Вечерний@Калининград: разруха в головах и автобусный компромисс


Важные события вторника: власти взялись штрафовать нерадивых собственников пустующих зданий, но забыли о воспитании жителей области; «Калининград-ГорТранс» вновь объявил конкурс на лизинг волгоградских автобусов.

82722be3d23e9d912dd66b3fd227a5b2.jpg

Разруха в головах

Во вторник во время рабочего выезда мэр Калининграда Александр Ярошук пообещал оштрафовать «кого надо» за разрушающийся детский сад на проспекте Победы, который стал местом обитания бездомных.

Впрочем, ситуация именно с этим конкретным зданием остается неизменной уже около 20 лет. Несмотря на то, что горвласти даже дошли до суда и потребовали от владельца использовать старинный дом по назначению, коим тогда было размещение детсада, суд на сторону чиновников не встал, и здание продолжило пустовать и разрушаться. И власти вспомнили о нем лишь после вопроса журналиста.

Такой дом в городе не один. Ближайший пример — стоящая напротив детсада бывшая баня № 7, которая также «радует» фасадом с разбитыми окнами и ночлежкой внутри. Чуть дальше — расселенные, но еще не снесенные домишки на ул. Красносельская, причиняющие немало неудобств соседям не только сомнительными обитателями: недавно одно из зданий сгорело дотла глубокой ночью. Пожарным пришлось спасать от огня стоящие рядом машины и не давать пламени перекинуться на соседние дома. И это лишь в одной части города, в котором гораздо больше пустующих и потенциально опасных зданий разной степени архитектурной ценности.

Ничем не лучше и ситуация в области, где в руины превращаются сотни памятников и просто уникальных зданий, о которых мы писали не раз, не говоря уже об обычной довоенной застройке. Например, вчера коллеги из ГТРК «Калининград» сообщили о том, что вандалы разгромили кирху в поселке Большие Бережки Славского района. Конечно, о сохранности любых объектов должен заботиться владелец. Но следить за тем, чтобы регион и его столица не «хвастались» разрухой, к которой любят применять избитое выражение «будто вчера еще была война», положено властям.

Но есть и еще один аспект. Жители. Это те люди, которые каждый день ходят мимо разваливающихся домов и памятников. Те, кто не обращает внимание на людей, которые среди бела дня перелазят через заборы, казалось бы, охраняемых зданий. Те, кто и сам не прочь выбросить мусор за забор нежилого дома, ленясь дойти до контейнера или не встретив по пути урну, с которыми в области тоже не все слава Богу. Но даже всеобщее равнодушие — меньшее из зол по сравнению с вандализмом, который наносит гораздо больший урон, чем стихия или время.

Пожалуй, наш регион мог бы стать хорошей иллюстрацией к теории разбитых окон. Кому-то пришло в голову разбить первое стекло в тогда еще целом здании детсада на проспекте Победы, и вот уже все здание зияет пустыми рамами. Кто-то решил построить гараж из камней средневекового замка. А кому-то не утерпелось нагадить в алтарной части пусть и заброшенной, но старинной церкви.

Здесь десятилетиями активно разрушались памятники, и никто не нес за это наказания. И сейчас свежеотстроенный из кирпичей, добытых из памятника, сарай возмущает разве что службу охраны и краеведов. Там, где много лет не обращали внимание на разруху, воспринимая ее как часть нормы, не смогут по щелчку пальцев начать уважать и ценить то, что еще вчера было источником стройматериалов. Возможно, властям следует уделить внимание не только запретам и штрафам (которые, впрочем, тоже действенны и могут заставить собственника совершать некие телодвижения), но и той самой разрухе, которая, как говаривал известный всем персонаж «Собачьего сердца», в головах.

Автобусы2.JPG

И себе, и людям

Сегодня история с покупкой новых автобусов для муниципального транспортного предприятия «Калининград-ГорТранс» получила довольно неожиданное продолжение.

На частной электронной площадке появилась информация о конкурсе на приобретение в лизинг 20 волгоградских автобусов. По условиям детально прописанного технического задания в регион не позднее 7 июня должны быть поставлены 20 низкопольных автобусов марки «Volgabus 5270–0000010». На их покупку городская администрация за 5 лет готова потратить 307 млн рублей.

Этот шаг подконтрольного администрации предприятия выглядит странным, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, еще не завершились суды по оспариванию результатов двух тендеров на лизинг 100 автобусов для того же «Калининград-ГорТранса».

Напомним, в начале февраля городские власти заявили, что они не будут заключать контракт с ООО «Национальный оператор общественного транспорта» на поставку данного транспорта. Глава города Александр Ярошук сообщил, что это обстоятельство не помешает получить к 1 марта для нужд муниципального предприятия новый транспорт. Однако в начале февраля стало известно, что Арбитражный суд Калининградской области запретил мэрии заключать договор на поставку 100 автобусов марки «МАЗ» с другим участником конкурса — компанией «Промагролизинг-Центр».

В преддверии легендарного транспортного коллапса глава города также напоминал о том, что суды с участниками тендера идут, а конкурс на маршрутную сеть может быть перенесен на май—июнь этого года.

Второй любопытный факт связан со стремлением муниципального транспортного предприятия приобрести автобусы волгоградского завода. При этом сам директор МКП «Калининград-ГорТранс» Анатолий Мухомор неоднократно указывал на нежелание покупать автобусы волгоградского производителя.

В конфликте с частными перевозчиками Александр Ярошук также опирался на договоренности с некими белорусскими компаниями, которые могли в течение 10 дней привезти в город любое необходимое городу количество автобусов. На заседании российско-белорусского совета 16 марта губернатор Калининградской области Николай Цуканов тоже говорил о возможности решить проблему падения объема товарооборота между регионами за счет поставки 100 автобусов «МАЗ».

Получается, что заявления губернатора и добрососедские торговые отношения с Республикой Беларусь — это одно, а прагматика договоренностей участников системы пассажирских перевозок областного центра, как оказалось, совсем другое. Скорее всего, МКП «Калининград-ГорТранс» и производители волгоградских автобусов пошли на компромисс, выставив на тендер всего 20 автобусов — то количество, которое завод сможет реально к необходимому сроку поставить в Калининград.

Кстати, срок, указанный в техническом задании к закупке — «не позднее 7 июня», — дает основания полагать, что раньше середины первого летнего месяца конкурс на новую маршрутную сеть не состоится. На этот вывод наталкивает и тот факт, что договор со строптивыми частными перевозчиками был продлен до 1 июля. Чиновники городской администрации оставили себе как минимум три резервных недели, чтобы успеть подготовиться к конкурсу на маршрутную сеть.

Подстраховалась администрация и с финансовой точки зрения на тот случай, если суды с ООО «Национальный оператор общественного транспорта» продолжатся и после 1 июля. Во вторник она объявила сразу три конкурса на привлечение заемных средств в банках на сумму в 600 млн рублей.

В итоге суды, кабальные кредиты в коммерческих банках, выплаты по которым уже составляют 40% от доходной части бюджета, позиция губернатора, риски наступления очередного транспортного коллапса (если волгоградцы не смогут обеспечить поставки даже этих 20 машин) — все это превращается в сопутствующие и второстепенные факторы на пути к главной цели: обеспечение монопольного положения на рынке пассажирских перевозок для муниципального предприятия. Вопрос в другом, является ли эта цель конечной?

Текст — Алена Пятраускайте, Станислав Пахотин, фото из архива «Нового Калининграда.Ru»

Комментарии к новости


Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.