Один из самых востребованных
«Даже
— Какие тенденции в ресторанной сфере Калининграда ты, как активно работающий
— Изменения однозначно есть. Есть огромный сегмент заведений, которые можно в общем охарактеризовать
Может быть, это своего рода пир во время чумы. Если помнишь, в 2008–2009 годах люди тоже активно проедали деньги. А может быть, и пропивали, рестораторы не говорят, что их гости делают больше — пьют и закусывают или едят и запивают. Уникальность момента в том, что назрела революционная ситуация: низы не хотят, а верхи не могут. Потребители хотят
— А они в самом деле хотят? Получается
Гостями «Открытой кухни» стали основатели, пожалуй, единственного в городе
— Верно. Но средние потребители не имеют представления о том, как делается даже правильный салат «Цезарь». Но это и не нужно. В то же время появляются особенные, новые заведения, к примеру — «Браво Италия» на Правой набережной,
Такие форматы набирают популярность, активно набирают.
— Но это, всё же, формат некоей местной инициативы, тут не нужны огромные инвестиции, франшиза…
— Но, тем не менее, это бизнес в сфере общепита, весьма затратный на входе. Даже
С
— Не клиенты ходят за тобой, а ты ездишь за клиентами.
— Да, за потоком. А у нас это делать нельзя. Ты покупаешь машину на колёсах, мобильную, чтобы навечно приковать её к одной точке. Тема довольно странная.
— В Москве ведь
— Можно заниматься лоточной торговлей, но
«Чтобы поехать на море, перекус по пути не нужен»
— Про
— Не совсем соглашусь. Калининградцы — народ довольно мобильный, у нас огромное, по сравнению с иными регионами России, количество загранпаспортов на руках, люди ездят по миру активно. И они умеют сравнивать: даже в Европе традиции уличной еды развиты хорошо, что уж говорить об Азии.
— Тогда почему, если мы так мобильны и так хорошо умеем сравнивать, при пересечении границы с той же Польшей мы попадаем в совершенно иную реальность?
— Для меня это тоже в некотором роде загадка. Наверное, запроса нет.
— А нужен особенный спрос? В девяностые годы в Польше ведь ничего этого не было. Неужели паны приезжали на заправки и говорили: «Ах, как бардзо плохо, что у вас сосисок нет…»?
— Дело ещё в том, что Польша довольно крупная и автомобильная страна. Там много ездят, чтобы переехать её из конца в конец, нужен целый день — и за это время ты наверняка проголодаешься. У нас самое дальнее направление — в сторону Виштынца, как раз посередине стоят Талпаки с чебуреками. А чтобы поехать на море, перекус по пути не нужен.
Конечно, догма про спрос, определяющий предложение, есть серьёзный пережиток марксизма. Спрос — это выбор из нескольких предложений, если нет ни одного, то откуда взяться спросу? Люди не знают, что они хотят новый айфон, пока им его не предложат.
— Кстати, о Польше. В Калининграде сегодня нет ни одного заведения польской кухни. Вообще ни одного. При этом Польша — вот она, рукой подать, но проникновение кулинарии у нас через границу нулевое, если не считать контрабандных сосисок.
— Гораздо удивительнее, что никто не открыл заведения с
— Так ведь традиции давно убиты, надо лезть в
— Достаточно съездить в соседний Берлин.
— Но
— Может быть, дело в том, что мы и в самом деле можем взять да и съездить на выходные в Польшу? А чаще, чем пару раз в месяц, те же фляки не поешь (смеется).
Но
— Они очень боятся, особенно глядя на судьбы некоторых литовских инвестиций.
— И правильно делают. Поляки делают у себя проекты под нас, в Эльблонге в прошедшие выходные открылся торговый центр, сделанный специально под калининградцев с карточками МПП. Злотый, конечно, подорожал, но они снизили цены, и туда вновь выгодно ездить за покупками.
«Что мы можем предложить, кроме угря и пеламиды?»
— Вернёмся тогда к местной еде. Есть версия, что разнообразные хорошие инициативы у нас убивает банальная человеческая жадность.
