Место проклятое: почему с набережной Трибуца снова что-то не так

Город погряз в судах уже со вторым генподрядчиком затянувшейся реконструкции набережной Трибуца — о своей ликвидации объявила компания «Юггазнефтеснаб», достраивавшая первую часть объекта. Сдача второй части набережной затягивается из-за накренившегося дома на Московском проспекте. «Недвижимость Нового Калининграда.Ru» задумалась о том, почему легендарную стройку преследуют неудачи.

Уже для второй компании работы на набережной Трибуца закончились в итоге банкротством. Новороссийская компания «Юггазнефтеснаб», в своё время подхватившая упавшее знамя за «Мосинжстроем», объявила о ликвидации. «Компания „Юггазнефтеснаб“ из-за плохого финансового состояния находится в банкротном состоянии. У них сейчас достаточно большое количество судов, в том числе и наш заказчик — Управление капитального строительства — судится с ними и по взысканию денежных средств, начисленных по штрафным санкциям, и по устранению строительных дефектов, которые выявились после ввода объекта в эксплуатацию», — сообщил в четверг вице-мэр Артур Крупин в ходе выезда на набережную Трибуца. Кто теперь будет устранять дефекты сданной набережной и соблюдать пятилетний срок гарантии, будет решаться в судах, но растрескавшиеся лавки город уже подумывает поменять.

Ещё в 2011 году глава города Александр Ярошук обещал реконструировать набережную до 2014 года, но итоги аукционов — в декабре 2012 и в феврале 2013 — были отменены из-за жалоб участников. Затем ФАС провела 13 внеплановых проверок в региональном конкурсном агентстве, а к августу 2013-го, снизив цену с 630 млн рублей до 521 млн рублей, контракт получила компания «Мосинжстрой» — главный жалобщик, кстати. Учитывая, что за всеми этими пересудами времени на работы почти не осталось — 900 метров набережной надо было сделать к концу года, — сдачу объекта в итоге перенесли на лето 2014 года, потому что губернатор Николай Цуканов хотел получить набережную ко Дню города. Но подарка к празднику не получилось — в марте 2014 года начались проблемы с выплатами субподрядчику, а в апреле мэрия расторгла контракт с «Мосинжстроем», объявившим о своей ликвидации. Контракт подобрал субподрядчик — компания «Юггазнефтеснаб».

С августа по декабрь 2013 года «Мосинжстрой» получил за свою работу 143 млн рублей, из которых субподрядчику было выплачено всего 45 млн рублей. Когда «Юггазнефтеснаб» получил контракт на 438 млн рублей, набережная была построена на треть. Июльское допсоглашение увеличило сумму контракта до 481 млн рублей. Сдачу объекта снова перенесли — на февраль 2015 года. Как водится, подрядчик пообещал закончить пораньше — к декабрю 2014. Но не получилось. В конце 2014 года контракт на 420 млн рублей на строительство второго участка набережной (от второй эстакады до Деревянного моста) получила компания «БСК».

В начале марта журналисты «Нового Калининграда.Ru» прогулялись по свежепостроенному участку набережной и обнаружили, что объект ещё не сдан, а плитку уже «повело», лавки растрескались, вода не уходит, а урн нет. После этого на объект началось паломничество чиновников вместе с подрядчиком — все эти делегации терпеливо объясняли журналистам и друг другу, что объект в процессе сдачи, плитку переложим, вот уже перекладываем, лавки ломают толстые калининградцы, урны уже в пути, и вообще всё тут замечательно. А что спусков не хватает и пандуса возле поликлиники нет — это уже недостатки проекта, это не подрядчик. Но пандусом займёмся, да. И дорогу возле домов потом сделаем. А то что велодорожка узкая — не беда, разъедетесь как-нибудь. И забор тут поставим, чтобы по газонам не ходили.

15c6a78e397d06f0db8aa17ec453b778.jpg

Тем временем, строители набережной начали жаловаться на задержку зарплаты. На стройке работали как калининградцы, так и прибывшие из Новороссийска сотрудники компании — и ни те, ни другие не получали денег уже около 4 месяцев. Работники написали заявления в прокуратуру и Следственный комитет. Представитель подрядчика подтвердил наличие финансовых проблем, но заверил, что всё в процессе решения, деньги будут, и всё наладится. В апреле из-за финансовых затруднений с «Юггазнефтеснабом», работавшим в качестве субподрядчика на второй очереди объекта, был расторгнут контракт. Начало отставать строительство и второй части набережной. Тем не менее, власти решительно попросили компанию «БСК» ускориться и сдать свой участок к сентябрю.

