«Артамонова, подай мне лимонад!»: как работает благотворительный официант

«Артамонова, подай мне лимонад!»: как работает благотворительный официант «Артамонова, подай мне лимонад!»: как работает благотворительный официант «Артамонова, подай мне лимонад!»: как работает благотворительный официант «Артамонова, подай мне лимонад!»: как работает благотворительный официант «Артамонова, подай мне лимонад!»: как работает благотворительный официант «Артамонова, подай мне лимонад!»: как работает благотворительный официант «Артамонова, подай мне лимонад!»: как работает благотворительный официант

«Рестораны Нового Калининграда.Ru» приняли участие в проекте «Добрая суббота», суть которого в том, что раз в субботу в «Weiss Cafe» работают благотворительные официанты — их зарплата за смену и чаевые отправляются в Фонд поддержки взрослых людей с тяжелыми заболеваниями «Луиза». Как все это работает, сколько чаевых оставили за пять часов работы — в нашем специальном репортаже.

Собеседование на должность официанта я проходила три раза: два (первый в 18 лет, второй — в 19) окончились ничем, третий (в то бездельное лето разносить выпивку и закуски в шашлычной при лодочной станции и правда мне хотелось больше всего) — каким-то двусмысленным предложением со стороны потенциального работодателя и, как следствие, тоже ничем. Больше об этой работе я не мечтала. К тому же в дальнейшем так сложилось, что в большинстве своем к официанту относишься как к неизбежному злу, которое делает все «слишком»: слишком долго не обращает на тебя внимания, слишком медленно несет заказ, слишком быстро идет забирать счет.

Для того, чтобы наловчиться таскать подносы с посудой, у меня в общей сложности было два с половиной дня. Не могу сказать, что тренировалась я регулярно — подноса дома не обнаружилось, но зато теперь я могу на манер если не официанта, то точно проводника в поезде удержать и пронести в одной руке четыре пустых чайных чашки (без блюдец) или несколько бокалов.

1001.jpg

Суббота, четыре часа дня, благотворительных официантов в кафе двое — я и девушка Наталья, больше в кафе официантов нет в принципе. Есть еще девушка за баром, которая с кафе связана вполне себе рабочими, а не благотворительными отношениями. Есть кураторы «Доброй субботы» и благотворительный официант Ольга, которая свою смену уже отработала и теперь в качестве гостя ждет свое какао — какао пропало где-то в недрах бара, справиться о судьбе напитка и выручить его удалось через полчаса.

Стажировка благотворительного официанта занимает полчаса: подать меню, представиться, рассказать о проекте, спросить про то, что принести сразу, передать заказ на бар, взять чек (если заказали блюдо) и отнести его на кухню, забрать с бара напиток и подать, забрать с кухни блюдо и подать, вовремя унести грязную посуду, вовремя принести счет. Ничего сложного.

Меню небольшое, при желании его можно выучить за десять минут. Нет только куриного бульона с лапшой, и в перечень напитков не внесен глинтвейн. Большой популярностью пользуются запеканка с языком, штрудель с творогом и персиками, недорогие вина по бокалам. Гостей в субботу в «Weiss Cafe» немного. 

Их можно поделить на две категории: те, кто пришли поддержать знакомого официанта, и те, кто пришли по купонам «Биглион». Первые неохотно снимают куртки, вторые — предпочитают обедать в шапках (в кафе прохладно, работают теплопушки, периодически вылетают пробки). О благотворительной акции и те, и другие гости слушают с вежливым интересом, в подробности не вдаются.

1008.jpg

Мои первые гости — это семейная пара средних лет. Зашли, верхнюю одежду не сняли, но зато сняли шапки (и на том спасибо), пристроили под столом пакеты с покупками и коробку с дрелью, вежливо выслушали мою короткую речь о благотворительности (мужчина смотрел не в меню и не на скатерть, а косился на коробку с дрелью), оживились при упоминании скидки в 20% на горячие напитки, заказали латте и эспрессо. Всё выпили, оставили на чай пятьдесят рублей, ушли в метель. На ближайшие два с половиной часа это были единственные гости, которых я лично не знала. Дальше пошли друзья и коллеги.

Пришел Илья Шуманов, один из первых благотворительных официантов и автор идеи проекта «Добрая суббота». Заказал двойной капучино (перед этим попросил узнать, появились ли под двойной специальные большие чашки, если нет, то подавать по одной порции) и сэндвич с курицей. 