— Возьми парк «Юность», шикарное, казалось бы, место для общепита. Там 18 точек для торговли едой. Но при этом очень мало чего приличного; можно съесть
— А откуда может взяться потенциал для изменений? Ведь уже десятилетиями нет кардинальных изменений, и если вдруг хочется хорошо поесть, люди в основной своей массе едут в Литву или Польшу искать гастрономических приключений. А у покидающих Калининград туристов впечатления о ресторанах вряд ли будут на первом месте.
— Хотя путешествуя, мы запоминаем места в изрядной степени по еде, это большой пласт впечатлений от отпуска. Что мы можем предложить, кроме угря и пеламиды?
Но изменения если и могут происходить, то очень и очень медленно. Недавно я общался с бывшим
— Свинина — это славно, и мы вроде бы даже умудрились ей сами себя в минувшем году обеспечить. Но вот что из неё готовят? Абстрактную отбивную, условный шашлык и некую котлету? У нас же нет и не предвидится ни одного яркого местного блюда из «знаменитой калининградской» свинины. Весь мир знает итальянские копчёности — прошутто, спек, пармскую ветчину. Хотя вначале у простых фермеров была необходимость
— Ну, у нас есть сало, и довольно неплохое.
Изначально этот праздник назывался Днем длинной колбасы, а в этот раз — видимо,
— Вот и всё остальное так: неплохо. Не хорошо и не плохо. Так ведь и с гастрономическими праздниками — День колбасы, День селёдки… Можно ли избавиться от неизбежно присущей им советской, перестроечной кондовости с примесью довольно гнусной коммерциализации? Потому что День колбасы, превращающийся в день бутерброда лишь потому, что организаторы решили привлечь дополнительного спонсора — это
— Это всё ужасно и удручающе. Но, может быть, тот же фестиваль «Street food weekend», прошедший, на мой взгляд, с огромным успехом в прошлом году, способен подтолкнуть изменения. И в нынешнем году он обещает пройти не менее интересно.
Когда я впервые услышал об этом мероприятии, я подумал, что это будет некий междусобойчик для «хипстоты». Соберётся небольшая прослойка людей, которых можно встретить в «Квартире» у Артёма Рыжкова и в «Артишоке», и
— Вот, кстати, возвращаясь к вопросу о спросе и предложении. Те тысячи людей, которые пришли на «Street food weekend», ведь не ходили перед этим по городу и не ныли: «Ах, ну где же мне съесть бургер и фалафель». Но предложение появилось, и внезапно оказалось, что спрос огромен. Несмотря на далеко не самые низкие цены, это вовсе не шаверма за сто рублей. Чтобы попробовать хотя бы несколько блюд, нужно было потратить 500–700 рублей.
— Вот именно, бургеры по 350 рублей разлетались там только так. Кстати, недавно я говорил с одним из участников фестиваля, проектом «Rattler», которые как раз делали эти бургеры. Они меня очень расстроили, сказав, что в современных реалиях, с учётом цены говядины, они не могут делать бургеры. Потому что продажную цену в 350 рублей для
«Мы не любим смотреть вперёд»
— У нас ведь есть целая куча направлений господдержки частного бизнеса. В сельское хозяйство вваливают миллиарды бюджетных рублей, субсидируют переработку. Но ресторанная сфера — наверное, мелочь для государственных людей? О
— Нужно не мешать. Во всём мире мелкий бизнес обеспечивает не только наполняемость бюджета, но и самозанятость населения. У государства не болит голова, люди не ходят по улицам, не убивают друг друга, они готовят бургеры с
— У нас же участие государства автоматически превращает любой процесс в этакий День длинной колбасы с бутербродами и ансамблем «Бубенцы». Волшебной палочкой — тыц, и всё возвращается в 1989 год.
— Но ведь государственное субсидирование малого бизнеса есть, и есть довольно давно. Но про это особо никто не знает и не говорит.
— Причём субсидирование целой кучи всего, имеющего отношение к ресторанному бизнесу — закупку оборудования, обучение персонала, участие в выставках. Только тут есть один нюанс: ресторанная сфера под условия большинства программ поддержки малого и среднего бизнеса не особо подпадает.
