На этой неделе Совет Федерации утвердил поправки в Налоговый кодекс и закон «Об особой экономической зоне в Калининградской области». Законопроект прошел через российский парламент с существенными потерями. Как это повлияет на ситуацию в регионе, что дают области законодательные нововведения, стоит ли ждать инвестиционного бума — об этом корреспондент «Нового Калининграда» поговорил с председателем комитета по экономической политике Калининградской областной Думы Александром Никулиным.
Неожиданные поправки
— Завершилась работа над калининградским законом. Он сначала носил название «О Калининградской области», потом трансформировался в поправки в закон «Об Особой экономической зоне». На ваш взгляд, хорошо это или плохо, что нет отдельного закона, а есть только поправки в существующий?
— Считаю, что это не особо принципиально и не сильно важно. Не важно, как называется закон. Важно, какие механизмы он предусматривает, какие дает преференции, возможности для бизнеса, ведения деятельности в Калининградской области. У нас на самом деле два закона. Один — это поправки в действующий
— Может, лучше внести в Налоговый кодекс отдельную статью о налоговом режиме в Калининградской области?
— У нас же нет
— Во время второго чтения законопроекта из него была исключена поправка, которая касалась комиссионной торговли. Я была на заседании Калининградской
— Немного неожиданно это произошло — мы, конечно, надеялись, что поправка пройдет. Наша позиция была аргументирована и понятна — в Калининградской области сложился такой режим работы предприятий, который очень серьезно отличает нашу территорию от прочих территорий России. У нас много сельхозпроизводителей находятся на едином сельхозналоге, соответственно, они не являются плательщиками НДС и ряда других налогов. При этом у нас очень много импортной продукции, которая ввозится в Калининградскую область под режим свободной таможенной зоны, она попадает под особую категорию налогообложения — с неё не уплачивается НДС, пошлины.
«Мы просто сдохнем»: как бизнес отреагировал на поправки в закон об ОЭЗ
Поскольку комиссионная торговля запрещена, получается, что торговая сеть будет делать на такую продукцию наценку на полную стоимость и уплачивать НДС. Получается своего рода налог с оборота. Если логика налога на добавленную стоимость состоит в том, чтобы уплачивать налог только с добавленной стоимости — есть входящий НДС, а есть НДС с реализации, и разница уплачивается. В этом смысле, когда у нас нет входящего НДС, то получается налог с оборота. И в этом особенность Калининградской области. К сожалению, было принято решение, которое не позволяет вновь ввести договоры комиссии.
Я знаю, как на федеральном уровне долго боролись с комиссионной торговлей. На самом деле тут не надо кривить душой — торговые предприятия, особенно федеральные, очень серьезно приложили руку к тому, чтобы такие механизмы были применены в Российской Федерации. Для поставщиков были большие сложности, и схемы ухода от налогов торговых сетей — они использовались. Именно поэтому федеральный центр не хочет менять свои решения. Было решено комиссионную торговлю в торговых сетях запретить, и сейчас федеральный центр на этом жестко настаивает. Так понимаю, в этом логика и состоит, поэтому наши поправки и не прошли.
— В чем заключалась схема ухода от налогов благодаря комиссионной торговле?
— При комиссионной торговле налог на добавленную стоимость уплачивался только с комиссионного вознаграждения, наценки. То есть торговую сеть не волнует, есть или нет входящий НДС, какое предприятие поставляет им продукцию — находящееся на упрощенной системе налогообложения, на едином сельхозналоге или на общем режиме — это уже вопрос того поставщика, который поставляет им продукцию. А торговая сеть уплачивает НДС только с наценки. В этом логика своя была, но сейчас такое уже невозможно. Кстати, мы этой парадигме уже год живём — закон «О торговле» в нынешней редакции действует с 1 января 2017 года.
— Мы уже год платим НДС с оборота?
— Все торговые сети с января 2017 года находятся в логике НДС с оборота, при поставке товара от предприятий, работающих без НДС.
— Если они уплачивают НДС не с наценки, а со всей суммы, то издержки стали больше?
