Вечерний @Калининград: коллапс коллапса и поединок двух ёкодзун


Важные события среды: взбунтовавшимся калининградским перевозчикам хватило менее суток, чтобы снять протест и радикально обесценить свои возможности диктовать условия городу, а Александр Ярошук решению проблемы предпочёл её затягивание; поединок настоящих политических тяжеловесов на выборах в Госдуму по одномандатному округу в Калининградской области обещает стать презабавным зрелищем.

0NEV7845.jpg

Коллапс коллапса

Чуть меньше суток продержались калининградские перевозчики, накануне вечером объявившие о невыходе своих автобусов на большинство ключевых маршрутов в областном центре. Детали переговорного процесса остались тайной, однако ход событий показал: все стороны предпочитают совершать всё те же ошибки. А горожане остаются безвольным фоном для решения частных вопросов. Почти безвольным.

Около 5 часов вечера депутат горсовета, экс-глава транспортной комиссии, руководитель компании «БалтАвтоЛайн» и, по сути, лидер протестного движения перевозчиков Сергей Донских заявил о том, что акция неповиновения окончена, а автобусы 4 компаний, вставших накануне в позу, в четверг утром возвращаются на маршруты. Как и требовалось для выхода на линии, транспортники подписали временные соглашения с мэрией, фактически приняв те условия, с которыми ранее не соглашались. Срок действия договорённостей — 4 месяца, причём Донских утверждает, что коммерческие перевозчики остались при своём мнении.

Впрочем, теперь уже позиции коммерсантов, довольно резко растерявших смелость после двух совещаний в правительстве, прошедших в среду, выглядят уже не такими грозными. Во-первых, шантаж — это инструмент, который можно применить лишь единожды. Второй раз всерьёз тех, кто угрожает оставить город без автобусного транспортного сообщения, воспринимать никто не будет. Пусть даже часть претензий коммерческих перевозчиков выглядят вполне обоснованными, к примеру — оплата перевозки льготников, которую ранее взял на себя город.

Во-вторых, и это несколько важнее громких заявлений и вечерних демаршей, ситуация среды показала: Александр Ярошук и в самом деле был не так далёк от истины, заявив ранее, что не боится угроз перевозчиков. Да, конечно же, утром в среду в городе царила полная неразбериха, в автобусах было битком, а маршрутные такси перевозили стоящих пассажиров, несмотря на действующие запреты. Да, многие опоздали на работу, кому-то пришлось терпеть неудобства, а кому-то — платить лишнее, ведь льготы действовали далеко не во всех автобусах, которые город поставил на замену выбывшим.

Тем не менее, окончательного коллапса, которым грозили перевозчики городу, не произошло. Что ставит на повестку дня новые вопросы, ранее не поднимавшиеся. Например — а нужно ли вообще городу столько общественного транспорта?

Тут, правда, стоит отметить некую неразбериху в цифрах — неясно, сколько же в итоге автобусов вышло на улицы города в среду. Так, утром в мэрии сообщали, что на работу вышли 20 процентов автобусов, затем — что на городских маршрутах работают в общей сложности 294 единицы общественного транспорта из 670 единиц в обычные дни. Затем Ярошук заявлял, что на линии не вышли 120 автобусов. Как бы то ни было, система общественного транспорта смогла сработать пусть и в усечённом виде. А трамваи вообще давно не были столь популярны среди обитателей Острова, оставшегося практически без сообщения с центром.

Другое дело, что обойтись без выхода конфликта в публичное пространство стороны конфликта — люди эмоциональные и яркие — конечно же, не смогли. Несмотря на то, что фактически, в сухом остатке, в выигрыше от этого не оказался никто. Поведение городской власти во главе с Александром Ярошуком лишний раз показало, что градоначальник силён лишь в тактических действиях, да и то — теперь уже с изрядным запозданием. О том, что договора и маршрутные карты у «нерадивых перевозчиков» заканчиваются 1 марта, было известно давно. То, что они не настроены идти на поводу у чиновников и заключать допсоглашения на прежних условиях — также не очень-то большой сюрприз. Неизвестно, что именно стало причиной резкого сворачивания протеста, но можно предположить, что без участия федеральных структур тут не обошлось. Именно они обычно имеют спецсредства с крайне высокой степенью убедительности.

Впрочем, говорить о какой-либо победе одной из сторон не получается. Перевозчики, которых глава города планировал чуть ли не выдавить с улиц в их нынешнем состоянии, вернулись на линии с прежним подвижным составом и будут зарабатывать с его помощью деньги ещё 4 месяца. Ситуация с закупкой новых белорусских автобусов для «Калининград-ГорТранса» остаётся подвешенной, рассмотрение иска в арбитраже может затянуться надолго. В конце концов, в среду утром Ярошук обещал решить проблему с автобусным сообщением в городе или уйти в отставку; четырёхмесячная отсрочка как-то не похожа на решение проблемы. Скорей уж на её затягивание.

При этом эффект был, мягко говоря, несоразмерен поднятому шуму. Почему, имея инструменты, надавить на Донских и компанию нельзя было ранее? Почему нужно было устраивать этот цирк с конями, перекраивать наспех маршрутную сеть, зачем над этой пародийной схваткой нужно было возвышаться губернатору — точно так же пародийно, с привычными заявлениями про «немедленно наказать виновных»?