— Впрочем, люди и сами во многом виноваты. Ниш очень много, в том числе и в сфере общепита, бери да делай. Системы налогообложения и отчётности для мелкого и малого бизнеса в России весьма лояльны.
— В нынешних условиях не очень понятно, откуда брать деньги, чтобы брать и делать — кредиты стали
— Если
— Может, просто хотим сразу, быстро и всего?
— Прости, какое сразу и быстро? Мы стартовали вместе с Польшей и Литвой в начале девяностых, причём у поляков были условия похуже, калининградцы возили им еду продавать, потому что там жрать было нечего. Прошло двадцать лет — за это время можно многое сделать, посмотри на соседей. А ведь наша страна намного богаче Польши в потенциале.
«Западло быть халдеем»
— Я, впрочем, не про то; у нас
— Ну да,
— Ребрендинги «Зари» мы уже устали считать. Почему мы не хотим сохранять, ценить преемственность?
— Андрей Левченко
—
— Но при этом средний чек ненамного выше многих заведений в центре города. Зато меняется аудитория; если несколько лет назад можно было посмеиваться над теми же хипстерами, потому что у них не было денег, то теперь они подзаработали и вполне могут диктовать предложение спросом.
— Однако ситуация, когда хозяин заведения хотя бы постоянно присутствует в зале, а уж тем более — может постоять за стойкой, встретить посетителя и принести ему заказ, есть скорее исключение. Между тем, в пресловутой Европе это обычная история, и там хозяин не стесняется и тарелки за клиентами убирать. Чувствовать ритм жизни своего заведения, впитывать эмоции клиентов.
У нас же в большинстве случаев хозяин находится
— По той же причине, по которой официантами у нас работают, в основном, студенты, а не взрослые люди. Западло быть халдеем, грубо говоря. Но ведь от любой работы можно получать кайф, если делаешь её хорошо. И не только кайф, но и деньги. Единственный шанс быть счастливым от того, что ты делаешь — делать это хорошо. Вне зависимости от того, что это за работа.
Я
Но всё это про мелкий бизнес. У нас, к сожалению, очень сложно делать ресторанный бизнес мелким. Масса препонов, большой входной билет, длинные инвестиции, алкогольная лицензия, санэпидтребования… В Европе ни в одном семейном ресторане ты никогда не увидишь технологических карточек на кухне. У нас же всё ими увешано.
— Каковы же перспективы, особенно на фоне очевидного экономического кризиса?
«Рестораны Нового Калининграда.Ru» съездили на обед в заведение «Браво, Италия!» на Правой набережной, съели две тарелки пасты и подумали, что было бы хорошо, если бы городские столовые были похожи на это место.
— Думаю, будут появляться заведения нового формата, похожие на ту же «Браво Италию». Заведения, которые не тратятся на ненужные вещи. У нас ведь очень часто люди путают кафе и рестораны. В кафе едят, пьют кофе, может быть — проводят быстрые деловые встречи, но не проводят вечера. Это не выставки дизайна и мебели, дизайн там утилитарный — удобно, чисто, не больше. Я прихожу туда смотреть в тарелку, а не на венецианскую штукатурку. В Калининграде зачастую нет разницы, но разделяться нужно. Будет больше демократичных, дешёвых форматов с хорошим качеством продуктов и блюд, но без лишних вложений.
— А люди захотят больше работать? Вокруг, несмотря на негативные экономические явления, процветает этакая странная итальянская ленца. Поработал годик собственником кафе — и надо уже машину, отпуск в Европе и зарплату
— У тех же итальянцев есть такое же желание, да. Но там,
— Ещё бы путь развития поменялся, от экстенсивного — больше, больше, больше точек с
— Мы придём к этому только когда рынок насытится. Когда откроется очередная точка с пиццей и суши, а туда никто не придёт. Потому что хватит. И хозяин подумает — а, может, стоит, наконец, делать
Текст — Алексей Милованов, фото — Виталий Невар