— Да. Но те предприятия, которые всегда работали с НДС, не почувствовали на себе нагрузки — они как поставляли товар с НДС, так и поставляют. Те предприятия, которые поставляли товар без НДС… Надо понимать, что нагрузка выросла на торговую сеть в большей степени. Проще говоря, торговая сеть должна была бы просто поднять цены на сумму НДС. Стандартная ставка НДС у нас 18%, на некоторые категории продуктов — 10%. Но есть покупательская способность…
— Получается, что торговые сети с начала года должны были повысить цены на 10–18%, но не стали повышать
— Да. Торговые сети договорились с поставщиками, что поднятие цен будет не таким большим.
— На заседании КТПП бизнесмены говорили, что вынуждены были работать себе в убыток, ожидая, когда примут поправки о комиссионной торговле.
— С точки зрения налогообложения история следующая — правила для всех должны быть одинаковыми. Если налогообложение будет для всех одинаковым, все будут в равных условиях, то и условия конкуренции будут для всех одинаковыми. Понятно, что бизнес в убыток не должен работать и делать этого не будет. Думаю, что в течение
Отмечу, что одновременно принимаются поправки в Налоговый кодекс, не касающиеся Калининградской области. Есть такая достаточно противоречивая норма, которая вызывает у меня двойственные ощущения. Сейчас устанавливается предельный объем выручки при применении единого сельскохозяйственного налога. В следующем году он составит 100 млн рублей (если объем выше, то нужно работать на общем режиме — с НДС). Затем он будет ежегодно снижаться до предельного объема выручки в 60 млн рублей. Мне кажется, это недостаточная величина — у нас даже упрощенная система налогообложения применяется при выручке до 150 млн рублей. Но 60 млн рублей!
Честно говоря, я не знаю, что это за бизнес, для кого это делается и кому нужно. Дискредитируется система единого сельхозналога. Мне кажется, эту позицию нужно пересматривать и
Контрсанкции имеют отложенный эффект
— Можно в нескольких словах объяснить, чем отличается общий режим от упрощенных?
— НДС — это косвенный налог, в отличие от налога на прибыль, налога на имущество. К примеру, получаешь прибыль — соответственно, отчисляешь часть от этой прибыли в бюджет в виде налога. Имеешь имущество — ежегодно отчисляешь в бюджет от этой суммы 2,2% за минусом амортизации, если установлена максимальная ставка. С НДС ситуация принципиально другая — это косвенный налог, который с движением сырья от производителя до конечного потребителя на каждой стадии возрастает на величину так называемой добавленной стоимости.
Возьмем, к примеру, производство картофеля. Сельхозтоваропроизводитель, чтобы получить урожай, покупает ГСМ, электроэнергию, делает определенные затраты. Когда он собирает урожай, картофель получается, допустим, по 10 рублей за килограмм. Эти 10 рублей включают в себя стоимость ГСМ, в которую уже включен НДС в 18%. Таким образом получается картофель 10 рублей за килограмм, в том числе 2 рубля НДС. Далее он реализует урожай по 15 рублей за килограмм. На картофель НДС 10%, сельхозтоваропроизводитель должен с этих 15 рублей уплатить налог. Но НДС в том и состоит, что сельхозпроизводитель уплачивает НДС в 10% не с оборота, а он уменьшает его на величину входящего НДС. В дальнейшем история какая — торговая сеть покупает картофель у производителя по 15 рублей, в котором выделен НДС в 10% — это 1,5 руб. Торговая сеть реализует картофель, получает выручку. Она платит НДС с суммы, уменьшенной на величину входящего НДС в 1,5 рубля. Мы видим это в чеках.
НДС имеет цепочку по всему пути движения товара. И в конечном счете налог уплачивает конечный потребитель товара, именно он несёт полную степень затрат. Если мы с вами покупаем картошку в магазине, именно мы платим эти 10%. Но предприятия, которые стоят на пути реализации этого картофеля, платят налог только с величины наценки. Считается, что это инфляционный налог — увеличение его ставки влияет на инфляцию, на каждом этапе происходит увеличение стоимости товара.
В природе НДС кроется то, почему в Калининградской области есть проблемы. У нас есть предприятия, которые работают на упрощенной системе налогообложения — они работают без НДС. У нас много импортного товара, который также поставляется в область без уплаты НДС. Таким образом, у предприятий нет входящего НДС, и они должны уплачивать его с оборота. Конечно, эта ситуация осложняет во многом работу у нас на территории области.
