Кто успел, тот и сел: кто отвечает за безопасность аттракционов

Все новости по теме: Безопасность

На прошлой неделе в калининградском Центральном парке из-за неисправной карусели пострадали мужчина и ребёнок. В России в год происходит не менее 10 несчастных случаев на аттракционах. «Новый Калининград.Ru» попробовал разобраться, кто отвечает за безопасность в парках развлечений и регулирует ли как-то государство эту сферу.

Что произошло?

В субботу на аттракционе «Вальс» в Центральном парке развалилась кабина. Пострадали 27-летний мужчина и 7-летний мальчик — их вышвырнуло с карусели. Мужчину с открытой черепно-мозговой травмой доставили в БСМП, а ребёнка в тяжёлом состоянии — в Детскую областную больницу. У мальчика перелом левой ключицы и сотрясение мозга. Возбуждено уголовное дело, мэрия обещает перетрясти все карусели в городе, а компания, проводившая техническую проверку аттракциона, утверждает, что он был неисправен.

Карусель закрыли?

Да, аттракцион сейчас закрыт и опечатан. Проверкой занялись правоохранительные органы. Остальные карусели работают в прежнем режиме. В среду Следственный комитет возбудил уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст. 238 УК РФ (производство, хранение, сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности). «В настоящее время в рамках возбужденного уголовного дела проводятся необходимые следственные действия, в том числе проводятся допросы лиц из числа собственников, арендаторов аттракциона „Вальс“, а также лиц, осуществляющих эксплуатацию аттракциона в Центральном парке культуры и отдыха», — сообщили в пресс-службе регионального управления СК РФ.

_NEV0188.jpg

Кто отвечает за состояние аттракциона?

Владелец карусели. И это не Центральный парк, о чём сразу же сообщила директор парка Элла Кадочникова. У карусели есть хозяин, и с ЦПКиО его связывал договор аренды. Это довольно распространённая практика. Например, только в этом году парк провёл несколько закупок на размещение аттракционов.

Например, по условиям договора аренды одного из аттракционов ЦПКиО платит за его использование 1,5 млн рублей. В обязанности арендатора входит также продажа билетов и обеспечение аттракциона контролёром. Подготовка площадки, монтаж, демонтаж, технический ремонт, обслуживание и регистрация аттракциона в службе Гостехнадзора ложатся на плечи арендодателя, то есть владельца карусели. Также владелец обязан ежегодно проводить освидетельствование аттракциона и представлять арендатору документы, подтверждающие допуск аттракциона к эксплуатации.

«Арендатор, при любых обстоятельствах, не несет ответственности за возможный ущерб, причиненный посетителям аттракциона, ответственность за это несет Арендодатель», — указано в каждом договоре аренды, размещённом на сайте госзакупок.

Значит, аттракционы должны проверять?

Директор ЦПКиО Элла Кадочникова утверждает, что в начале лета все аттракционы прошли проверку, в том числе и злополучный «Вальс». Однако в компании «Диамет», специалисты которой проводили освидетельствование, нам сообщили, что именно «Вальс» среди всех аттракционов был признан неисправным. «Мы проверяли 4 июня, наш специалист приезжал, сделал заключение, что аттракцион неисправен, требует ремонта и не отвечает требованиям безопасности. Остальные аттракционы были признаны исправными», — сообщили в компании. Получить по этому поводу комментарии у руководства парка не удалось.

_NEV0191.jpg

Как вообще происходит допуск аттракционов?

Тут всё ещё сложнее. С 1 сентября все новые аттракционы должны пройти обязательную сертификацию (до этого она была добровольной). Немеханизированным аттракционам надо получать декларацию о соответствии. Однако касается это, ещё раз подчеркнём, только новых каруселей. Уже действующим аттракционам сертификацию проходить необязательно. Новый механизм уже вызывает множество вопросов у людей, работающих в этой сфере — например, по словам специалистов, в России сегодня есть только одна организация, аккредитованная для обязательной сертификации аттракционов. Не очень понятна пока и схема ввоза каруселей из-за границы.

Что касается ежегодного освидетельствования, то это пока что дело добровольное — единого федерального закона, обязывающего проводить проверки на соответствие стандартам безопасности, нет. «В большинстве регионов проверяют ежегодно, но законодательно это не закреплено. Местные законы в некоторых регионах есть, у вас — не знаю. Но последние лет пять мы проверяли», — рассказали в «Диамете».

С 2010 года в Калининграде все аттракционы обязаны проходить постановку на учёт в региональной Службе Гостехнадзора. Но делается это опять же перед установкой — в службу подаются документы, Гостехнадзор ставит карусель на учёт и включает в реестр. Надзорные функции служба не осуществляет, подчеркнули в региональном Гостехнадзоре.

И никто ничего не собирается менять?

В данный момент в Евразийском экономическом союзе идёт утверждение техрегламента «О безопасности аттракционов». Его планируют принять до конца года. «Оценка соответствия аттракционов требованиям техрегламента будет проводиться в формах сертификации или декларирования, в зависимости от степени потенциального риска, перед выпуском в обращение. Дальше, перед вводом в эксплуатацию, будет осуществляться постановка на учет — регистрация аттракциона, и в течение назначенного срока службы (не реже раза в год) — техническое освидетельствование. Сертификация и декларирование проводятся по единым правилам, так как выпуск в обращение осуществляется на единой территории, а регистрация и техническое освидетельствование — по правилам государства, где аттракцион будет эксплуатироваться», — сообщается на сайте Евразийской экономической комиссии. Федерального закона, требующего проводить ежегодное освидетельствование, в России, повторимся, нет.

_NEV0198.jpg

А что теперь будет в Калининграде?

Глава города Александр Ярошук пообещал, что мэрия проверит все аттракционы в городе. «Проводятся проверки. Все сертифицированы аппараты. Мы проводили все технические осмотры, допуски все были. Сейчас проверяем и других. Потому что это все аттракционы не наши, не города. Мы только предоставляем место. Но тем не менее они открываются только с разрешения специализированных органов, — заявил Ярошук. — Сейчас будут разбираться специалисты, специальные органы, которые будут смотреть, в чем там причина произошла. Бывает же, что машины ломаются или что-то там горит у них, их отзывают и смотрят. Сейчас разбираются специалисты. Я вам сейчас не прокомментирую, из-за чего это могло произойти». По словам градоначальника, приезжие луна-парки также будут проверять. Конечно, должны быть проверены, должна быть сертификация соответствующая», — заключил Ярошук.

И как же убедиться, что на аттракционе безопасно кататься?

Получается, что никак. По факту, на стенде перед каруселью должно быть указано, что он прошёл проверку и безопасен. Однако, как показала практика, это не панацея. Проверку проводят частные фирмы, которые не могут обязать закрыть карусель, они могут только написать в заключении, что та неисправна. Почему неисправная карусель продолжала работать, разбираться будут уже правоохранительные органы.

Фото — Виталий Невар, «Новый Калининград.Ru»

Текст: Татьяна Зиберова

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.