Без страха и упрека: почему Калининград цену на проезд хочет «задрать»

Все новости по теме: Транспорт: стоимость проезда

6a2b5089f8e4c68291f306b4e49a15f4.jpg

Мэр Александр Ярошук на этой неделе просто засыпал калининградцев предновогодними сюрпризами в стиле нуар. Вслед за решением отменить рельсобус градоначальник заявил о стремлении властей повысить стоимость проезда в общественном транспорте. Причем не на пару рублей, как в предыдущие годы, а сразу на 10. Глава региона Антон Алиханов отреагировал мгновенно — «забрал» рельсобус на областной уровень и раскритиковал чиновников за стремление «задрать» тариф.

Технически решение о повышении стоимости проезда принимают, конечно, не городские власти, а областная служба по тарифам. Мэрия подготовила документы, основываясь на аппетитах муниципального «ГорТранса». По словам чиновника, «в ноль» хронически убыточное муниципальное приятие сможет работать только при условии повышения стоимости проезда до 26 рублей с пассажирского носа.

Повысить тариф, однако, хотят даже не до 26, а до 28 рублей, заложив перевозчику, по выражению Александра Ярошука, «небольшую норму прибыли» «для развития». При этом градоначальник эмоционально обрисовал трагическую ситуацию, сложившуюся на муниципальном предприятии: топливо подорожало, за новые взятые в лизинг автобусы необходимо платить, а тремстам новым водителям обеспечить обещанную высокую «белую» зарплату.

«Сейчас по большому счету нечем уже платить зарплату на предприятии, нечем оплачивать топливо. Чудес-то не бывает», — пожаловался калининградцам с голубых экранов градоначальник. Он даже обмолвился, что в случае лизинговых долгов новые оранжевые автобусы у «ГорТранса» могут даже отобрать.

Повышение стоимости проезда (горвласти надеются, что все же 28 рублей) ждет калиниградцев в ближайший год, окончательно испортил телезрителям настроение Ярошук. Хотя буквально пару недель назад обещал, что столь стремительного повышения стоимости билетов не случится.

8 декабря мэр Александр Ярошук заявил, что «ГорТранс» мечтает поднять цену до 29 рублей, но тут же сделал попытку успокоить население: «Думаю, что повышение должно быть, но не на такую сумму. Это тяжело будет для калининградцев». Надо отдать мэру должное — сумма с тех пор и правда снизилась, аж на целый рубль. И теперь чиновники считают ее для населения вполне подъемной.

f9aa37e2590db5f887a022e0a2150c88.jpg

В разгар баталий с частниками мэр говорил, что город потратит 168 млн на валидаторы, которые установят на все автобусы. Это необходимо было сделать за время действия нынешней 1,5-годовалой схемы, чтобы подсчитать пассажиропоток, а затем отыграть «нормальный» конкурс уже на 5 лет.

Еще один сокрушительный удар ради бюджетной экономии власти решили нанести по «защищенным» (вернее, конечно, совсем наоборот) категориям граждан. Тратить по 110 млн рублей в год на компенсации проезда льготников оказалось слишком накладно.

«Есть такие льготы, которые, по большому счету, не наши даже полномочия. Почти 110 млн мы дотируем из бюджета на пассажирские перевозки — как детей, так и пассажиров в возрасте. Федеральных, областных льготников. Это не наши полномочия совершенно. Потому что давно уже монетизированы все льготы», — сказал Ярошук.

Горвласти придумали изящный выход из этого положения без отмены льгот. Слегка натершим бюджетную шею пожилым и юным калининградцам хотят просто ограничить количество льготных поездок. Этот вопрос, по словам Ярошука, сейчас «считается». Как и другая новаторская идея — лишить права льготного проезда работающих пенсионеров.

«Сейчас я поставил вопрос проработать, если работающий пенсионер, чтобы он этой льготой не пользовался, если это возможно. Мы сейчас работаем с Пенсионным фондом», — описал суть планируемого нововведения чиновник.

Тут стоит отметить, что в этом году стоимость льготного проездного осталась неизменной, прошлое повышение случилось в январе 2015 года. Но тогда проездной для пенсионеров «по старости» в Калининграде подорожал сразу в два раза — со 150 до 300 рублей.

Из 32 городских маршрутов 12 обслуживает «ГорТранс», 8 — ООО «Вест Лайн 1», 6 — ИП Фомин, по 3 маршрута у «Зеленоградск-Транса 2» и «Тотема».