— Версия правительства — что если НДС введут для сельхозпроизводителей, которые имеют выручку свыше 100 млн, то это плюс для торговых сетей, потому что появится входящий НДС.
— Этот вопрос и сейчас уже решается на самом деле. И уже многие производители с НДС поставляют товар. Это и переработчики, и производители молока, и так далее. Просто мы хотели своими поправками вернуть тот режим, который был ранее. Но, к сожалению, не получилось.
— То есть вы проанализировали ситуацию и пришли к выводу, что она у нас хуже, чем в других регионах России, поэтому нам нужны преференции?
— Нельзя сказать, что она хуже. Но у нас есть свои особенности. Вы видите, наверное, идет замещение импортного товара российским. Если взять ситуацию
— Еще и контрсанкции, наверное, помогли.
— Контрсанкции имеют отложенный эффект. Сначала ведь нужно
— Но всё же именно Калининградская область больше остальных регионов ощутила на себе проблемы, связанные с введением контрсанкций. И в первую очередь
— К сожалению, это так. Мы от этой нашей особенности деться никуда не можем — живем в этой ситуации. Но должен сказать, что бизнес с пониманием к этому всему относится. Более того, за долгие годы работы мы к этой оторванности уже привыкли. Конечно, хотелось бы большего, чтобы мы вообще не чувствовали на себе эту удаленность. Но пока мы находимся в той ситуации, в которой находимся. И я не вижу причин, чтобы она
Очень особая зона
— В целом новый пакет поправок в законы, которые касаются Калининградской области, — что он нам даёт? Наша особая зона будет иметь больше преференций, чем другие? Будет лучше остальных?
— Смотрите, история следующая — у всех
Также может вернуться к теме авиационного хаба. Сейчас запустили два рейса — в Берлин и Прагу из Калининграда. Будем смотреть, как это будет развиваться. Я вижу в этом тоже выгоду — летать из Калининграда на таком коротком плече во многие европейские города было бы очень интересно.
— Согласна. Но это было бы интересно, если бы до России можно было недорого долететь.
— Вопрос ценообразования у авиакомпаний стоит по всей России. Когда мы можем купить на один и тот же рейс билет за 6 тысяч рублей или за 26 тысяч — это неправильно абсолютно, его надо урегулировать. Это вопрос Воздушного кодекса РФ и ценообразования компаний, работающих на российском рынке. Но в любом случае рейсы из Москвы в небольшие европейские города невыгодны — там просто не будет большого пассажиропотока. А вот из Калининграда, если большими самолетами везти сюда людей, это было бы интересно.
— Этот принцип хаба у нас уже существовал. И насколько я понимаю, он будет работать, если билет из того же Омска в за рубеж через Калининград будет дешевле, чем через Москву. Но пока что я купила билет из Калининграда до Москвы на следующее лето уже за 6000 рублей в один конец, обратно мне предлагают лететь за 8000… Если вернуться к особой зоне. Министр промышленности Дмитрий Кусков говорил, что наша ОЭЗ лучше остальных, потому что у нас в одном месте будут и налоговые преференции, и пониженные социальные платежи. То есть всё в одном месте сразу. В то время как в других регионах России пониженные социальные платежи есть только в ТОРах, а налоговые льготы — в локальных ОЭЗ. Всё вместе — это только у нас. Это действительно так?
— Да. К примеру, ТОРы на Дальнем Востоке — там есть льготы по социальным платежам, но нет по налогу на прибыль и имущество. В локальных ОЭЗ есть по налогам, но нет по социальным платежам. У нас — всё вместе. Более того, мы не ограничены
— Мои коллеги обратили внимание, что Правительство РФ не ожидает большого всплеска инвестпроектов — сумма выпадающих доходов по социальным взносам на ближайшие пять лет всего 800 млн рублей. Получается, что, по мнению федерального центра, у нас не так много зарегистрируется новых резидентов, которые смогут получить эту льготу.
Не ТОР: в Госдуму внесён пакет законопроектов о Калининградской области
— Мы пока не можем прогнозировать объем, к сожалению. И ведь надо же создать рабочие места, чтобы не платить социальные платежи.
— Вы видели — в законе появилась строка, которая требует согласовывать число новых рабочих мест с правительством? Я обратила внимание, что у бизнесменов на встрече в КТПП это вызвало вопросы и правительство региона не смогло пока объяснить, о чем речь.