Кроме того, скандал пусть и не очень масштабно, но всё же вышел на федеральный уровень, а каждый такой случай вовсе не повышает очки местных политиков в глазах столичного руководства. Конечно, журналистам различных средств массовой информации было весело и раздольно — любой конфликт подогревает интерес читателей к их творчеству, что некоторым даже удаётся монетизировать. Но зачем чиновники предпочли выволакивать эту неприятную историю на божий свет, вместо того чтобы предпочесть стратегию «мягкой силы» — неясно. Скорее всего, потому, что само понятие стратегии в их образе мышления неприменимо.

Но более всего удручает безвольная позиция наиболее заинтересованных в развитии эффективного и качественного городского транспорта людей — жителей Калининграда. Дали такие автобусы — окей, заплатим и поедем. Дали сякие автобусы — да не вопрос, заплатим и поедем. Кроме роптания на остановочных пунктах, никакого иного проявления гражданского сознания во всей этой неприятной ситуации отмечено не было.

За исключением, пожалуй, одного положительного явления. Десятки жителей города, перемещавшихся на автомобилях, этим утром совершенно безвозмездно и без внешнего побуждения решили помочь другим калининградцам — метавшимся от маршруток к автобусам и опаздывавшим на работу и по прочим делам. Конечно, полностью решить проблемы за счёт подобной социальной активности нельзя, да и бессмысленно рассчитывать на это. Но то, что люди в Калининграде сохранили чуткость сердец и способность к самоорганизации и взаимопомощи, не обращая внимания на склоки чиновников и коммерсантов, — дорогого стоит.

MIL_8015.jpg

Поединок двух ёкодзун

В зале городского Совета депутатов Калининграда сегодня состоялась важная встреча. Двое политиков серьёзного масштаба оказались в зоне прямой видимости и даже досягаемости, и между ними наверняка сверкали искры, пусть и невидимые невооружённым глазом. Поединок депутата Госдумы Андрея Колесника и решившего оспорить этот титул члена горсовета Александра Пятикопа может стать забавным украшением политического сезона-2016.

В среду стало известно, что оба политика подали заявления на участие в партийной процедуре праймериз «Единой России», предшествующей кампании по выборам в Госдуму. Оба они намерены бороться за голоса избирателей в одном и том же одномандатном округе. Кроме них, с заявлением в оргкомитет праймериз обратился некто Руслан Коваленко, сотрудник агентства по имуществу области. Он намерен идти по другому округу, и он, в отличие от Колесника и Пятикопа, уже зарегистрирован.

В целом о том, что Александр Пятикоп намерен куда-то баллотироваться, было известно довольно давно — плакаты с его одухотворённым лицом украшают улицы города уже не первую неделю. Накануне же он озвучил свои намерения публично, заявив на пресс-конференции, что достиг профессионального потолка и намерен двигаться дальше. Видит себя в комитете Госдумы по экономической политике, намерен представлять, естественно, интересы граждан и даже успел решить вопрос с финансированием своей кампании. Правда, на прямой вопрос журналистов в духе «откуда дровишки» предпочёл ответить уклончиво: мол, приятели и одноклассники помогли. Другой вопрос остался за рамками беседы — насколько сильной будет зависимость линии поведения кандидата от этих приятелей и одноклассников?

Однако основной лейтмотив, с которым выходит на выборы (пока что внутрипартийные) Александр Пятикоп, — сомнительной свежести. Именно лозунг про «калининградскую команду в Москве» использовали в качестве основного единороссы на предыдущих выборах в 2011 году. И именно тех, кто оказался на Охотном ряду под этим лозунгом сейчас критикует желающий занять их места депутат горсовета Пятикоп. «К сожалению, сенаторы и депутаты, кроме Александра Жукова, работают неэффективно», — заявил он и отдельно подчеркнул, что «не всё может сказать» о качестве работы другого депутата Госдумы, Андрея Колесника.

Депутат Госдумы Андрей Колесник появился перед депутатами горсовета в напряжённое утро среды, когда город находился фактически в транспортной блокаде (естественно, неудавшейся) коммерческих перевозчиков. Было бы логично, если бы член комитета Госдумы по транспорту как-то подключился к решению проблемы обеспечения Калининграда эффективным и качественным общественным транспортом, поделился опытом и экспертизой. Но целью визита Колесника в горсовет было не дать, а получить. Он был награждён медалью «За заслуги перед Калининградом» с туманной формулировкой «за повышение престижа города». Какой именно престиж, как и где повысил депутат Колесник, не уточнялось. Впрочем, вторым награждённым такой же медалью оказался глава комитета по транспорту, что на фоне непогашенного протеста перевозчиков несколько дискредитировало ценность этой регалии.

Зато Андрей Колесник всё же переключился на местную проблематику и произнёс очередную глубокомысленную тираду, достойную прямого цитирования. «Буду требовать, как депутат Госдумы и как глава регионального отделения „Единой России“… Да, у нас все единоросы — и губернатор, и перевозчики. Поэтому буду требовать очень жестко. Да и не только требовать. Чтобы вопрос был немедленно решен. Не завтра, не послезавтра, а немедленно», — сказал Колесник. Не уточнив, впрочем, от кого он намерен требовать. Зато его желание сбылось, бунтующие перевозчики сдались, но вряд ли благодаря его горячему желанию.

В общем, фигуры, намеренные сойтись в битве за мандат депутата Госдумы по одномандатному округу номер 97 в нынешнем политическом сезоне, если не равнозначные, то уж точно друг друга достойные. Оба они политики со стажем, оба мастера изящной речи, оба мужчины с характером. Особого интереса поединки между партийными списками явно представлять не будут, и исход их в известной степени предрешён. А тут — такой пир духа.

Текст — Алексей МИЛОВАНОВ, фото из архива редакции.

Комментарии к новости


Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.