
На набережной Преголи вокруг острова Канта начинающим урбанистам было где развернуться. Здесь есть целый ряд пространств, которые буквально кричат о необходимости облагородить их, внести в них изменения и встроить в общую концепцию Кнайпхофа и Рыбной деревни. Предложения общественников на этом этапе обсуждения, как мы уже указывали, не требовали финансового подтверждения возможностей регионального и городского бюджетов, а потому давали участникам воркшопа возможности для разгула фантазии.
Так, на картах центральной части города появились два пешеходных моста на остров Канта, фонарное освещение на территории Альтштадта — сквера напротив острова Канта со стороны Московского проспекта, видовый ресторан напротив «Рыбной
Чтобы ознакомиться с предложениями горожан по набережной Преголи, вы можете приблизить те или иные объекты на карте. Кликнув на зоны, обозначенные на карте фиолетовым цветом, вы можете прочесть во всплывающем окне предложения по изменению пространства.
Остров Канта: вытащить скульптуры из кустов и привести в порядок парк
По поводу острова Канта Александр Попадин сразу безапеляционно заявил — необходимо проводить международный конкурс и убирать баскетбольную площадку. Сторонников стритбола на руинах Кнайпхофа на встрече не обнаружилось.
Среди основных предложений по благоустройству были: строительство новых мостов (хотя некоторые участники встречи испугались, что это сделает остров транзитным местом), извлечение скульптур из кустов и сопровождение их информационными стендами, приведение в порядок зелёных насаждений, ремонт лестниц с эстакадного моста (и строительство новых) и организация видовых точек.
Кроме того, общественники выступили за ремонт набережных, открытый доступ к воде и расчистку фундаментов одной из исторических улиц Кнайпхофа, чтобы создать музей под открытым небом.
Чтобы ознакомиться с предложениями горожан по острову Канта, вы можете приблизить те или иные объекты на карте. Кликнув на зоны, обозначенные на карте коричневым цветом, вы можете прочесть во всплывающем окне предложения по изменению пространства.
Улица Черняховского: обзорные площадки, приоритет автомобилистам и новый взгляд на руины
Концепция улицы Черняховского как внутригородской магистрали тоже осталась без изменений. Звучали предложения перенести пассажирские потоки на параллельные улицы, внутридомовые территории и дворы, а улицу Черняховского отдать автомобилистам. Отсюда — большое количество парковок, как реверанс в сторону транзитных пешеходов — новые пешеходные переходы, в том числе от Нижнего озера в Верхнему. Историческая составляющая прилегающих к Черняховского пространств касалась лишь бывшего
Чтобы ознакомиться с предложениями горожан по улице Черняховского, вы можете приблизить те или иные объекты на карте. Кликнув на зоны, обозначенные на карте синим цветом, вы можете прочесть во всплывающем окне предложения по изменению пространства.
Улица Пролетарская: асимметричный профиль, проход к университету и на велосипеде по кварталу
Предложения по улице Пролетарской, вопреки ожиданиям, оказались довольно радикальными. Казалось бы, тихая улица, на которой не так много автомобильного движения — но именно обсуждение этого объекта расширилось не только по времени, но и по географии — участники дискуссии предложили рассматривать не только саму улицу, но и весь прилегающий к ней квартал: как минимум от Рокоссовского до Нижнего озера.
Одним из самых резких предложений — его автором опять оказался Александр Попадин — стало формирование асимметричного профиля улицы. Одну сторону Пролетарской предложили превратить в сплошную парковку — и даже, возможно, выделить для этого отдельную полосу на проезжей части. Вторая сторона Пролетарской в воображении
Чтобы ознакомиться с предложениями горожан по улице Пролетарской, вы можете приблизить те или иные объекты на карте. Кликнув на зоны, обозначенные на карте зеленым цветом, вы можете прочесть во всплывающем окне предложения по изменению пространства.
Литовский вал: вернуть остановки и жизнь в зелёную зону
Здесь все участники были единодушны в том, что нужно сохранить и облагородить парковую зону вдоль ручья как часть так называемого «пояса Шнайдера». Вспомнили и о проекте «Вал» и предложили, собственно, ориентироваться на него.
Отдельно участники отметили необходимость создания дополнительных переходом и подъёмов вдоль вала и возвращение пешеходных переходов и остановок общественного транспорта. Анна Алимпиева подчеркнула, что этот участок фактически выведен из городского оборота —
Решено было, что Литовский вал необходимо включить в единый туристический маршрут — от площади Победы через «пояс Шнайдера», к Закхаймским воротам и далее по набережной до Музея Мирового океана. Но для этого прогулочную зону надо сделать действительно прогулочной, а не просто существующей для отчёта.
Чтобы ознакомиться с предложениями горожан по Литовскому валу, вы можете приблизить те или иные объекты на карте. Кликнув на зоны, обозначенные на карте зеленым цветом, вы можете прочесть во всплывающем окне предложения по изменению пространства.
Задачей КБ «Стрелка», работающей через АИЖК с правительством Калининградской области, было узнать, чего хотят от города сами калининградцы — пока это не более чем социологический опрос. Сформированный коллективным городским разумом «заказ» рано или поздно ляжет на стол к профессиональным архитекторам, его неоднократно «покромсают» профессиональные бухгалтеры, а потом своим взглядом оценят профессиональные чиновники. Как после этого тройного фильтра будет выглядеть мечта простого калининградца об удобном и красивом городе, вряд ли можно спрогнозировать, однако сам факт подобного запроса (если от него в итоге хоть что-то останется) должен внушать некоторый оптимизм. Хотя пока что опыт всех предыдущих подобных «упражнений в прекрасном», к сожалению, говорит об обратном.
Текст — Александр Жиров, Татьяна Зиберова, фото — Виталий Невар, Татьяна Зиберова, карты — Александр Жиров.