— Смотрите. В законе прописано, что льгота по социальным платежам применяется только на вновь созданные рабочие места. Соответственно, эти рабочие места еще нужно создать, чтобы получить льготу. Поэтому мы не можем сказать, что в
— Возможно ли, чтобы действующие предприятия смогли зарегистрировать новые юрлица и получить льготы по новым положениям закона?
— Есть очень серьезные ограничения, в том числе по передаче капитала. Наши калининградские инвесторы смогут в этом поучаствовать, но нужно будет создавать совершенно отдельный проект с новыми рабочими местами, новым оборудованием. Все достаточно сложно зарегулировано, так просто уже не перерегистрируешь предприятие.
Страдаем, но временно
— Всё это нужно обсуждать с администрацией ОЭЗ. Кстати, ваш заместитель, представитель «Справедливой России» Павел Фёдоров считает, что губернатор не должен возглавлять администрацию ОЭЗ, потому что инвестор всегда должен иметь прямой доступ к главе администрации Особой зоны. В случае с губернатором это вряд ли возможно — он всегда занят.
— Не вижу того объема работы, с которым мы бы могли не справиться…
— Это вы про себя. А если губернатор лично возглавляет ОЭЗ? Он же с каждым резидентом должен лично согласовывать все инвестпроекты и даже рабочие места.
— Есть правительство Калининградской области, в котором работает достаточно людей. Есть министерства промышленности, сельского хозяйства, экономики, в которых работают квалифицированные люди. Губернатор лично и не будет заниматься. Он будет принимать последнее решение, как и сейчас делает. Я, честно говоря, не уверен, что у нас с 1 января, когда закон вступит в силу, произойдут
— Льготы по социальным платежам коснутся только новых резидентов. Наши бизнесмены не очень хорошо восприняли эту норму, посчитав ее не совсем справедливой.
— Норма коснется не просто новых резидентов. Она коснется тех рабочих мест, которые будут созданы. То есть это не льгота бизнесу вообще как таковому и именно на вновь созданные рабочие места. Единственное, что в этой части меня смущает — хотелось бы иметь более длинный срок действия этой льготы. Инвестпроектам недостаточно срока в семь лет для реализации проекта.
— С другой стороны — закончится срок действия льготы, предприятие может просто снизить зарплату и всё.
— Ну нет. В бизнесе сейчас так не происходит. Вопрос снижения зарплаты всегда очень болезненный для предприятия так же, как и для человека. Это в исключительных случаях только может быть.
— А увести часть зарплаты в конверты что мешает?
— Мешает. За последние годы много что поменялось. Ужесточение законодательства, внедрение различных механизмов контроля очень сильно, я бы сказал, на порядок снизило возможность применения серых и черных схем выплаты зарплаты. Ни для кого не секрет, что раньше использовалось много схем с участием
— Знаете, я бы сказала, что это спорный вопрос. Сотрудник иногда предпочитает сам получать зарплату по серой схеме. Потому что пенсионная реформа у нас бесконечна, пока до пенсии дойдет — денег
— Да, тема отдельная. Но я знаю, что есть сферы бизнеса, в основном небольшие, как правило, непроизводственные предприятия, на которых работник является ИП — индивидуальным предпринимателем. Он получает зарплату, сам за себя платит социальные платежи, налоги. Такая схема вполне законна. Но немного неудобная. Её неудобно применять, когда тысяча человек работает на предприятии — нельзя всех заставить быть частными предпринимателями.
— Правительство неоднократно отмечало, что те налоговые льготы, которые имеют резиденты ОЭЗ, касаются областного бюджета. Комитет по бюджету облдумы говорил о 6 млрд выпадающих доходов. Министр промышленности Дмитрий Кусков сказал, что 35 млрд рублей наши резиденты ОЭЗ заплатили в бюджеты в 2016 году. Но по данным минфина, из этой суммы только 200 млн рублей ушли в областную казну. Остальные — в федеральную. Получается, что особая зона нашей области особых плюсов и не дает.
