Важные события понедельника: президент страны Владимир Путин озаботился ситуацией со строительством стадиона в Калининграде и реконструкцией аэропорта и потребовал от губернатора Николая Цуканова срочно наверстать отставание — во что бы то ни стало; а в калининградском «Храброво» одна за другой закрываются программы чартерных полетов на вроде бы популярных направлениях.
Путин требует стадион
Положение некоторых калининградских чиновников оказалось весьма незавидным. На «успехи» в подготовке региона к Чемпионату мира по футболу 2018 года обратил своё высочайшее внимание президент страны Владимир Путин. И потребовал срочно наверстать отставание — во что бы то ни стало.
Накануне, как стало известно в понедельник, на сайте Кремля появилось поручение, подписанное Путиным. «Совместно с высшими должностными лицами (руководителями высших исполнительных органов государственной власти) Калининградской и Самарской областей обеспечить решение вопроса передачи подрядчику (АО „Крокус Интернэшнл“) земельного участка для строительства футбольного стадиона в Калининграде и его инженерного обустройства с учётом проведения дополнительных проектных и строительных работ, связанных с деформацией грунтов», — отмечено в тексте поручения.
Стоит отметить, что в поручении говорится не только о Калининграде, но и о Самаре. Тамошний губернатор Николай Меркушкин в начале июня нынешнего года рассказывал Путину захватывающие истории о том, что «имеющиеся проблемы с возведением стадиона решаются». И уверял, что сдан стадион будет несомненно в срок, а работа идёт «в принципе нормально». Правда, за одним небольшим исключением — власти собирались менять генподрядчика, искать замену для ПСО «Казань». Компания заявляла, что построить стадион за 17,3 млрд рублей, которые зафиксированы в утверждённой Главгосэкспертизой смете, невозможно. И требовала аж 22 млрд рублей, аргументируя это ростом цен на стройматериалы.
Власти собирались — но не собрались; первый
В Калининграде всё похоже, но в менее драматических масштабах. Генподрядчик строительства, компания «Крокус», как известно, Напомним, что в начале июня генеральный директор
Слова Агаларова подтверждаются данными госэкспертизы, проведённой Российским федеральным центром судебной экспертизы при Минюсте РФ.
В тексте экспертизы (имеется в распоряжении редакции «Нового Калининграда.Ru») говорится прямым текстом: «в процессе выполнения работ по консолидации грунтов были допущены существенные отклонения от проекта». И обводнение грунтов, видимое невооружённым глазом вокруг стройплощадки, есть следствие именно этих нарушений.
Агаларов, как известно, заявлял о необходимости увеличения сметной стоимости работ на 300 млн рублей. А местные чиновники в ответ заявили, что его претензии беспочвенны, а работы по отсыпке грунта были выполнены качественно. И заказали свою собственную экспертизу, чтобы это подтвердить.
В начале июля прибывший в регион с «миротворческой миссией» Игорь Шувалов пытался привести ситуацию к некоему балансу. «Особых нареканий по проекту нет. Есть две взаимоисключающие экспертизы: одна говорит, что земельный участок подготовлен ровно так, как прописано в проектной документации, другая — что участок подготовлен недостаточно. На совещании с коллегами мы будем это обсуждать и смотреть по тому, как это исправить и кто какую ответственность берёт за конкретный участок работы. Важно все объекты ввести в срок, гарантии на себя взяли. В целом мы всё выполним в срок», — отметил тогда Шувалов.
Мантры «выполним в срок, выполним в срок» в отношении стадиона в Калининграде (равно как и аэропорта «Храброво», также звучащего в поручении президента) чиновники разных уровней распевают так долго, что верить им население перестало уже довольно давно. Судя по реакции Путина, он также потерял в них веру; для российского чиновника это гораздо страшнее.
Чартеры отменяются каждый день
Летний сезон этого года для калининградских туристических фирм, в отличие от погоды, выдался
Совсем другая картина на внешних фронтах борьбы за внимание и удовольствия калининградских туристов. В начале июня для них специально были запущены чартерные и регулярные рейсы в города Испании, Кипра, Греции, Туниса и Болгарии.
В конце июня
Во всех случаях, по словам представителя аэропорта Натальи Грицун, причиной для прекращения стала экономическая ситуация. Попросту калининградцы не оценили новые и
В конце прошлой недели очередь дошла и до рейса в Варну. «Ситуация сложилась таким образом, что наша компания фактически спонсировала данное убыточное направление. Рейсы отправлялись по маршруту полупустыми, все затраты, связанные с этим, ложились на нас. Сейчас такой возможности более нет», — сообщил в письме к партнерам и турагентам глава некоммерческой организации «Союз Организаций Внутреннего Туризма», а по совместительству директор
В этот же день глава ассоциации «Турпомощь» Александр Асауленко в разговоре с корреспондентом «Нового Калининграда.Ru» сообщил, что в данный момент ожидают разрешения ситуации около 120 человек, из которых только 36 туристов, остальные так называемые «билетники».
Судя по сообщениям самого туроператора и министра туризма Калининградской области Андрея Ермака, в данный момент ситуация под контролем и жители региона, купившие билеты и путевки в Болгарию, скоро вернутся домой.
По оценкам экспертов туристического рынка, причинами очередного провала чартерных рейсов стали как маркетинговые просчеты самого туроператора, так и падение покупательной способности потенциальных клиентов. Калининградцам, как оказалось, чересчур финансово обременительно заплатить 70 тысяч рублей за недельный отдых на двоих в отеле категории 3* с завтраком и вылетом из родного «Храброво».
Стоимость билетов на рейсы в Барселону из Калининграда, скорее всего, уже в ближайшем будущем станет причиной отмены рейсов авиакомпании «Vueling». Согласно данным билетного агрегатора aviasales.ru, полет из Калининграда в столицу Каталонии и обратно обойдется одному пассажиру в 37 тысяч рублей. Для того, чтобы добраться в Барселону из того же Гданьска, а впоследствии вернуться домой таким же путём, жителю области нужно раскошелиться всего на 11,5 тысяч рублей.
Затянувшаяся реконструкция «Храброво», высокие расценки на аэропортовое обслуживание, низкий уровень конкуренции среди перевозчиков, ухудшающаяся экономическая ситуация в регионе — всё это делает на первый взгляд привлекательные чартерные программы для местных компаний и их авиационных партнеров неподъёмными.
В пользу этой версии говорит и статистика по пассажиропотоку «Храброво» за первый летний месяц. По сравнению с прошлым годом, когда в день совершалось несколько чартерных рейсов в Анталью, он упал на 48,1%.
Однако процесс приведения в божеский вид аэропортового хозяйства идёт ни шатко ни валко, лишь сам «Храброво» переходит из одних рук в другие. Очевидное обнаружил сам президент, потребовавший ускорить стройку, но это прозрение спустя многие годы «реконструкции» выглядит весьма запоздалым.
Текст — Алексей МИЛОВАНОВ, Станислав ПАХОТИН, фото — Виталий НЕВАР.