«Губернатором поставлена задача сократить сроки строительства, он [объект] у нас по плану должен сдаваться в феврале следующего года, мы ставим задачу в сентябре сдать объект в эксплуатацию, — сообщил Федяшов. — Да, есть вопросы, требует корректировки проект, потому что там мост Деревянный требует реконструкции, есть проблемы с сетями, но это всё решаем в процессе работы. Я думаю, что подрядчику это по силам. Он сегодня заверил, вы слышали, вместе с городом заверили, что объект будет сдан в сентябре текущего года».

Вице-премьер Юрий Федяшов, апрель 2015

В мае первая часть набережной всё-таки была введена в эксплуатацию. Прогулявшись в честь такого события по объекту, главы города и области поругали вандалов, попросили калининградцев «не воровать» и «выносить за собой дерьмо», а также немедленно нашли виноватых в проблемах набережной.

«К сожалению, с подрядчиками не везёт нам всегда», — пожаловался мэр

«А что с этим не так?», — поинтересовались журналисты.

«Ничего, плохо работает», — констатировал Ярошук.

Уже через месяц губернатор с печалью констатировал, что «сейчас набережная практически вся разбита: лавки, скамейки, фонари, разобраны лестницы». Впрочем, это всё равно ничего не изменило — вандалы продолжили отрывать крышки у щитков, толстые калининградцы не перестали прыгать по лавкам, а затем ещё подлая калининградская погода окончательно испортила всё удовольствие, затопив несчастную набережную по самое не балуйся. Разгульная клинкерная плитка (её никто так и не переложил по-человечески) оказалась покрыта водянистой жижей. Впрочем, мэрия предпочла заявить, что всё в порядке, лужи высохли буквально на глазах, и не было там вовсе никакой грязи. Правда, через несколько дней прошёл ещё один июльский ливень, и ситуация повторилась — сотрудникам компании «Чистоград» пришлось вручную прочищать забитую канализацию. Несмотря на это, лужи стояли даже там, где канализация была прочищена, а также там, где её просто нет. Главы города и области всё-таки признали наличие проблемы и сошлись на том, что виноват подрядчик. Ему и устранять по гарантии.

Примерно в это же время, пока первую часть набережной затапливало, на второй части подрядчик понял, что к сентябрю ему никак не управиться. Тогда же было решено разбить сдачу на два этапа — один кусок сдать в сентябре, а второй — в октябре. Увы, этому тоже не было суждено сбыться. Подрядчик настолько рьяно взялся за дело, что в скором времени «повело» один из жилых домов возле набережной — разошлась трещина, образовавшаяся ещё после землетрясения в 2004 году, и дом всерьёз собрался обрушиться на головы жителям и строителям. Работы на набережной спешно остановили (по крайней мере возле злосчастного здания), жителей так же спешно расселили на время решения проблемы. Некоторым социальное жильё, построенное специально для учителей и врачей, по нраву не пришлось после очередного июльского ливня, и они сдали ключи. Кто-то вернулся обратно в опасный дом, а одна семья и вовсе отказалась выезжать. Сейчас по вечерам в многоэтажке горит несколько окон.

380b42f7f0aa950f3c3bf57a174b9f31.jpg

Зато после расселения и остановки работ на набережной дом вроде бы падать перестал. Впрочем, вопрос сдачи объекта никуда не исчез — приближается декабрь, а работы возле здания вести по-прежнему нельзя. Сегодня отставание на объекте составляет около полутора месяцев — проблемой тому не только злосчастная калининградская «Пиза», но и очередные коммуникации — не сошлись диаметры у водоводов.

Вопрос с работами около аварийного дома должен решиться 6 ноября. Тогда и станет понятно — можно ли вести работы в таком виде, придётся ли изменять проектное решение или надо полностью менять силовой каркас. От этого будет зависеть и дата сдачи набережной — пока что завершить работы планируется в декабре, а озеленением заняться в апреле. А тем временем «Юггазнефтеснаб», который должен был заняться ремонтом ливнёвок на первой части набережной, борьбой с плиткой и устранением прочих неполадок, дошёл до банкротства.

Может, дело тут вовсе не в нерадивых подрядчиках, ленивых чиновниках и невоспитанных калининградцах? И вовсе не из-за принципа «и так сойдёт», бессмысленной спешки и игнорирования очевидных проблем объект за 1 млрд рублей строится уже столько лет и с таким количеством проблем? Вполне вероятно, что тут как в анекдоте — не руки из жопы, а место проклятое. И это многое объясняет. Разве что на декабрь назначать окончание работ не стоит — плохой месяц для этого объекта.

Фото — Виталий Невар, Алексей Милованов, «Новый Калининград.Ru»

Текст: Татьяна Зиберова

Комментарии к новости