— Тут две позиции. Первое. Один из пунктов закона — субсидия на поддержку юридических лиц из федерального бюджета. Она больше доходов нашего собственного бюджета. Понятно, что у нас государственная граница, и через неё идёт движение грузов, людей, идут таможенные платежи в бюджет РФ. Но эта компенсация в сумме 40–50 млрд — это очень серьезная поддержка для наших предприятий. Второе — что касается наших налогов. Тут мы действительно страдаем
Мы даем льготы предприятиям. Они строят производство, начинают работать, приносить прибыль, обзаводиться имуществом и платить налоги. Если бы мы эти преференции не давали, у нас бы таких предприятий даже не появилось и в итоге мы бы ничего не получили в принципе и никаких перспектив не имели. Поэтому мы тут ничего не теряем — «во времени» даем льготу, потом получаем налоги.
—
— Я не слышал, чтобы
— В 2014 году были разговоры о том, что руководители некоторых предприятий рассматривают вариант переноса производства в Крым после того, как будет построен мост. Говорили, что свернут линии, соберут модульные конструкции и уедут, потому что условия в Крыму не хуже, а добраться до остальных регионов России проще. А не как тут, через три границы.
Год без льгот: как пережила экономика Калининградской области «проблему-2016»
— Такие разговоры, как мне кажется, — это определенного рода спекуляция. Любое предприятие нужно построить, ввести в эксплуатацию, собрать массу документации, разрешений, сертификатов. Далее — специализация трудовых ресурсов. Тут очень яркий пример — мебельщики. Что значит — перевести предприятие в другое место? Ты же людей не перевезешь — дорого и нерентабельно. Получается, что нужно обучать людей на новом месте, а это может занять десятилетия. В Калининградской области сложился уникальный мебельный кластер. Толчком послужила ОЭЗ, которая действовала по закону от 1996 года. Но этот кластер отстроен, в нём работают уникальные технологии и уникальные люди. Может,
— Сейчас мебельщики наши хватаются за голову
— Есть сложности с идентификацией. Но это вопросы другого плана — не налоговые, не вопросы закона, вопросы больше работы с таможенными органами.
У таможенных органов одно мнение, у бизнеса другое. Мы видим, что есть проблема. Но что очень сильно напрягает — она
— Вот в этом и вопрос. Если бы мы жили на основной территории России, этого ничего бы не было. А тут — мало того, что своя таможня палки в колёса, так ещё и дружественные белорусы иногда…
— Я считаю, что не хватает прозрачности в работе таможни. Если бы она была — было бы всё иначе. С другой стороны, созданных в Калининградской области условий вполне достаточно, чтобы нормально работать.
«Создать
— Поправки в закон понижают порог инвестиций для представителей медицинского и фармацевтического бизнеса до 10 млн рублей,
— Как раз для него это совсем неактуально. У него инвестиции миллиардами исчисляются. Я с большим уважением к нему отношусь — он очень большое дело делает для Калининградской области. Если тот фармацевтический кластер, который он строит, разовьется — это станет той топовой вещью, которая станет локомотивом для нашей экономики. Потому что фармацевтика с точки зрения добавленной стоимости, с точки зрения бизнеса — перспективное направление, и Калининградская область могла бы стать хорошей площадкой.
— Только мы слышали, как заводы закрывались, когда Горохов на выборы собирался. Такой вот политический аспект бизнеса… А для кого тогда эти 10 млн рублей?
— Я не стал бы персонифицировать, потому что не знаю. Но любые такие преференции — во благо. Мы же заинтересованы, чтобы в Калининградской области на хорошем европейском уровне оказывались медицинские услуги. И если мы таким предприятиям будем оказывать преференции — да ради бога. Я смотрю, как у нас развивается медицина, сколько открылось медицинских центров — значит, их услуги востребованы, к ним обращаются.
— Это тоже тема для отдельного разговора. Почему так много частной медицины — наверное, потому что государственная медицина недоступна или некачественна. Это же две чаши весов.
— Я считаю, что государственная медицина пришла в такое состояние как раз
— Что скажете по поводу льгот для
— Вопрос IT очень сложный. Посмотрим, как сработает история с 1 млн рублей порога для вхождение в резиденты. Я уже знаю некоторые предприятия, которые хотят зайти в регион. Но вопрос в том, как этот кластер будет развиваться, потому что сфера IT,
— Разве это плохо? Налоги ведь они всё равно тут будут платить.
— Хотелось бы, если говорить
Текст — Оксана Майтакова, фото — Виталий Невар, «Новый Калининград»
Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав
Ctrl+Enter