Капучино я отнесла Илье через десять минут, потом еще минут десять просто смотрела по сторонам и беспричинно радовалась, потом вспомнила про сэндвич с курицей и поняла, что не передала этот заказ на кухню. 

Сперва отправилась на кухню, потом к Илье извиниться, потом отнесла ему второй капучино, получила дозаказ на более крепкие напитки, выдохнула, про кухню больше не забывала.

Пришли друзья — семейная пара с ребенком. Ребенок узнал меня в новом обличье, радостно закричал, подергал за фартук и приказал «Артамонова, подай мне цитрусовый лимонад!». Родители есть не захотели, заказали по глинтвейну. 

1005.jpg

Передала заказ на бар. Домашний лимонад здесь подают в графинах. Бармен запихнула в кувшин погружной блендер, содержимое кувшина выплеснулось на столешницу: если три минуты я еще про себя ныла, что все напитки готовятся слишком медленно, то теперь так же про себя стала просить какого-то высшего барного бога, отвечающего за содержимое всех стеклянных емкостей, не спешить. В кувшин положила коктейльные трубочки всех цветов — ребенок мое старание оценил, попробовал лимонад по очереди из каждой и радостно подытожил: «Он слишком, слишком холодный!». Родители ждали глинтвейн.

Пока готовился глинтвейн, соседний столик заняла еще одна дружеская делегация — они заказали запеканку с языком, кофе и ягермайстер. Кофе для этих друзей появляется на моем подносе одновременно с глинтвейном для семейной пары. Поднос, переполненный чашками и бокалами, оказался в руках, а мое лицо, судя по реакции столиков, приняло озадаченно-придурковатое выражение. 

«Неси! Неси! Быстрее! Не урони!» — стали скандировать мои друзья, которые решили в этот момент побыть не только благотворителями, но и личными тренерами обслуживающего персонала. 

Не отставал от них и мой коллега-фотограф, который должен был запечатлеть взлеты и падения моей новой карьеры, и, видимо, ожидая именно падения, заставил меня вернуться с подносом обратно и пройтись еще раз: «Ты слишком быстро это сделала, я не успел ничего сфотографировать».

1013.jpg

Пришли еще одни друзья — тоже семейная пара. Эти особо не выбирали, заказали глинтвейн, кофе и сладкое. С видом ценителей десертов они методично потрошили творожный пирог с персиками. Я смотрела на них с нескрываемой ненавистью. Пирог не доели, глинтвейн выпили, апельсиновые корки обглодали, оставили на чай в общей сложности рублей двадцать мелочью. Если бы существовали при кафе «черные списки», то таких бы гостей я внесла в этот список сразу же. Историю о том, на что именно пойдут благотворительные средства, я рассказала им два раза: первый — когда подавала меню, второй — когда принесла чек и сдачу. Ну что ж, двадцать рублей — деньги.

Обидно, что не пришло мое непосредственное редакционное начальство: для этих гостей у меня была припасена и отрепетирована фраза «Ну что, пожрать пришли?» (произносится без улыбки). 

Пришлось изменить заготовленный вариант на: «Может, закажете что-нибудь, молодой человек?» — и адресовать ее фотографу. Фотограф заказал латте, пил его минут тридцать. Бармен заволновалась: «А он за него заплатит?».

Пять часов смены прошли незаметно. Пока нет гостей — протираешь столы, чистишь персонники, складываешь меню. Напарница Наташа с нескрываемым удовольствием по-хозяйски натирала бокалы. Скучать не приходилось.

1015.jpg

Последним моим гостем стал молодой человек — похож на старосту какой-нибудь студенческой группы, в рубашке и джемпере. Заказал салат «Цезарь»  и глинтвейн без меда, спустя полчаса — глинтвейн с медом (салат остается нетронутым: «Я пока жду спутницу, вот она придет, и, может быть, закажу что-то другое»), на третий раз сказал, что разницу между глинтвейнами не почувствовал и попросил повторить тот, что с медом. Когда моя смена подходила  к концу, третий глинтвейн был выпит наполовину, «Цезарь» расковеркан, а спутница так и не появилась, молодой человек говорил в трубку очень неприятным голосом: «Сука, сколько тебя еще ждать можно?». За окошком падал снег. Чтобы не погружаться в перипетии личной жизни гостя, пошли с напарницей считать выручку: вместе с зарплатой за смену набралось пять тысяч рублей. Неплохо. В следующую субботу в кафе продлится та же самая акция: вы сможете поддержать взрослых больных — для этого всего лишь нужно пообедать или выпить кофе.

Текст — Александра Артамонова, фото — Денис Туголуков

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]