Вечерний @Калининград: снести нельзя узаконить и мистическое телевидение


Важные события вторника: полуночная спецоперация по сносу палаток и ларьков в Москве напомнила о том, что в Калининграде проблема нестационарной торговли стоит не менее остро, а системного решения её пока не видно; губернатор, выделяющий десятки миллионов рублей на освещение своей персоны в телеэфире, с удивлением обнаружил, что местные телеканалы почти никто не смотрит.

_MG_9342.jpg

Снести нельзя узаконить

Одной из ключевых тем вторника стала внезапная и крайне жёсткая активность московских властей по отношению к торговым объектам. Чиновники в столице решили, что палатки и ларьки несут жителям Москвы серьёзную опасность. Серьёзную настолько, что снести сразу под сотню объектов они решили в одночасье, причём — под покровом ночи.

По словам мэра столицы Сергея Собянина, сносились в первую очередь те объекты, которые были якобы возведены в 90-е годы, возведены незаконно и на местах особо критичных для инфраструктуры города. В обмен на утерянную собственность, заявил Собянин, владельцам предоставят «торговые объекты в других местах и уже на законных основаниях».

Естественно, мэрия Москвы уверена, что действовала на законных основаниях, а о возможной ликвидации объектов уличной торговли их собственников предупреждала заранее. Более того, столичные чиновники даже распространили красочные листовки, из которых следовало, что палатки и ларьки представляли страшную опасность для населения — потому как стояли прямо на газопроводах высокого давления.

Предприниматели при поддержке ассоциаций вроде «Опоры России» намерены, в свою очередь, судиться. Тем более что они не просто потеряли свой бизнес, но и вынуждены будут, по мнению властей, компенсировать расходы на снос. Впрочем, как отмечает «Газета.Ru», несмотря на гул в социальных сетях, обошлось без протестов. Осуждать снос своей собственности московские торговцы предпочитали в «Фейсбуке» и «Твиттере».

Ситуация эта весьма примечательная в первую очередь для Калининграда, где часть малого бизнеса, более известная под термином «палаточники», бьётся за собственные права с переменным успехом уже который год. Сейчас ситуация особенно обострена приближением 2018 года, когда улицы города должны быть приведены в так называемое «нормативное состояние». Окончательной концепции того, как должны выглядеть объекты торговли, пока нет, соответственно, предприниматели не понимают, к чему готовиться.

Нет также внятной и взвешенной позиции у властей. Подкреплённая кризисом и увеличением расходов при сокращении доходов, ситуация регулярно доходит до точки кипения. Так, к примеру, случилось в декабре прошлого года, когда чиновники решили в целях реконструкции дороги освободить от торговых объектов площадь мини-рынка перед ТЦ «Южный». Тогда 18 декабря более 50 продавцов и собственников торговых павильонов мини-рынка «Южный» вышли на стихийный митинг. В итоге всё разрешилось обычным для Калининграда образом — у мэрии кончились деньги на реконструкцию дороги, и на торговцев махнули рукой, дав им пока поработать на прежнем месте.

В том, что касается статуса «палаточников» в целом и ситуации в контексте грядущего 2018 года, всё как-то сложнее. Вопрос этот, в частности, поднимался на одной из предвыборных встреч губернатора Николая Цуканова в минувшем июле, когда он пытался обаять своим экономическим видением предпринимателей. Тогда глава президиума Калининградской федерации малого и среднего бизнеса Владимир Дианов в очередной раз обратил внимание губернатора на проблему со статусом палаток. И отметил, что «девять лет ситуация ну никак не двигается вообще».

«Я напомнил губернатору, что преемственность должна быть и что нам обещали еще пять лет назад продлить договоры аренды на палатки на 25 лет без всяких условий. И что мы от него ждём — что он примет участие в том, чтобы в итоге этот вопрос был решен. Тут нужна политическая воля», — рассказывал тогда «Новому Калининграду.Ru» Владимир Дианов. Во вторник он заявил, что с того момента никаких видимых подвижек в решении вопроса «палаточников» так и не последовало.

Врио губернатора тогда заявил, что ему удалось добиться обещания собрать на рабочее совещание в течение двух недель всех председателей комитетов и главу города. Взамен Цуканов попросил федерацию малого и среднего бизнеса поддержать его на выборах. Сделали ли это представители малого и среднего бизнеса, неизвестно, но свою политическую проблему, как известно, Цуканов решил. О каких-то системных изменениях в этой плоскости с тех пор слышно не было.

События, похожие на то, что случилось в Москве этой ночью, помнят и многие калининградцы. В середине прошлого десятилетия в одночасье были снесены торговые объекты на улице Баранова; сказать сегодня, что это как-то улучшило прилегающую к Центральному рынку территорию, нельзя. Там точно такой же базар и развал, даром что без самодельных палаток. А в минувшем году власти избавились от ТЦ «Старая башня», несмотря на вялое сопротивление арендаторов и собственников торговых помещений. Теперь на месте ТЦ торгуют картошкой и паркуют машины.

