«...В будущем останется всего две востребованных профессии. Психолога, в широком смысле, ведь маркетолог или продавец — это тоже психологи. Профессионалы, умеющие общаться с другими людьми. Останется и профессия технаря — но закручивающего уже не гайки, но электроны».
Олег Пономарев
Учредитель ООО «СПАР-Калининград».
Окончил Калининградский государственный университет в 1993 году с дипломом преподавателя французского языка и литературы, филолога-переводчика.
До вуза я успел поработать на заводе — и стал хорошим токарем. Поэтому, наверное, меня не взяли на английский язык, а поступать в институт стали и сплавов почему-то не хотелось. Так я стал счастливым студентом, изучал французский язык. А в 1991 году, когда Советский Союз стал разваливаться, подался в то, что тогда ещё называлось мелкой спекуляцией.

Разгружать вагоны, как на первом курсе, не хотелось. А попрошайничать у родителей здоровому дылде было как-то стыдно. Но было понятно, что в стране огромное количество возможностей для зарабатывания денег. Они валялись везде, их было очень много, нужно просто не лениться их подбирать.

К четвёртому курсу у меня была пара-тройка собственных компаний. Университет мне для этого был уже не нужен — но я доучился и получил диплом. Больше для того, чтобы поставить точку, завершить начатое. Делал это не для родителей, но в детстве отец всегда говорил мне: если что-то делаешь, делай это хорошо. Этот принцип стал моей ценностью.

Образование и знание французского, однако, мне помогло. После университета я смог уехать во Францию и закончить магистратуру по экономике. Не зная язык, это было бы невозможно. Но после этого я с языком практически не сталкивался. Чего нельзя сказать об университете.

Университет — это очень круто. И тогда, мне кажется, это было даже круче. Сейчас высшее образование стало всеобщим. Любой родитель мечтает дать ребёнку высшее образование, потому что это высшая точка карьеры родителя. Закончил школу, получил диплом — свободен.

КГУ всегда был главным вузом. Он соперничал по престижности в Калининграде только с высшим мореходным училищем. Мореходка открывала дорогу в море, к хорошим зарплатам и бонам. Но КГУ был топовым университетом, туда был огромный конкурс, поступить было трудно. А выпускник КГУ, а сегодня — БФУ имени И.Канта, это как на Западе — выпускник Гарварда или Оксфорда. Это человек со знаком качества.
Лингафонный кабинет института гуманитарных наук БФУ имени И.Канта.
Юристов выпускает большое количество вузов. Не в обиду всем остальным, только когда я вижу диплом, выданный БФУ имени И.Канта, всё становится понятно. Кто учил человека, как его учили. И качество диплома — красный он или синий — тоже свидетельствует о глубине знаний специалиста.

В будущем останется всего две востребованных профессии. Психолога, в широком смысле, ведь маркетолог или продавец — это тоже психологи. Профессионалы, умеющие общаться с другими людьми. Останется и профессия технаря — но закручивающего уже не гайки, но электроны.

Задача университета — готовить мыслящего человека. Научить работать со справочной литературой, сформировать способность активно думать, самосовершенствоваться и развиваться. Задача дать конкретные знания — не самая главная. Школьники и студенты и так перегружены избыточным объемом информации, и это серьёзная проблема.

Нам нужны свободные и мыслящие люди. А у нас выпускают очень большое количество знающих роботов. Знающие роботы не имеют ценности, ведь машины уже знают гораздо больше и лучше, чем люди. Но ещё очень долго машины не будут способны к созданию нового и к восприятию прекрасного.

Очень важно, чтобы будущие выпускники были встроены в глобальный мир, в котором мы живём. Я очень хочу, чтобы в Калининграде появилась спецшкола английского языка. К сожалению, пока никто не готов браться за это. Школы конкурируют за жёсткость, позволяющую на выходе получать какие-то оценки, результаты ЕГЭ. Это важно — но это не самое важное. Гораздо важнее, чтобы дети не сломались.
Институт гуманитарных наук БФУ имени И.Канта.
Безусловно, университет развивается в правильном направлении. Сегодня там создана прекрасная материально-техническая база. Мы в советские и постсоветские годы даже не мечтали о тех корпусах, о тех возможностях, которые есть сегодня. Студенты имеют возможности обмена, получения любого опыта. К ним приходим мы, состоявшиеся люди, рассказываем им, зачем им учиться. Спорт, бассейны, КВН — всё это для в наши студенческие годы казалось сказкой.

Если человек на старте получает всё, это не только хорошо, но и плохо. Ведь ему и дальше будет казаться, что так должно быть. Иждивенчество и инфантилизм — одна из болезней сегодняшней молодежи. Университет должен лечить её, создавая условия для того, чтобы дети создавали важные проекты, не оторванные от практики, от реальной жизни.

Я преподаю в институте экономики и менеджмента, чтобы сократить этот отрыв. Приблизить теорию к практике. Классический университет учит студентов экономике в теории, это требование Министерства образования. Хотя меня и упрекают тем, что это ведь не бизнес-школа.

Диплом даёт базис для движения дальше. Но плохо, если у человека в студенческие годы не формируется ничего, кроме желания работать над оценками. Этого нет в требованиях к университету, формально он должен оказывать образовательную услугу. Очень хорошо, что сегодня БФУ имени Канта движется именно в направлении расширения желаний студентов развиваться за пределы учебных планов.
©2017 «Новый Калининград»/БФУ имени И.Канта.

Текст, верстка — Алексей Милованов.
Фото — Виталий Невар.
Корректура — Оксана Шевченко.

Реклама.