Что думают по этому поводу остальные городские перевозчики (их в городе помимо «ГорТранса» еще 4), никто не знает. Но было бы странно предполагать, что от повышения стоимости проезда кто-то из них откажется. В свое время эту тему очень активно «педалировал» экс-глава транспортной комиссии горсовета, директор прежнего «монополиста» «БалтАвтоЛайна» Сергей Донских.

Ровно два года назад Донских и его сотоварищи по транспортному цеху заявляли, что стоимость проезда в автобусах большого класса необходимо увеличить до 23 рублей. Повышение произошло, но на куда меньшую, чем просили перевозчики, сумму — с 15 до 18 рублей.

Еще одно повышение планировалось в начале 2016-го года — тогда стоимость проезда должна было вырасти на рубль-два, то есть до 19–20 рублей за поездку. Но в год тройных выборов решили, видимо, не рисковать.

75aabf3c9fbcf951f7727f5d328e73be.jpg

Надеялись тогда и на новую транспортную схему, по которой муниципальный «Калининград-ГорТранс» должен был получить самые «хлебные» маршруты и выйти за счёт этого на самоокупаемость в 2017 году. Когда горвласти и руководство предприятия расписывали прелести перехода на новую схему, о повышение стоимости проезда на треть речь не шла даже близко.

Донских во время «транспортной войны» с мэрией предупреждал: власти хотят отдать большинство маршрутов «ГорТрансу», а затем резко повысить цены на проезд, потому что за лизинг надо платить.

«Уверен, что уже в следующем году МКП „Калининград-ГорТранс“ уже слезет с шеи бюджета (в 2016-м он получил 145 млн субсидий — прим. „Нового Калининграда.Ru“). Предприятие перестанет тянуть деньги из казны. Мы все для этого делаем: конкурс, новые автобусы, модернизация хозяйственного комплекса. Уверен, что в ноль уже он выйдет в следующем году», — говорил мэр в июне этого года.

Ему вторил и директор предприятия Анатолий Мухомор. «Так и будет. У нас даже в бюджете субсидии на следующий год не предусмотрены, ни одного рубля. За счет новой маршрутной сети, перераспределения доходов между убыточными и доходными маршрутами, между автобусами и электротранспортом, мы этого добьемся», — пояснил Мухомор.


Но что-то с новой схемой явно пошло нет так. Вывести из затяжного пике муниципальное предприятие чиновникам не удалось (это следует из речей самого градоначальника). Зато удалось сильно усложнить жизнь пассажирам и ничего в итоге качественно не улучшить. Эту прореху в стратегическом планировании и будут закрывать в итоге горожане, платя за проезд лишние 10 рублей (если, конечно, служба по тарифам согласится с подсчетами властей).

Шансы на это, если верить пятничному заявлению врио губернатора Антона Алиханова, ничтожны. «Я разные цифры слышал. Не буду сейчас говорить, дабы опять не попасть в какую-то ловушку сказанного, но 29 — это очень далеко от той цифры, которую мы обсуждали с Кириллом Юткиным (глава областной службы по тарифам — прим. „Нового Калининграда.Ru“). То есть цена, конечно, должна быть значительно меньше», — сказал Алиханов.

Наблюдать, как глава города и глава региона играют в «доброго» и «злого» полицейского, даже занимательно. Руки у Александра Ярошука, в общем-то, развязаны. После отмены прямых выборов мэра бояться взрыва народного недовольства градоначальнику больше не нужно. Чего не скажешь о губернаторе Антоне Алиханове, которому в сентябре 2017 года эту процедуру пройти все же придется (хотя после истории с отменой социальных выплат и полного отсутствия хоть сколько-то заметной реакции населения на эту «кастрацию» можно предположить, что и он на мнение горожан сильно оглядываться не будет). Но на имидже Алиханова последовательная критика сомнительных решений городских властей скажется только самым положительным образом.

Можно оптимистично предположить, что город таким образом все же пытается «надавить» на региональные власти и получить на решение своих транспортных проблем средства из областной казны. Рельсобус Антон Алиханов сохранить уже пообещал. Идею повысить стоимость проезда в общественном транспорте успешно раскритиковал. А идея дотировать городской транспорт ради сохранения низких цен для населения давно витает в воздухе — на этом настаивал еще Сергей Донских в период прошлых тарифных баталий. Логики этот сюжетный ход не лишен — по такому принципу выстроены отношения с РЖД.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Текст: Алла Сумарокова

[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.