Пока что ничто не говорит в пользу возможности найти устраивающий как предпринимателей, так и чиновников компромисс. Тем более — обещание главы комитета городского имущества Александра Зуева уже в этом году снести 400 якобы незаконных объектов в городе.

Будет ли реакция малого и среднего бизнеса Калининграда на очередной ночной снос их торговых площадей перед 2018 годом такой же вялой, как раньше? Вряд ли. Чем дальше мы движемся по пути импортозамещения, тем меньше остаётся терять предпринимателям, не присосавшимся к бюджетным потокам.

_NEV2948.JPG

Мистическое телевидение

Местное телевидение, как выяснилось во вторник, это очень странный предмет. Практически по Винни-Пуху — оно то ли есть, а то ли его вовсе нет. Губернатор Николай Цуканов во вторник сообщил коллегам по правительству, что не уверен, смотрят ли вообще в массовом порядке жители региона местные телеканалы.

Демонстрация роликов в местном эфире была преподана Цуканову министром финансов в качестве одного из критериев успешности программы повышения финансовой грамотности, которую уже несколько лет с небывалым энтузиазмом за бюджетные деньги реализуют как сотрудники минфина, так и многочисленные прибившиеся «эксперты». Можно долго спорить о том, насколько повышают финансовую грамотность стремительно беднеющего населения глуповатые ролики про семью, в которой не знают, куда спрятать заначку. Но дело не совсем в том, как проматывают бюджеты адепты финансовой грамотности.

«Мы занимаем, наверное, 6-е место в России, интернетом у нас пользуется 72% жителей, — заявил на заседании правительства губернатор. — Не знаю, коллеги, давно ли вы смотрели наше прекрасное региональное телевидение? Оба канала? Я ни одного ролика за 5 лет не видел». И предположил, что местные каналы стоит включить в пакеты спутникового вещания. Каналов этих, напомним, всего три — ГТРК «Калининград», «Каскад» и «Первый городской». Про последний, правда, не вспомнил даже губернатор.

«Эта сумма не идёт на пиар конкретного человека либо правительства. Та же программа ЖКХ — чтобы разобраться в ней, приходится делать десятки передач, десятки, сотни публикаций, — сказал губернатор. — Если мы об этом не расскажем, как люди узнают об этих программах? Программа «Фермер», программа ипотечного кредитования — как мы донесём их? Вы бесплатно будете это делать? Да вы бесплатно пальцем о палец не ударите, потому что вам неинтересно, это позитив, а вам негатив только нужен».

Николай Цуканов.

Любопытнее тут другое. Несмотря на такую низкую оценку интереса населения региона к продукции местных телевизионщиков, глава области продолжает с каким-то неимоверным упорством скармливать им бюджетные деньги. Причём в немалом объеме: согласно конкурсной документации, в минувшем году ГТРК и «Каскад» проели по 13 с лишним млн рублей из областного бюджета лишь на «освещение деятельности» правительства. «Первый городской» получил куда меньше, около 2,5 млн — наверное, поэтому губернатор про него во вторник и не вспомнил.

За это телевизионщики освещали с изрядным упоением работу кабмина, но куда с большим рвением — деятельность лично губернатора. Стоит вспомнить, что в месяц, предшествовавший выборам, Николай Цуканов предпочёл не уходить в отпуск и продолжал проводить по два, три, а иногда даже по четыре публичных мероприятия в день.

Все они исправно освещались местными телеканалами — за счёт областной казны. Даже в самый последний день разрешённой агитации.

Конкурсы на «освещение деятельности» в 2016 году пока не проведены. Однако цифры, зарезервированные в областном бюджете на эти цели, сходны с показателями 2015 года. Следовательно, губернатор вновь даст так много денег телеканалам, которые, по его мнению, смотрит так мало людей.

Официальный ответ на редкую критику подобного самопиара за бюджетный счёт стандартна. Губернатор всегда говорит примерно одно и то же: это, мол, информирование граждан о важных для них программах, бизнеса — о субсидиях, ну и о прочих важных моментах работы правительства. О которых, по его словам, журналисты за свой счёт рассказывать ни в жизнь не будут.

Эта позиция и раньше выглядела довольно сомнительной. Нынешней же зимой она стала окончательно смехотворной. Аккурат в момент, когда правительство в лице минэка приняло решение проводить семинары для бизнеса по важнейшей теме — механизму распределения 66 млрд рублей субсидий на компенсацию «проблемы-2016» — в закрытом от прессы режиме.

Говорить о правительстве и его методах обращения с деньгами налогоплательщиков нынче можно только так, как хочет оно — за те же деньги. Деньги налогоплательщиков.

Текст — Алексей МИЛОВАНОВ, фото — из архива редакции.

Комментарии к новости


Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.